Государственный механизм как система органов государства, обеспечивающих выполнение функций государства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа
Описание
Появление государства - важнейший этап развития общества.
Возникновение государства ученые связывают прежде всего с появлением у
многих членов общества общих интересов и потребностей, реализация
которых была возможна только при их совместной деятельности.
Государство не просто самое массовое объединение граждан, а объединение
их всех без исключения, всех членов общества, находящихся в политико-
правовой связи с ним, независимо от классовой, возрастной,
профессиональной и иной принадлежности.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика государственных функций ………………...6
1.1. Понятие и значение функции государства……………………………….6
1.2. Классификация функций государства…………………………………...11
Глава 2. Правовые формы и методы выполнения функций …..…...………...15
Глава 3.Государственный механизм как система органов государства,
обеспечивающих выполнение функций государства. ………..……………...18
3.1. Реализация внутренних функций государства…………………………..20
3.2. Реализаций внешних функций государства……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……….…………………
Работа состоит из 1 файл
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика государственных функций ………………...6
1.1. Понятие и значение функции государства……………………………….6
1.2. Классификация функций государства…………………………………...11
Глава 2. Правовые формы и методы выполнения функций …..…...………...15
Глава 3.Государственный механизм как система органов государства,
обеспечивающих выполнение функций государства. ………..……………...18
3.1. Реализация внутренних функций государства…………………………..20
3.2. Реализаций внешних функций государства……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……….…………………………………………………….30
2
Введение
Появление государства - важнейший этап развития общества.
Возникновение государства ученые связывают прежде всего с появлением у
многих членов общества общих интересов и потребностей, реализация
которых была возможна только при их совместной деятельности.
Государство не просто самое массовое объединение граждан, а объединение
их всех без исключения, всех членов общества, находящихся в политико-
правовой связи с ним, независимо от классовой, возрастной,
профессиональной и иной принадлежности. В функциях государства
выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, то
есть его внутреннее строение, определяется в первую очередь его
назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.
Стремительно меняющаяся российская действительность последних лет
застала врасплох закостеневшую систему государственных органов
Советской России. Устоявшиеся связи стали рушиться, на смену одним
государственным органам пришли другие, а оставшиеся - претерпели
довольно заметные качественные и структурные изменения. Естественно, что
это внесло определенную
неразбериху
в систему
организации
государственной власти и просто не могло не отразиться на ее качестве.
Обостряющаяся экономическая и социально-политическая нестабильность
привела к тому, что отношение большей части российского общества к
государству в целом и к реализующим его функции отдельным органам, в
частности, стало, мягко говоря, недоверчивым. В этой связи перед Россией
довольно остро встал вопрос о необходимости создания стабильного,
слаженного, рационально действующего государственного аппарата,
способного четко, плодотворно и в срок решать поставленные перед ним
задачи.
К настоящему времени существенно обогатилось научное знание о
важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые
процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали
3
пересмотра многих привычных представлений. Так что можно сказать, что
эта тема широко изучена многими авторами и коллективами авторов,
например: Матузов и Малько, Венгеров, Марченко и другими. Отдельные
функции государства рассматривались в монографиях и статьях таких
теоретиков, как: Ю.А. Агешин, К.С. Гаджиев, А.А. Миголатьев, О.Ю.
Рыбаков, Ф.Ф. Фаткуллин и др. (политическая функция); В.А. Владимиров,
А.В. Клименко, С.И. Нефедов, Э.В. Талапина, В.Л. Тамбовцев, Е.В.
Фомицкий, Б.Ю. Цивадзе, В.П. Шкредов и др. (экономическая функция).
Исследованию вопросов государственного механизма посвящена достаточно
обширная юридическая литература. О механизме государства писали В.М.
Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин,
В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершепевич и другие.Но данная проблема требует и
дальнейшего, более полного исследования и разработки. Следует отметить,
что большинство работ названных авторов написаны 10-15 и более лет тому
назад и в них, естественно, не учитываются современные, существенно
изменившиеся условия. Кроме того, отсутствуют работы специально
посвященные формам реализации государственных функций. Я считаю, что
подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о
функциях государства, о механизме реализации этих функций.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для теории
государства и практики его функционирования вопрос о функциях
государства и формах их реализации - один из наиболее фундаментальных и
значимых. Это объясняется, во-первых, тем, что в функциях проявляется
сущность
государства, его
социальное назначение. Государство
характеризуется
чрезвычайным
многообразием
непосредственно
наблюдаемых и воспринимаемых проявлений. Это определено как
разнообразием задач, решаемых государством в различных областях жизни
общества, так и разнообразием органов, форм, методов и средств
осуществления государственной деятельности. Поэтому исследование
функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в
4
государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру,
способы, закономерности организации элементов государства как сложной
системы.
Целью настоящей курсовой работы является всестороннее исследование
форм, механизмов реализации функций государства.
Исходя из поставленной цели, я наметила следующие задачи:
показать значимость (роль) различных форм реализации функций
применительно к Российскому государству;
проанализировать научно-теоретический материал, понятия
«функция государства» и «форма реализации функций
государства»;
классифицировать функции государства;
изучить общие положения о функциях государства
;
рассмотреть механизм реализации функций в Российском
государстве
Данная работа состоит из введения, трех глав, семи пунктов, заключения
и библиографического списка.
Первая глава посвящена общей характеристике функций государства, во
второй я рассматриваю общие механизмы реализации функций государства,
в третьей описаны конкретные формы реализаций функций государства.
В качестве методов исследования мной были выбраны сравнительно-
правовой и формально-юридический.
5
Глава 1. Общая характеристика государственных функций
1.1. Понятие и значение функции государства
Понятие функции
государства появилось и
стало широко
использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории
государства и права. В рамках марксистко-ленинского подхода к государству
выделялась классовая сущность государства, общесоциальное классовое
назначение государства. Утверждалось, что поскольку направление, предмет,
содержание деятельности государства и обеспечивающая их система
структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой
сущности и формы государства, постольку для определения этой
зависимости вполне уместным является понятие именно функции.
В философии под функциями понимается внешнее направление свойств
какого-либо объекта в определенной системе отношений. В юридической
литературе нет единства мнений относительно категории «функции
государства». Под ним подразумеваются основные направления (стороны,
виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая
предметно-политический и социальный характер; социальное направление
деятельности внутри и вне государства. Однако, все единодушно признают,
что в функциях государства выражаются его сущность и социальное
назначение, цели и задачи. Функции не могут реализовываться внутри самой
государственной организации: они реализуются в воздействии на
общественные отношения.
1
Возникнув как продукт общества, государство становится по
отношению к нему управляющей системой, деятельной силой,
воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем.
Государство, ни в коем случае не есть нечто инертное, оно всегда действует
очень энергично. Это активное, деятельное начало, является способом его
существования. Оно задано самой природой государства, его сущностью.
1
Шумков Д.М. Функции государства // Основы государства и права, 2000, № 2
6
Государство, есть организация власти экономически господствующих
политических сил.
2
С точки зрения влияния на экономические отношения, государство
играет двоякую
роль:
содействует развитию
господствующего
экономического базиса или тормозит развитие новых экономических
отношений, вызревающих в отживающих недрах. Если господствующие
экономические отношения потеряли свое объективно-прогрессивное
значение и стали препятствием для развития производительных сил
общества, то государство становится реакционной силой, поскольку
продолжает защищать старые производственные отношение в угоду
экономически изживших себя, но еще политически господствующих сил. Так
было в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развивалось
капиталистическое производство. Препятствуя развитию новых, более
прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты
в
общественном производстве.
Функции государства – это направление деятельности, но не сама
деятельность. Деятельность по осуществлению функций наполняется
конкретно-историческим содержанием, причем в процессе реализации
складывается их конкретное соотношение (удельный вес, значимость каждой
функции в системе других).
Следует отметить, что современная юридическая наука предлагает
трактовку функций государства не только как направлений его деятельности,
но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. И
это представляется правильным, так как выполняя определенные функции в
тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно
посредством проводимых реформ, различного рода преобразований,
правового регулирования общественных отношений, воздействует на
состояние общественных процессов. Осуществление конкретных функций
может как стабилизировать условия развития общества, оказывать
созидательное воздействие, так и усиливать его кризисное состояние.
2
Степанова Т.А. Право и его роль в жизни общества //Основы государства и права.- 2003
7
Л.А. Морозова предложила трактовку функций не только как
направлений его деятельности, но и как «механизма государственного
воздействия» на общественные процессы. Осуществление конкретных
функций может и стабилизировать или усиливать кризис. Таким образом,
функции государства можно определить как основные направления его
деятельности
по
управлению
обществом,
включая
механизм
государственного воздействия на развитие общественных процессов.
3
Общепризнано, что существенными признаками функций государства
являются их непосредственная связь с сущностью и социальным
назначением государства, направленность на решение задач в интересах
достижения государственных целей, которые бывают различными на
определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе
становления, укрепления и дальнейшего развития государства.
В функциях государства его сущность находит более конкретное
выражение. Эта конкретизация носит объективный характер, так как
функции государства формируются объективно, под определяющим
воздействием целей и задач, обусловленных экономической и политической
структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных
групп, коллективов, всего народа.
Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течение всего
исторического периода его существования. Если к власти приходят другие
политические силы, то изменяются и функции государства. Вместе с тем, в
определенные периоды существования государства, может происходить
смена приоритетных интересов, что влечет и изменение
в его
функционировании – на первый план могут выдвигаться функции, имеющие
максимальное значение.
Функции государств эксплуататорских типов имеют существенные
общие черты:
3
Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и
право. – 1993 - № 6. – с. 98.
8
ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским
меньшинством эксплуатируемого большинства населения; различия
касаются приемов, масштабов конкретных целей подавления и
классов, в отношении которых оно осуществляется;
охрана частной собственности на орудия и средства производства;
различия вытекают из особенностей самих форм частной
собственности;
обеспечение лишь внешних условий существующих отношений
эксплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику.
Функции государства демократического типа противоположны в
своем содержании функциям эксплуататорских государств:
второстепенное значение функции прямого подавления; оно
осуществляется большинством населения в отношении свергнутого
эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое
назначение, хотя рецидивы и могут быть;
охрана всех существующих различных форм собственности на средства
производства;
ведущее
значение
организаторских
функций,
неизвестных
эксплуататорским государствам;
целенаправленность функций на решение задач демократического
строительства.
Существенными признаками функций государства являются:
9
устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той
или иной сфере общественной жизни;
непосредственная связь между сущностью государства и его
социальным назначением, которая
реализуется посредством
соответствующих функций;
направленность функций государства на выполнение конкретных задач
и достижения тех или иных целей, которые встают на каждом
историческом этапе развития общества;
реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще
всего правовых) и особыми методами, присущими государственной
власти.
Как справедливо отмечает Л.А. Морозова, общесоциальная
деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости
отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе
общесоциальных интересов (экономических, культурных, национальных и
др.).
4
Е.Н. Васильева классифицирует функции государства на специальные и
неспециальные. Специальные (первичные) функции присущи только
государству, и только оно в лице своих органов обеспечивает их реализацию
(организация и осуществление государственного управления, социальная
защита населения и др.). Неспециальные функции государства
характеризуют его деятельность как обычного субъекта гражданско-
правовых отношений (например, в сфере собственности и др.).
5
4
Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. – 1993. - № 6. – с.100
5
Васильева Е.Н. Гражданская правоспособность государства // Субъекты гражданского права: Сб. науч. тр. / ИГПАН.
М., 2000. С. 55.
10
Данная классификация представляет особый интерес в современных
условиях рассмотрения государства как корпорации, применяющей формы и
методы деятельности, характерные для частных компаний.
В информационной сфере можно выделить как первичные специальные,
так и неспециальные функции государства. Если первые - это правовое
обеспечение реализации информационной функции, установление основ
ответственности за правонарушения в информационной сфере, то вторые -
обеспечение развития научно-технического потенциала и технологии
производства, маркетинг и рынок продукции, управление инвестициями,
развитие рабочих мест и подготовки кадров и др.
6
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое
содержание. Критерием разграничения функций государства служат объекты
- определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.),
на которую направлено государственное воздействие. Содержание функций
показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной
сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие
органы. Все функции конкретных государственных органов подчинены
функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность
государственных органов должна протекать в русле основных функций
государства. При этом функции государства необходимо отличать от
функций его отдельного органа - в отличие от функций собственно
государственных
органов (Правительство, Государственная Дума,
Прокуратура, Суд) функции государства выполняются всеми или многими
органами.
1.2. Классификация функций государства
Классификация функций государства имеет своей непосредственной
целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения
и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать
практические рекомендации по совершенствованию основных направлений
6
Федосеева Н.Н. «Информационная функция в системе функций государства» //"Информационное право", 2008, N 4
11
деятельности государства не вообще, а дифференцированно, то есть
применительно к их отдельным видам, группам или даже — к отдельно
взятым функциям.
В юридической теории, а, отчасти, и в практике существует множество
оснований (критериев) классификации функций государства. Нельзя
выделить какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они
используются с разными целями и не могут друг друга заменять. Например,
такой критерий, как “время действия”, не может заменить критерий “сфера
деятельности”, ибо между собой они вообще мало связаны. Отсюда следует и
то, что одна и та же функция может присутствовать в различных
классификациях. Итак, функции классифицируют:
по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые
на всех этапах развития государства) и временные (отражающие
определённый этап развития государства),
по значению: на основные и неосновные,
по видимости: на явные и латентные,
по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является деление функций государства на
внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление
правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение
граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
Политическая функция — обеспечение политической стабильности,
выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
Организаторская функция — упорядочивание всей властной
деятельности, осуществление контроля
за исполнением
законов,
координация деятельности всех субъектов политической системы.
Экономическая функция — организация, координация и регулирование
экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики,
12
планирования,
создания
стимулов
экономической
активности,
осуществления санкций.
Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в
обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа
социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан,
которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить
достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка
жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного
транспорта.
Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды
обитания, установление режима природопользования.
Культурная функция — создание условий для удовлетворения
культурных запросов людей, формирования высокой духовности,
гражданственности,
гарантирование
открытого
информационного
пространства.
Образовательная функция —
деятельность
по
обеспечению
демократизации образования, его непрерывности и качественности,
предоставлению людям равных возможностей получения образования.
К внешним функциям государства относятся:
Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание
достаточного
уровня
обороноспособности
общества,
защита
территориальной целостности, суверенитета государства.
Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы
международных отношений, деятельность по предотвращению войн,
сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем
человечества.
Функция взаимовыгодного
сотрудничества в экономической,
политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно
взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни
13
отождествлять. В задачах государства определяются его социальное
назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период.
Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям,
являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах
концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на
развитие функций государства. В свою очередь, функции государства
представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи
государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.
Не следует также смешивать функции государства с принципами его
формирования и деятельности. Некоторые авторы относят, например, к числу
функций современного Российского государства обеспечение народовластия,
видят основное назначение такой функции в осуществлении государством
посредством представительных и иных органов власти волеизъявления
народа по руководству обществом. В действительности же обеспечение
народовластия, развитие демократии представляет собой не какую-то
отдельную функцию нынешнего Российского государства, а один из
закрепленных в главе 1 Конституции Российской Федерации основных
принципов его организации и деятельности, одну из основ конституционного
строя. Этот и другие принципы Российского государства пронизывают все
его функции, оказывают активное воздействие на их развитие, лежат в
основе выполнения каждой из них.
