Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 19:41, курсовая работа
Целями охраны земель закон признает:
- предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
- обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению и т.д.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве.
1.1 Понятие и основные направления охраны окружающей среды в сельском хозяйстве................................................................................................................ 4
1.2.Эксплуатация объектов сельскохозяйственного назначения......................6
1.3. Требования при мелиорации земель.............................................................9
1.4. Экологические требования в области химизации сельского хозяйства...14
1.5. Охрана окружающей среды при осуществлении генно - инженерной деятельности..........................................................................................................18
Заключение............................................................................................................22
Список используемых источников......................................................................
Введение......................
Глава 1. Охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве.
1.1 Понятие и основные
направления охраны окружающей среды
в сельском хозяйстве.....................
1.2.Эксплуатация
объектов
1.3. Требования при
мелиорации земель........................
1.4. Экологические
требования в области
1.5. Охрана окружающей
среды при осуществлении генно
- инженерной деятельности.......
Заключение....................
Список используемых
источников....................
Введение.
Охрана окружающей
природной среды - одна из наиболее
актуальных проблем современности.
Научно-технический прогресс и усиление
антропогенного влияния на природную
среду неизбежно приводят к обострению
экологической ситуации: истощаются
запасы природных ресурсов, загрязняется
природная среда, утрачивается естественная
связь между человеком и
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.
Целями охраны земель закон признает:
- предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
- обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению и т.д.
При написании данной контрольной работы ставились следующие задачи:
- Определить понятие и основные направления охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
- определить
требования при эксплуатации
объектов
- исследовать охрану окружающей среды при осуществлении генно - инженерной деятельности
Данную тему рассматривали такие учёные как: Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. и т.д.
Глава 1. Охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве.
1.1 Понятие и основные направления охраны окружающей среды в сельском хозяйстве.
В течение многих лет вредное воздействие на природу сельскохозяйственного производства недооценивалось. Однако уже начиная с 1960-х гг. на первое место по загрязнению окружающей среды выходит сельское хозяйство. Это обусловлено двумя основными причинами.
Во-первых, осуществление строительства животноводческих ферм и комплексов при отсутствии какой-либо очистки образующихся отходов. Например, только один свиноводческий комплекс на 100 тыс. голов или комплекс крупного рогатого скота на 35 тыс. голов могут дать загрязнение, равное загрязнению окружающей среды, производимому крупным промышленным центром с населением 400-500 тыс. человек.
Во-вторых, нарушение норм и правил применения минеральных удобрений и ядохимикатов, которые вместе с дождевыми потоками и подземными водами попадают в реки, озера и иные поверхностные водные объекты, причиняя ущерб, как состоянию самих водных объектов, так и рыбным запасам, животному и растительному миру водных объектов1.
Именно поэтому в теории и практике охраны окружающей среды сложилось одно из основных направлений взаимодействия экологии и экономики - охрана окружающей среды и здоровья граждан в сфере сельскохозяйственного производства. Это направление реализуется посредством возложения на субъектов сельскохозяйственного производства (фермеров, сельскохозяйственные кооперативы и иных сельских товаропроизводителей) ряда обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной деятельности.
Охрана окружающей среды в сельском хозяйстве - это деятельность органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление плодородия почв, рациональное использование земель и других природных объектов, предотвращение негативного воздействия сельскохозяйственного производства на окружающую среду, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции и обеспечения продовольственной безопасности РФ.
В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния
земель и эффективности
Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
Для проведения
проверки соответствия почвы экологическим
нормативам проводятся почвенные, геоботанические,
агрохимические и иные обследования.
1.2.Эксплуатация объектов сельскохозяйственного назначения.
При эксплуатации
объектов сельскохозяйственного
Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнения почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха (ст. 42 Закона об охране окружающей среды).
Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.2
При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малоплодородных земель.
В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий установлен порядок консервации земель с изъятием их из оборота. Положение о таком порядке утверждено постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 8303. Консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходит деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, допускается:
- из земель подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;
- земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;
- земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством РФ.4
Подготовка предложений
о консервации осуществляется на
основании решений органов
самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, либо по инициативе собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков с учетом данных государственного мониторинга земель и специальных обследований.
Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов РФ, а в отношении земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления. На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.
Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством РФ.
Важным правовым институтом охраны земель выступает рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородного слоя почв. Правила такой деятельности урегулированы постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»5.
Рекультивация
земель, нарушенных юридическими лицами
и гражданами при разработке месторождений
полезных ископаемых и торфа, проведении
всех видов строительства и иных работ,
связанных с нарушением поверхности почвы,
а также при складировании, захоронении
промышленных и бытовых отходов, загрязнения
участков поверхности земли, если по условиям
восстановления этих земель требуется
снятие плодородного слоя почвы, осуществляется
за счет собственных средств юридических
лиц и граждан в соответствии с утвержденными
проектами реконструкции земель. При необходимости
на эти цели могут направляться средства
из других источников финансирования
в соответствии с действующим законодательством.
1.3. Требования при мелиорации земель.
Мелиорация земель - это коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, химических, противоэрозионных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий, под которыми понимается проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ6.
Площадь таких земель в России составляет 9,6 млн га, из них половина — орошаемые, другая половина — осушенные. Правовой режим этих земель в настоящее время определен Федеральным законом от 10.01.1996 № 4-ФЗ (в ред. от 29.12.2004) «О мелиорации земель»7.
На мелиорированных
землях располагаются мелиоративные
системы. Под ними понимаются комплексы
взаимосвязанных
Государственные
мелиоративные системы
Мелиоративные системы общего пользования находятся в общей собственности двух или нескольких лиц либо передаются в установленном порядке в пользование нескольким гражданам (физическим лицам) и (или) юридическим лицам.
Информация о работе Охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве