Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 07:14, контрольная работа
Цель исследования – изучить вопрос реформирования бюджетного процесса на федеральном уровне.
Задачи исследования:
раскрыть предпосылки реформирования бюджетного процесса на федеральном уровне;
проанализировать опыт внедрения БОР на федеральном уровне;
рассмотреть проблемы совершенствования бюджетного процесса на федеральном уровне и пути их решения.
Объект исследования – бюджетный процесс РФ.
Предмет исследования – реформирование бюджетного процесса на федеральном уровне.
Введение
Финансы неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Финансы выражают экономические общественные отношения. Однако эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции.
Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет.
Цель исследования – изучить вопрос реформирования бюджетного процесса на федеральном уровне.
Задачи исследования:
Объект исследования – бюджетный процесс РФ.
Предмет исследования – реформирование бюджетного процесса на федеральном уровне.
1.
Предпосылки реформирования
бюджетного процесса
на федеральном
уровне
В 1990-х – начале 2000-х годов в бюджетной сфере Российской Федерации были проведены крупные структурные реформы. В основном была решена задача обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности. Принятый в 1998 году и вступивший в силу с 2000 года Бюджетный кодекс Российской Федерации установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов «сверху вниз» в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Упорядочена система финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
В то же время, несмотря на осуществляемые в последние годы мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса, в нем имелся главный недостаток – отсутствие механизма обеспечения результативности использования бюджетных средств.
Этот недостаток выразился:
Для изменения сложившейся ситуации Министерство финансов подготовило, а Правительство РФ Постановлением от 22 мая 2004 года №249 одобрило «Концепцию реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах».
Главная задача реформирования бюджетного процесса – создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. /2/
Одна из задач этой реформы заключается в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
Необходимость перехода к «управлению результатами» обусловливает формирование бюджета исходя из целей планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования должны иметь четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании главное внимание необходимо уделять обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств. При этом устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов. Приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.
Основой новой организации бюджетного процесса должна стать модель «бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования». Ее суть – распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Эта
модель предполагает также создание
системы мониторинга
Реформирование бюджетной системы и бюджетного процесса требует осмысления накопленного собственного и зарубежного опыта в сфере бюджетов, выделения тенденций развития бюджетов и реализации в практику бюджетного процесса мероприятий, направленных на разрешение наиболее важных, первоочередных проблем в бюджетной сфере. Направленность преобразований в бюджетной сфере должна осуществляться с учетом требования быстрой адаптации реализуемых мероприятий в этой сфере. В сфере бюджетного процесса следует осуществить следующие мероприятия:
Этим предусматривается приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам. Кроме того, эти направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики. Совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов планирования предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измерительных результатов.
2.
Опыт внедрения
БОР на федеральном
уровне
На федеральном уровне комплексные шаги, направленные на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, закреплены в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249. Идеей проводимой реформы является внедрение в бюджетный процесс в Российской Федерации методов бюджетирования, ориентированного на результат.
В качестве ключевых направлений бюджетной реформы в Концепции выделены:
– расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
– реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;
– выделение бюджетов «действующих» и «принимаемых» обязательств;
– совершенствование среднесрочного финансового планирования;
– упорядочение процедур рассмотрения бюджета.
Фактически к настоящему моменту на федеральном уровне предпринят целый комплекс шагов в заявленных в Концепции направлениях реформирования, а именно:
– созданы правовые основания для представления субъектами бюджетного планирования (далее — СБП) докладов о результатах и основных направлениях деятельности (Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности СБП утверждено Постановлением Правительства РФ № 249, по результатам практической реализации нормы указанного Положения были доработаны; Минфином России совместно с Минэкономразвития России были согласованы и доведены до СБП письмом Минфина России от 27.06.2005 г. № 02-АЛ/2008 Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности СБП);
– разрабатываются нормы, позволяющие увязывать целевые показатели деятельности СБП с целевыми показателями деятельности Правительства Российской Федерации, в том числе в рамках подготовки Сводного доклада Правительства РФ (Положение о разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ на 2006–2008 гг. утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 259);
– в целях обеспечения более прозрачного взаимодействия между СБП и подведомственными службами и агентствами введены типовые процедуры для подобного взаимодействия (Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30);
Информация о работе Проблемы совершенствования бюджетного процесса на федеральном уровне