В процессе исторического развития государства в его функциях
происходят изменения: одни из них отпадают, другие - углубляются и
видоизменяют свое содержание, третьи - возникают вновь. Но во всех
случаях они обусловливаются свойственной определенной исторической
эпохе экономической и социально-классовой структурой общества,
сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции
конкретного государства должны рассматриваться с учетом его
принадлежности к определенному типу государства.
14
Глава 2. Правовые формы и методы выполнения функций.
Формы осуществления функций государства - это однородная
деятельность органов государства, посредством которой реализуются его
функции.
7
Принято различать правовые и организационные формы осуществления
функций государства, которые реализуются его органами, должностными
лицами.
Правовые формы деятельности государства определены Конституцией
РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов
Федерации, другими нормоустанавливающими актами. К правовым формам
относятся:
1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию
нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции
государства;
2) правоприменительная - деятельность по реализации нормативных
актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по
выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов
управленческого характера;
3) правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека
и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к
юридической ответственности виновных лиц и т.п.
В учебном пособии Н. И. Матузова и А. В. Малько приведен следующий
пример осуществления экологической функции в современном Российском
государстве: Так, первоначально законодательные органы должны принять
соответствующую нормативно-правовую базу (Закон РФ "Об охране
окружающей природной среды" от 10.01.2002)
8
. Затем создаются и
действуют соответствующие государственные органы - Министерство
природных ресурсов РФ (МПР России), Федеральная служба России по
7
Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007.С. 35
8
Перечень законодательных и иных правовых актов Российской Федерации в области природопользования
и охраны окружающей среды см.: Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М., 1998.
С. 652 - 664.
15
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)
9
,
органы власти субъектов Федерации (поскольку природопользование, охрана
окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в
соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном
ведении Российской Федерации и ее субъектов).
10
К организационным формам относятся:
1) организационно-регламентирующая - текущая работа определенных
структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная
с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием,
координацией действий, контролем и т.п.;
2) организационно-хозяйственная - оперативно-техническая и хозяйственная
работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием,
дотациями и т.д.;
3)
организационно-идеологическая
-
повседневная
работа
по
идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства,
связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов,
формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.
Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с
помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди
подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и
принуждение, рекомендации и поощрение. Убеждать - значит поощрять
субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без
силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может
осуществляться через такие позитивные юридические средства, как
субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство прежде
всего должно максимально использовать методы убеждения как основные,
главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах
9
Указ Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 12 мая 2008 г. N 724 //
"Российская газета", N 100, 13.05.2008
10
Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права, с. 34-36
16
законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего
нормам права. Принуждать - значит склонять людей к определенной
деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых),
ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через
такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления,
наказания. Рекомендовать - значит ориентировать на конкретный вариант
действий, желательных с точки зрения общества и государства. Поощрять -
значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям,
в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально
полезную деятельность
11
.
Метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм,
установленных стандартов и пр. принятых в данном государстве.
Осуществляют такой контроль специальные государственные структуры,
такие как прокуратура, налоговая инспекция, Счетная палата, а также
охотнадзор, гостехинспекция и пр. И снова следует отметить, что
деятельность этих структур также строго регламентирована Законом, что
должно способствовать исключению произвола в их действиях.
Государство осуществляет свои функции посредством особых форм и
специальных методов. В литературе под формами осуществления функций
государства понимаются специфические методы
государственной
деятельности. Методы же осуществления функций есть конкретные способы
и средства воздействия государственных органов на юридических и
физических лиц с целью решения стоящих перед государством задач.
11
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2006. С. 382.
17
Глава 3. Государственный механизм как система органов государства,
обеспечивающих выполнение функций государства.
Механизм государства
-
это
система взаимодействующих
государственных
организаций,
посредством которых
реализуется
государственная власть, и осуществляются функции государства.
