Функции и механизмы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 19:54, контрольная работа

Описание

Государство, возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, становится его основной управляющей системой. Для выполнения своих функций оно создает систему государственных органов (механизм государства), посредством которой осуществляется управление обществом и защита его основных интересов.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------- 3


Глава 1.

1. Понятие механизма ---------------------------------------------- 4


2. Общая характеристика государственных органов ----- 8


Глава 2. Принципы организации и деятельности

государственного аппарата ------------------------------------- 13


Глава 3. Понятие и классификация функций

государства -------------------------------------------------------------- 15


Глава 4. Формы и методы осуществления функций

государства ------------------------------------------------------- 16


Глава 5. Основные внутренние и внешние функции

государства ------------------------------------------------------- 17


Заключение ------------------------------------------------------------------ 20


Список литературы ------------------------------------------------ 21

Работа состоит из  1 файл

ТГП.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

     

    В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры  с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору  РФ. Прокуроры субъектов федерации  назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется федеральным законом.

     

    Определенное  место в системе государственных  органов занимает нотариальная деятельность, которая придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни. 
 

    Глава 2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 

    Аппарат государства есть система государственных  органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, руководящие  положения, определяющие основные подходы  к формированию и функционированию государственных органов. 

    Такими  принципами могут выступать: 

    принцип приоритета прав и  свобод человека и  гражданина - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их; 

    принцип демократизма - выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения; 

    принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц. Принцип разделения властей относится к числу классических принципов буржуазного конституционализма. В России принцип разделения властей как конституционный принцип организации и осуществления государственной власти введен Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст. 10). Соответственно, в системе государственных органов на федеральном и региональном уровне различаются законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти и органы судебной власти; 
 

    принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов. Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями законов и иных нормативных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы, начиная с самых высоких, сами должны основывать свою деятельность на законе, быть примером его неуклонного соблюдения. Диктатура закона - необходимое условие развития демократии, ее всемерного расширения. Без законности невозможно обеспечить режим народовластия в нашей стране, действие демократических институтов, защиту и охрану прав и интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма; 

    принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников; 

    учет  интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма; 

    принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны; 

    принцип сочетания коллегиальности  и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата; 

    принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении; 

    принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих). 

    Всесторонний  учет названных и некоторых иных принципов, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.

    Глава 3. Понятие и классификация функций государства. 

    Деятельность  государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства.

     

      В функциях государства выражается  его сущность, та роль, которая отводится государству в решении вопросов общественного развития и блага народонаселения.

     

    Функции государства устанавливаются в  зависимости от основных задач, стоящих  перед государством на том или  ином этапе его развития, и представляет собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами, на которые подразделяются все основные направления деятельности государства.

     

      По продолжительности действия  функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции государство осуществляет на всех этапах своего развития, тогда как временные функции имеют место только при решении определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений). 

    Сущность  государства, которая проявляется  в его функциях (в его функциональной деятельности), состоит в том, что  государство — это правовая, суверенная организация публичной власти свободных людей. Этим обусловлены следующие свойства и характеристики функций и функциональной деятельности государства: 

    1. В функциональной деятельности  государства проявляется представительный  характер государства, которое  является не природным организмом, а специфической социальной организацией, представляющей и реализующей общую волю и общие интересы свободных людей — членов государства (граждан).  

    В этом смысле можно сказать, что правомерна только функциональная деятельность государства, т.е. такая деятельность государства, которая порождается его природой и соответствует его сущности. Действия же государства, его отдельных органов и должностных лиц, выходящие за рамки его сущностно обусловленных функций, т.е. все нефункциональные действия государственной власти, носят неправомерный и негосударственный характер. 

    2. Функции государства нельзя смешивать  с теми или иными сферами  деятельности государства и задачами, которые при этом решаются  с помощью государственно-правовых  средств и методов. 

    Государство, как и право, действует во всех сферах социальной жизни людей, определяя соответствующий порядок отношений и способ разрешения задач в этих разнообразных сферах — в сфере экономики, культуры, науки, образования, здравоохранения, окружающей среды и т.д. Это, однако, вовсе не означает, будто у государства есть экономическая, экологическая, культурная, образовательная и другие подобным образом (т.е. по сферам социальной жизни) сконструированные функции. 

    С точки зрения функций государства (и права) определяющее значение имеют не сами по себе эти и другие сходные задачи и те сферы, где они возникают и требуют решения, а именно надлежащий государственно-правовой порядок их разрешения. 

    3. Специфика, существо и смысл  всей функциональной деятельности  государства, всех его функций  состоят в организации, реализации  и защите определенного (социально - исторически обусловленного) государственно-правового порядка жизни свободных людей. 

    Отдельные функции государства — это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства по созиданию, поддержанию и практическому осуществлению соответствующего государственно-правового порядка. 
 
 

    Глава 4. Формы и методы осуществления функций государства. 

    Государство осуществляет свои функции, используя  определенные, свойственные ему методы. В целом различают правовые и  неправовые методы осуществления государственных  функций. 

    К правовым формам осуществления государственных функций относятся: 

    
  • Правотворческая деятельность - подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация функций государства практически невозможна
 
    
  • Правоисполнительская  деятельность определяет тот факт, будут ли нормативные акты реализованы на практике. Эту функцию исполняют органы исполнительной власти, возглавляемые правительством страны. Сущность данной деятельности заключается в повседневном разрешении разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты:
 
    
  • Правоохранительная - деятельность властная правоприменительная  деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Включает в  себя принятие мер по предупреждению правонарушений.
 

    Неправовые  формы осуществления функций  государства охватывают большой  объем организационной, подготовительной работы в процессе осуществления  основных функций. 

    Это, например, рассмотрение жалоб граждан, предложений различных комиссий и комитетов по совершенствованию деятельности государственного аппарата, законодательства и т.п.  
 
 

    Глава 5. Основные внутренние и внешние функции государства. 
 

    Среди внутренних функций можно выделить блок охранительных функций: 

    Охрана  существующих форм собственности - функцию, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в руках того или иного класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательство на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательство на другие её виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности. 

    Охрана  правопорядка - важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан и правопорядка. 

    Функция охраны природы, окружающей среды выдвинулась  в последние десятилетия в  число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку и его здоровью, поэтому государство вынуждено активно заниматься этой деятельностью. Основное содержание экологической функции составляет государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды. 

    Экономическая функция. Государство определяет темны роста экономики, устанавливает пропорции между отдельными её отраслями. Возникли государственный сектор экономики, то есть государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны. 

    Функция имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Оно защищает права и интересы граждан - вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов, принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей. 

Информация о работе Функции и механизмы государства