Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 22:19, курсовая работа
Монополию можно охарактеризовать как рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов. Из данной характеристики следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей этого товара. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив, в результате чего покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. В противоположность субъекту рынка совершенной конкуренции, который "соглашается с ценой", монополист диктует цену, то есть осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объём предложения
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОНОПОЛИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 4
1.1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ 4
1.2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 6
ГЛАВА 2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПРИ МОНОПОЛИИ 8
2.1. МОНОПОЛЬНЫЕ ЦЕНЫ. МЕХАНИЗМ РАВНОВЕСИЯ РЫНКА ПРИ МОНОПОЛЬНЫХ ЦЕНАХ 8
2.2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МОНОПОЛЬНЫХ ЦЕН 14
ГЛАВА 3. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ 17
3.1.ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ 17
3.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
• запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.
Третья группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:
• использование разных приемов введения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
• поощрение выпуска товаров-субститутов, т. е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;
• расширение рынка за
счет установления международных экономических
связей и увеличения импорта; распространение
научных и технологических
В некоторых отраслях существует монополия, когда отдельный производитель выпускает продукцию, которая отличается более низкими издержками, чем продукция, выпускаемая несколькими производителями (производство газа, нефти, золота), — это естественная монополия. Демонополизация в таких отраслях может привести к резкому увеличению затрат, повышению цен на продукцию, к снижению общей производительности труда. Осуществление такой демонополизации будет неэффективно.
Когда заходит речь о демонополизации производства, надо иметь в виду, что во всех развитых странах основная доля выпускаемой продукции приходится на крупнейшие предприятия. Например, в промышленности США определяющую роль играют 200 крупнейших корпораций. В производстве легковых автомобилей действуют 3 основные корпорации: «Дженерал Моторс», «Форд мотор», «Крайс-лер»; в химической промышленности лидирует одна корпорация — «Дюпон-де-Немур»; производство пассажирских самолетов монополизировано тремя корпорациями: «Боинг», «Макдонелл-Дуглас», «Локхид». Особо следует сказать о мелких предприятиях: предприятия, принадлежащие корпорациям, образуют основу производственных комплексов. Эти комплексы «обрастают» множеством мелких и средних предприятий, удовлетворяя потребности корпораций в инструменте, узлах, в разных комплектующих изделиях. Причем самостоятельность мелких предприятий, обслуживающих крупные корпорации, является сугубо номинальной. В основном они функционируют как придатки комплексов на условиях, диктуемых корпорациями2.
Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует её цену и объём выпуска. Причиной монополии является: (а) эффект масштаба; (б) законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль, патенты и лицензии; (в) нечестное поведение и др.
Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту устанавливать произвольно высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объём производства, исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать по более высокой цене и производить в меньшем объёме по сравнению с условиями совершенной конкуренции.
Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше монопольная власть, и наоборот. На степень монопольной власти влияет также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.
Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению власти монополий. Предметом государственного регулирования являются естественные монополии.
В реальной жизни чистая монополия, также как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции, постепенно переходящей в олигополию
1 В.М. Козырев Основы современной экономики. Учебник – М.: Финансы и статистика, 2000. - С.229.
2 Экономическая теория. Учебник для вузов. Под редакцией А.И.Добрынина. с.127.
Информация о работе Ценовая дискриминация и государственное регулирование цен в условиях монополии