Структура механизма государства включает в себя такие основные
элементы как:
1. Государственный
аппарат -
часть
механизма
государства,
представляющая совокупность государственных органов, наделенных
властными полномочиями для реализации государственной власти
(законодательная, исполнительная, судебная). Для него характерны
следующие черты:
Он является той организационной и материальной силой, с
помощью которой государство осуществляет свою власть,
достигает конкретных результатов;
Он представляет собой систему государственных органов
взаимосвязанных друг с другом. Условия доминирования одного
государственного органа над другими рассматриваются как кризис
государственной власти ;
Целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;
Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из
общества для управления общественными процессами.
Государственный
аппарат
специально
предназначается
для
осуществления государственной
власти,
управления
процессами,
происходящими в обществе. На его структуру, принципы формирования и
работы всегда оказывали влияние экономические, культурные, религиозные,
исторические факторы, изменение которых приводило и к изменению в
структуре и функциях государственного аппарата
18
2. Учреждения государства - государственные организации, не
обладающие
властными
полномочиями,
осуществляющие
практическую деятельность по выполнению функций государства,
реализуя на практике предписания властных органов в различных
сферах - культура, здравоохранение, образование и пр. К ним относят
учебные заведения и библиотеки, больницы и санатории, клубы другие
воспитательные учреждения и пр.
3. Предприятия государства, которые также не обладают властными
полномочиями, учреждаются для осуществления хозяйственной
деятельности государства в целях производства продукции,
выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения
потребностей общества (промышленность, сфера обслуживания и пр.)
В
механизме
государства
большая
роль
принадлежит
правоохранительным органам, к которым относится ряд государственных
органов, таких как (на примере Российской Федерации) Прокуратура,
осуществляющая надзор за исполнением действующих законов, Органы
внутренних дел, осуществляющие охрану правопорядка.
Как уже отмечалось,
работа государственных
организаций,
составляющих механизм государства, тесно взаимосвязана, и от качества
этой взаимосвязи зависит эффективность решения поставленных перед
обществом и государством задач. Так, принятые законодательной властью
законы, реализуются органами исполнительной власти - Правительством,
отраслевыми Министерствами (например, Министерством образования),
путем принятия Постановлений, Приказов, Инструкций во исполнение
нового Закона.
В свою очередь, Государственные учреждения, которые, не обладая
властными полномочиями, осуществляют практическую деятельность по
выполнению функций государства в различных сферах, получив
необходимые разъяснения от соответствующего Министерства, строят свою
19
работу на основании положений нового закона. И здесь, в ходе реального
исполнения Закона, разъяснительных Постановлений, Инструкций и пр.
возникает процесс обратного взаимодействия - применяя на практике
положения вышеперечисленных документов, выясняется, на сколько эти
положения эффективны, насколько четко разработан механизм их
реализации, все ли нюансы существующего положения учтены и пр. В
результате чего могут быть приняты дополнительные разъяснения и
инструкции для более эффективного осуществления поставленной цели, а
может быть даже приостановлено действие нормативного акта для его
доработки с учетом выявленных недостатков.
3.1. Реализация внутренних функций государства
Внутренние функции государства - это основные направления
деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
12
1. Экономическая функция выражается в выработке и координации
государством стратегических направлений развития экономики страны в
наиболее оптимальном режиме.
Существует два основных экономических метода государственного
регулирования:
1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая
позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также
перераспределять
часть национального
дохода
в целях
более
сбалансированного развития производительных сил общества;
2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в
приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую
выгоду обществу в целом.
Экономическая функция государства в основном заключается в
регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем
случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В
современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и
12
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2008. С. 118-125
20
трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы
государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны
состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.
2.
Социальная функция государства призвана обеспечить социальную
защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов
общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве
благ.
В реализации социальной функции большое место принадлежит
проведению государственной политики в области образования, науки,
культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция
осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой,
материальной, программной и др. ) образовательных, воспитательных и
научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается
управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей
деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.
Общество в целом и государство заинтересовано в том, чтобы каждый
гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без
образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в
общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной
деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является
обязательным.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин
Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго
соблюдать их.
