Функции Республики Казахстан в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие понятия и содержания функций государства. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие функций государства и описать их классификацию.
2. Изучить формы осуществления функций государства в РК.
3. Рассмотреть реализацию функций государства органами государственной власти Республики Казахстан.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и классификация функций государства
1.1. Понятие функций государства
1.2. Эволюция развития функций государства и их особенности в государствах различного типа

1.3. Классификация функций государства

Глава 2.Формы осуществления функций государства в Республике Казахстан

Глава 3. Реализация функций государства органами государственной власти Республики Казахстан

3.1. Парламент – законодательный орган РК

3.2. Правительство – высший орган исполнительной власти

3.3. Верховный Суд и местные суды – органы судебной власти в РК

3.4. Прокуратура в системе органов государственной власти республики

Заключение

Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

муха отгп.docx

— 54.25 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, в государственности  того или иного общества сохраняется  преемственность функций. В частности, на появление новых функций влияют само субъективные организационные, и  даже случайные процессы, та или  иная степень зависимости функций  от изменения сущности и форм государства.

 

Наименее изменчиво и  наиболее стабильно общесоциальное содержание функций, то, которое формируется для решения основных социальных, политических, в том числе геополитических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном пути его жизнедеятельности. Основные обще социальные функции обеспечивают существование благополучие, а порой и выживание самого общества.

 

Именно ранние города-государства, первоначальная государственная организация  общества, появившаяся на излете присваивающей  экономики, как необходимая реакция  на кризисное состояние человечества, берут на себя общезначимые социальные функции, о которых речь шла выше при характеристике раннеклассового государства, и, прежде всего функцию обеспечения производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия, металлообработка, керамика и т.п.). И тем самым демонстрируют социальную ценность государственной организации общества. Именно эта организация в значительной мере спасает человечество как биологический вид от вымирания, переводит человечество в социальную фазу развития эволюции, создает цивилизацию [3, 340].

 

Словом обще социальное содержание функций, которое сохранялось на протяжении своей истории государственности, придавало большую социальную ценность государству, хотя порой приобретало  и весьма разнообразные даже причудливые  формы. Например, к такому обще социальному содержанию у некоторых народов относилось: поддержание мореплавания, морской торговли, защита и воспроизводство рыбных ресурсов, а иных народов именно сохранение своей языковой или религиозной самобытности, становилось объективно обще-социальным содержанием деятельности государства независимо от того, какой тип это государство являло или в каких формах устройства существовало и функционировало.

 

Основы существования  некоторых народов в конкретных условиях проживания на определенной территории с определенными географическими, климатическими и иными характеристиками перерастали в «вечные вопросы»- вечный предмет государственной  деятельности. Именно они наполняли  обще-социальные функции конкретным содержанием, которое приходилось  реализовывать на протяжении столетий на любом этапе государственности, чтобы обеспечить жизнедеятельность  и выживание того или иного  общества, того или иного народа.

 

К общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ, поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое.

 

Наиболее изменчивыми  жестко привязанными к сущности и  форме государств являются классовые  функции государства. Классовую  борьбу в обществе выделял еще  Платон. Он же привязал ее к различным  формам степени ожесточенности или  наоборот примирения тех или иных функций государства. И теоретическая  мысль многие века отражает классовые  функции государственности многих народов.

 

Классовые функции - это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой  степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. Таким образом, речь идет о широком понимании  классов как определенных социальных организованных структур общества.

 

К классовым функциям относятся, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства  своих классовых противников. Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внешнеэкономическим принуждением: присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество, классовые противники устраняются от участия в политической духовной жизни общества, используется их переселение в регионы с  весьма тяжелыми условиями жизни, а  иногда и вообще классовые противники устраняются физически. Но классовые  функции могут осуществляться экономическим  путем, что характерно для последующих  этапов государственности - с помощью  системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участием государства в денежной системе. Например, путем эмиссий, инфляции, с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему  штрафов, ограничений в заработной плате, продолжительностью рабочего дня  и т.п.

 

Наряду с классовым  содержанием функций государства  большое значение всегда имело в  жизнедеятельности государственного организованного общества и национальное содержание функции. Это очень важная характеристика государства.

 

Она связана с той деятельностью  государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства  этноса, который собственно и выступает  в государственной организационной  форме как действующий субъект  всемирной истории [2, 284].

 

Национальное содержание функций государства близко к  обще-социальному, но не сливается с ним. Весьма часто государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирующего государства. Касается ли это геополитических интересов, защиты соотечественников, оказавшихся в силу тех или иных исторических политических процессов на территории других государств, развитие национального самосознания, религиозного возрождения и т.п. Сюда же входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный характер.

