Функции и механизмы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 19:54, контрольная работа

Описание

Государство, возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, становится его основной управляющей системой. Для выполнения своих функций оно создает систему государственных органов (механизм государства), посредством которой осуществляется управление обществом и защита его основных интересов.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------- 3


Глава 1.

1. Понятие механизма ---------------------------------------------- 4


2. Общая характеристика государственных органов ----- 8


Глава 2. Принципы организации и деятельности

государственного аппарата ------------------------------------- 13


Глава 3. Понятие и классификация функций

государства -------------------------------------------------------------- 15


Глава 4. Формы и методы осуществления функций

государства ------------------------------------------------------- 16


Глава 5. Основные внутренние и внешние функции

государства ------------------------------------------------------- 17


Заключение ------------------------------------------------------------------ 20


Список литературы ------------------------------------------------ 21

Работа состоит из  1 файл

ТГП.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)
 

    Механизм  государства и его структура  не остаются неизменными. На них оказывают  свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры  страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы. 

    В частности, если государство имеет  большую территорию (например, Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных, болезненных явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для "хирургического" вмешательства и нейтрализации этих "болезней"; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д. 

    Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что  от устройства государственного механизма во многом зависит эффективность государственного воздействия на самые разные стороны жизни общества, все происходящие в нем процессы. Это обеспечивается, в том числе, едиными принципами функционирования государственного аппарата. Главными среди них являются законность, компетентность, профессионализм, правовая культура и гуманизм. Забота о человеке, обеспечение прав личности являются важнейшим принципом социальной политики современного демократического государства. Усиливающееся внимание к идеям гуманизма - сегодня одна из отличительных черт развития мирового сообщества. 

    Нужно подчеркнуть, что аппарат современных  государств, как правило, весьма громоздок  и сложен в организационном отношении; постоянно растет численность чиновников, работающих в различных административных органах, ведомствах и т.п. Объясняется это, прежде всего, тем, что государственный аппарат приспособлен для осуществления усложнившихся многообразных функций государства в современных условиях. Данное обстоятельство ставит перед государством двоякую задачу: с одной стороны, деятельность разных звеньев государственного аппарата должна быть хорошо скоординирована; с другой - государство должно укреплять демократические методы управления обществом и, соответственно, совершенствовать стиль работы государственного аппарата. Важной задачей современного демократического государства является борьба с бюрократическими барьерами, с коррумпированностью чиновничества. Эти негативные явления препятствуют нормальному развитию общества, порождая так называемый "правовой нигилизм" граждан, их отчуждение от власти, тем самым сужая социальную базу власти, ослабляя ее. 

  1. 2. Общая характеристика  государственных  органов.
 

    Орган государства - это составная часть  механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

     

    Органы  государственной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Для органов государственной власти характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:  

    1) все органы государства образуются в законодательном порядке,  который определяет их компетенцию;  

    2) наделены властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой;  

    3) действуют от имени государства.  

    Как правило, государственный орган  создается под определенные функции  и при наличии правовых оснований  для образования конкретного  органа. Кроме того, органы государства  должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и т.д.  

    На  систему государственных органов  значительное влияние оказывают  форма правления и государственное устройство.

    Каждый  из органов имеет определенные задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность.

     

    Органы  государства тесно взаимодействуют  между собой в целях обеспечения  нормального функционирования общества, внешней безопасности и территориальной целостности государства.  

      Государственные органы классифицируются  по порядку их создания и  характеру выполняемых ими задач. Можно выделить три основные группы:  

    1. Представительные органы. К ним относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Эти органы формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

      Законодательный орган занимает  главное место в государственном  механизме на основании принципа разделения властей, где законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает основные направления внешней и внутренней политики страны, общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

      В России, в силу ее федеративного  устройства, следует различать федеральные  органы государственной власти (двухпалатное  Федеральное Собрание), а также  органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы имеют исключительное право на принятие законов.

      Положение Федерального Собрания  в системе органов государственной  власти определено Конституцией  РФ в гл.1 "Основы конституционного  строя". Т.е. положение его обеспеченно наивысшей конституционно-правовой гарантией настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (гл.9, ст. 135 Конституции РФ). 

    2. Исполнительно-распорядительные органы - это органы государственного управления, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части.

     

    Органы  государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Это наиболее разветвленные и многообразные органы.

     

      Главой органов государственного  управления может быть монарх, президент или глава правительства - премьер-министр, в зависимости от формы правления.

     

    Пост  главы государства существует при  всех формах правления. В монархических  государствах - это наследственный монарх, в республиках - президент. Глава обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Он воспринимается как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.

     

    Пост  Президента России был учрежден в 1991 году всенародным референдумом, а конституционный статус его прописан в Конституции 1993 года. Президент России является главой федеративного государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями. Под руководством Президента РФ находятся все органы исполнительной власти, вследствие чего его можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти.

      Правительственная власть может  составлять прерогативу одного  лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.

     

      В органах исполнительной власти  практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций.

     

    В Российской Федерации государственное  управление осуществляет Правительство, состоящее из председателя, заместителя  председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Правительство РФ обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Ст. 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

     

    В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной деятельности не подотчетны и неподконтрольны  органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с последними.

     

    Функции государственного управления в субъектах федерации принадлежит различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства).

     

    Государственное управление на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром  местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. 

    3. Судебные органы.  Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.

     

    Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

     

    Органы, осуществляющие правосудие, - третья ветвь  государственной власти, которая  играет особую роль в механизме государства. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что именно они являются арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие.

     

    Судебная  власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в п.2, ст.118 Конституции РФ.

      Конституцией Российской Федерации  предусмотрены: 

      1. Конституционный Суд РФ;

      2. Верховный Суд РФ;

      3. Высший Арбитражный Суд РФ;

      4. соответствующие суды субъектов  федерации, действующие как части  единой судебной системы. 

     

    Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст.126 Конституции РФ).

     

    Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст.127 Конституции РФ).

     

    Конституционный Суд призван осуществлять контроль над всеми государственными органами в РФ, давать заключения о соответствии издаваемых нормативных актов и заключаемых международных договоров Конституции РФ. Конституционный Суд решает также споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.125 Конституции РФ). 

    Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура, не входя ни в одну из трех ветвей власти, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.

Информация о работе Функции и механизмы государства