Основы государственной политики в области образования закреплены, в
частности в Федеральном законе от 10.11.2009 N 260-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи
с принятием Федерального закона "О Московском государственном
университете имени
М.В.
Ломоносова и
Санкт-петербургском
государственном университете" (принят ГД ФС РФ 21.10.2009), в сфере
21
защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе РФ от 28.06.1991 N
1499-1 (ред. от 29.12.2006) "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации", в области культуры – в Основах законодательства
Российской федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от
23.07.2008).
Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете
государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде
налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения
социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет
контроль за правильностью расходования налогов. Существует Налоговый
кодекс РФ
13
, где регламентируются права, обязанности и ответственность
налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены
налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по
налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на
территории Российской Федерации.
Специфические
функции
финансового
контроля
осуществляют
государственные таможни, которые контролируют провоз материальных
ценностей через государственную границу и взимают таможенные сборы и
пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через
границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства.
Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать
определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах
общества.
3. Экологическая функция
В основе осуществления функции лежат следующие принципы:
1) Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо
от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.
13
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС
РФ 16.07.1998)
22
2) Использование природных богатств должно быть рациональным,
соответствовать развитию государства.
3) Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и
строгая ответственность за его нарушение.
Так, в Кодексе РФ
14
об административных правонарушениях
предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области
охраны окружающей среды.
Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность
природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед
государством в области охраны и рационального использования природных
ресурсов.
Кроме этого, в России действует Закон “Об охране окружающей среды”
от 10.01.2002г, которым определены обязательства государства перед своими
гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.
4.
Функция охраны правопорядка — это деятельность государства,
направленная на обеспечение точного и полного осуществления его
законодательных
предписании
всеми участниками общественных
отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная
жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества,
государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В
центре правоохранительных действий государства находится в первую
очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как
свободный индивид, а также само государство и его различные структуры.
Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство
одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.
Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской
Федерации и другими нормативно-правовыми актами. Так, в частности, в
статье 17 Конституции Российской Федерации пункт 1 сказано, что “В
14
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" (КоАП РФ)
от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
23
Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы
человека и гражданина согласно обще указанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с настоящей Конституцией”.
Основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в
статьях 17 – 64 Конституции Российской Федерации В статье 35 пункт 2
сказано, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть,
пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими
лицами. Право частной собственности охраняется законом.
Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их
имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой
административные и уголовные наказания.
3.2. Реализация внешних функций государства
Внешние функции государства представляют собой основные
направления его деятельности на международной арене. Они призваны
решать следующие внешние задачи государства: установление и
поддержание нормальных отношений с другими государствами и
обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В
соответствии с указанными задачами различаются две основные внешние
функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими
государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.
Интеграции в мировую экономику
Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало
возможным с ослаблением напряженности между государствами и
переходом России к рыночным отношениям. Эта функция основывается на
признании экономической взаимозависимости государств в современном
мире. Проблема экономической интеграции играет важную роль в
сохранении мирового порядка и установлению стабильных отношений
между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую
24
экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма
внешнеэкономической деятельности.
Государство отказалось от сверх централизованного управления в указанной
сфере и
от приоритета внешнеполитических
интересов перед
экономическими, что препятствовало развитию нормальных торгово-
экономических отношений с другими государствами. В настоящее время
право на осуществление внешнеэкономической деятельности принадлежит
всем предприятиям и организациям независимо от формы собственности.
Каждое из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве.
Основным международным органом, координирующим политические
интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического
урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет
Безопасности - постоянный орган ООН. В его компетенцию входит
широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и
безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах
межгосударственных отношений.
Борьба с международной преступностью стала одной из важных
внешних функций последнего времени, что связано с широкими масштабами
международной преступности. Торговля и контрабанда наркотиков,
терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее
опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в
силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость
совместных
действий
государств
по
борьбе с
международной
преступностью.
15
Конкретными действиями государств в этой области
является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.