 

Национальная характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется. То есть, в каких формах с помощью, каких способов эти функции осуществляются: в демократических или авторитарных, в политических или насильственных формах. Анализ национального содержания функций государства демонстрирует  и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно-организационной  форме. Этот анализ показывает, почему распад разрушение, а тем более  исчезновение государства представляет собой не что иное, как национальную катастрофу. Становится понятным, почему право наций на самоопределение  в своем финальном содержании формулируется как право на образование  собственного государства, почему эту  же конечную цель имеют многие национально  освободительные движения. Почему подчас не считаясь с имущественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно  борются за формирование собственной  государственности те или иные социальные и национальные силы. Если государство ставит своей целью проведение агрессивных захватнических войн, расширение своей территории, начинает осуществлять именно такой политический курс, то и организация государственной власти приобретает авторитарный антидемократический подчас тоталитарный характер, и наоборот, формирование демократического политико-правового режима упирающего на разделение властей народовластие, на приоритете качества жизни прав и свобод человека становится возможным лишь в условиях выполнения государством функций обеспечения мирного существования, благоденствия общества социальной и правовой защищенности его граждан, их эффективной экономической и политической самостоятельности, трудовой деятельности.

 

Некоторые функции имеют  смешанное содержание обще социальное классовое национальное. Так, обще социальный характер может быть свойственен  идеологической функции государства, когда она выражается в защите государства, господствующей религии, являющейся цементирующей общество силой. Это особенно характерно для  теократических государств. Но, как  известно в таких государствах дело доходит даже до физического уничтожения  так называемых еретиков, неверных. И тогда уже функция защиты религии перестает быть обще-социальной и превращается в узко групповую. Действительно, идеологическая функция может иметь предельно классовый групповой характер.

 

Функции государства подвергаются не только влиянию собственно государственных  изменений, но и изменений условий  внешней среды, в которой живет  и действует государство. Для  определения этого влияния теория государства использует понятие  эволюции функций государства, которая  включает как развитие и изменение  функций государства, так и воздействие  развивающейся внешней среды. И  если о первом процессе речь шла  выше, то о втором процессе рассмотрим подробнее.

 

Прежде всего, на функции  государства оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции  всех без исключения современных  государств подвержены воздействию  научно-технических достижений 20-го века, причем это воздействие двоякое. С одной стороны появляется жизненно важное направление деятельности государства. Поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального  потенциала общества. С другой - ограничение в использовании современных научно-технических достижений. Это особенно касается ядерных технологий, генетики, медицинской биологии [3, 355].

 

В сфере науки для государства  появляется новая область деятельности - поддержка и защита интеллектуальной собственности, т.е. создание условий  для успешной научной деятельности, охрана принадлежности результатов  научного труда создателя, обеспечение  справедливой оценки труда, и достойного вознаграждения за использование этих результатов.

 

В 20 веке цивилизация подверглась  испытаниям, вызванным социальной борьбой  вокруг государственной (общественной) и частной собственности (появление  государства социалистического  типа, возрождение частной собственности  во многих государствах после крушения тоталитарного социализма, формирование в этой связи новых правовых, систем, и т.д.)

 

Не менее важной является деятельность государства по ограничению  вредных последствий научно-технического прогресса, особенно в таких новых  областях, как генетика, медицинская  биология и другие. Формируется новое  научное направление - биоэтика, связанная  с трансплантацией органов человека, изменением полов, искусственным оплодотворением, возникают проблемы эвтаназии. И  без контролирующего и регламентирующего  государственного вмешательства в  эту область также не обойтись.

 

Определяющее влияние  на эволюцию функций государства  оказывает и экологический фактор. Суть этого влияния заключается  в том, что если каждое современное  государство не возьмет на себя обязанность  поддерживать условия существования  людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать  с другими государствами в  сохранении общепланетарной среды  существования человечества, то в  самое ближайшее время неминуем цивилизационный коллапс, глобальный кризис.

 

Государственная основа деятельности в этом направлении - безусловное  требование современности.

 

 

 

1.3 Классификация функций  государства

 

 

 

В связи с тем, что государство  выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.

 

Классификация функций государства (т.е. деление на виды):

 

Природа государства и  его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов.

 

Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной  власти.

 

От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем  или иным правительством или режимом  политической стратегии, средства ее реализации [4, 238].

 

Функции государства классифицируются:

 

1) по сфере общественной  жизни: на внутренние и внешние;

 

2) по продолжительности  действия: на постоянные (осуществляемые  на всех этапах развития государства)  и временные (отражающие определенный  этап развития государства),

 

3) по значению: на основные  и неосновные ,

 

4) по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

 

В зависимости от того, в  какой сфере общественной жизни  – внутренней или внешней –  осуществляются те или иные функции  государства, разрешению каких задач  они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они  подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства – это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

 

К внутренним функциям государства  относятся:

 

- Политическая функция  – обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка программно–стратегических целей и задач развития общества.

 

- Правовая функция –  обеспечение правопорядка, установление  правовых норм, регулирующих общественные  отношения и поведение граждан,  охрана прав и свобод человека  и гражданина.

 

- Организаторская функция  – упорядочивание всей властной  деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

 

- Экономическая функция  – организация, координация и  регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Информация о работе Функции Республики Казахстан в современный период