Сотрудничество в области охраны окружающей среды - это
жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового
со-общества в целом. Эта функция объединяет усилия большинства
государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на
планете и имеет всеохватывающий характер. Она активно проводится как по
15
Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,2002. с.7
25
линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных
и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды
используются новейшие достижения государств в области космонавтики,
медицины, биологии, электроники. Из государственного бюджета все больше
и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде,
также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде
государств правительство принимает различные меры к нарушению
нормативных актов по охране природы.
Внешняя деятельность государств современности базируется на
международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные
интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое
сообщество.
Функция обороны является важнейшим направлением деятельности
государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и
территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют
Вооруженные Силы Российской Федерации.
16
Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества
является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с
федеральным законом”.
Практическое исполнение функции обороны так же возложено на
особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для
обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от
внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и
безопасности граждан.
К особым вооруженным государственным организациям относятся:
1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на
случай ведения военных действий.
16
Венгеров А.Б. Теория государства и права:Учеб для юрид.вузов. -М.:Омега-Л,2008.
26
2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной
безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка.
Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок,
спокойствие и безопасность граждан.
В России принят специальный Закон “Об обороне” от 09.11.2009, в котором
определены основы организации обороны.
27
Заключение
Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать
вывод: функции государства многоплановы, их формирование происходит в
процессе становления и развития государства. На сегодняшний день
существует множество классификаций функций государства по различным
основаниям, которые только в системе могут показать разноплановость
государственных функций. Я в своей работе рассмотрела механизм
реализации функций государства на основе деления функций на внутренние
и внешние, поскольку, по моему мнению, данная классификация позволяет
более полно раскрыть деятельность государства по выполнению своих
обязанностей.
Государство для выполнения своих функций создает систему
государственных органов (механизм государства), которые в совокупности
образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще
организованный, четко слаженный сложный политический механизм,
который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы.
Механизм реализации функций государства, т.е. система органов
государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с
изменением функций государства изменяется и система его органов, а с
изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться
изменениям и структура органа.
Для органов государства характерны следующие признаки, которые
позволяют отличать их от других органов:
1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции,
задачи и цели, компетенция государственных органов определяется
действующим законодательством;
2) наличие властных полномочий, в том числе применения в
необходимых случаях принуждения;
3) действуют от имени государства;
4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и
правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;
28
Таким образом, механизм реализации функций государства невозможен
без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти,
государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.
Данная тема исследовалась многими авторами, но требует дальнейшего,
более глубокого исследования.
29
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской
Федерации
(принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-
ФКЗ)
2. "Налоговый кодекс РФ" (НК РФ)Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 16.07.1998)// "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998.
3. "Кодекс РФ об административных правонарушениях" (КоАП РФ) от
30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) //"Российская
газета", N 256, 31.12.2001
Специальная литература
4. Бринчук М.М. «Экологическое право (право окружающей среды)». М.,
1998. С. 652 - 664.
5. Васильева Е.Н. «Гражданская правоспособность государства» //
Субъекты гражданского права: Сб. науч. тр. / ИГПАН. М., 2000. С. 55.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права:Учеб для юрид.вузов. -
М.:Омега-Л,2008.
7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.,
2006.
8. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном
этапе // Государство и право. – 1993 - № 6.
9. Павликов С.Г. Сущность, содержание и функции судебной власти в
субъектах федеративного государства // Государственная власть и
местное самоуправление. –2006. – №10.
10. Степанова Т.А. Право и его роль в жизни общества //Основы
государства и права.- 2003.
11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2008.
30
12. Федосеева Н.Н. «Информационная функция в системе функций
государства» //"Информационное право", 2008, N 4
13.Федотов А.В. «Функция государственного органа: к вопросу
интерпретации» //"История государства и права", 2009, N 5
14.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2008.
15.Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права: Учебное
пособие. – М.: ЕАОИ, 2007.
16.Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,2002.
17.Шумков Д.М. Функции государства // Основы государства и права,
2000, № 2
Информация о работе Государственный механизм как система органов государства, обеспечивающих выполнение функций государства