История становления теории правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 23:12, контрольная работа

Описание

Современные правоведы и политологи Российской Федерации и других стран полагают, что оптимальное согласование интересов гражданского общества, личности и государства достигается в условиях правового государства. Основы учения о правовом государстве были созданы И. Кантом в конце XVIII в., а зачатки этого учения в виде отдельных положений-принципов можно найти у мыслителей Древней Греции и Древнего Рима.

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРИЯ.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

  Однако  такой подход к оценке теории правового  государства был бы весьма формальным, а поэтому неверным. Дело в том, что эту теорию, как представляется, следует оценивать не только с точки зрения соответствия ее или же, наоборот, несоответствия реальной действительности. С этой точки зрения она действительно является довольно иллюзорной, поскольку далеко не во всем согласуется с реальной государственно-правовой действительностью. В мире нет «чисто» правовых или же «чисто» неправовых государств. Да и где те судьи, а вместе с ними те объективно взвешенные и оцененные критерии, которые бы позволяли им строго ранжировать современные государства, относя одни из них в разряд строго цивилизованных и правовых, а другие — в разряд нецивилизованных, неправовых государств-изгоев. Каждое государство содержит в себе признаки как тех, так и других. Разница заключается лишь в том, в какой пропорции содержатся в нем признаки тех и других.

  Рассмотрение  теории правового государства сквозь призму ее соответствия или же несоответствия реальной действительности — это хотя и весьма важная, но все же только одна сторона оценки данной концепции. Суть второй стороны заключается в оценке социальной значимости не только для настоящего, но и для будущего развития государственности как таковой, тех идей и принципов, которые были заложены в теорию правового государства.

  Не  будучи до конца реализованной ни в одной стране практически, концепция правового государства оказывает значительное влияние на развитие государственно-правовой жизни во многих странах теоретически и идеологически. Она выступает в качестве некоего государственно-правового идеала, своего рода законченного государственно-правового штампа, идеологизированного и идеализированного варианта развития того или иного государства, стремящегося к своему совершенству.

  Если  в советской России в качестве идеала государства выступало изобретенное ее идеологами «общенародное государство», которое по мере строительства коммунистического общества постепенно должно было отмирать и перерастать в негосударственную организацию, то для постсоветской России в качестве такого идеала выступает позаимствованная у западных коллег-идеологов теория «правового государства».

  В практическом плане «правовое государство»— это такая же идеологическая фикция, как и «общенародное государство», «государство всеобщего благоденствия» и другие им подобные концепции. В теоретическом плане «правовое государство» — это тот иллюзорный государственно-правовой идеал, образец или вершина, к достижению которой в своем развитии должно стремиться, по замыслу современников, любое «цивилизованное» государство. Однако данный «идеал» не следует абсолютизировать, поскольку он, как и всякий иной идеал, по мере развития общества и смены поколений — приверженцев данного идеала неизбежно развивается и видоизменяется. В этом смысле, несомненно, прав был Н.А. Бердяев, когда писал, что «вера в конституцию — жалкая вера» и что «вера должна быть направлена на предметы более достойные. Делать себе кумира из правового государства недостойно».

5. Развитие прав граждан и формирование правового государства в Российской Федерации

  Конституция РФ конституирует Российскую Федерацию  в качестве демократического правового государства с федеративной формой государственного устройства. Тем самым был завершен процесс становления основ правового государства, начало которому было положено решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС, состоявшейся 28 июня — 1 июля 1988 г. Именно на этой конференции была поставлена задача формирования правового государства как дела принципиальной важности.

  Программа КПСС, принятая на XXVIII съезде КПСС, состоявшемся 2—13 июля 1990 г., полно и всесторонне закрепила основные принципы правового государства как формы подлинного народовластия. В частности, в Программе КПСС говорилось, что партия выступает за:

  — формирование гражданского общества, в котором не человек существует ради государства, а государство ради человека; все социальные группы и общности имеют гарантированное законом право и фактическую возможность выражать и отстаивать свои интересы;

  • упрочение правового государства, в котором исключается диктатура какого-либо класса, партии, группировки, управленческой бюрократии, обеспечивает всем гражданам доступ к участию в государственных и общественных делах, к занятию любых должностей; государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве закона и равенстве всех перед законом;
  • свободное соревнование общественно-политических организаций в конституционных рамках;
  • воплощение принципов всеобщего, прямого, равного избирательного права.

  Разделение  властей на законодательную, исполнительную и судебную создаст гарантии от узурпации неограниченных полномочий, злоупотреблений властью, позволит четко разграничить сферы компетенции и ответственности. Партия выступает за:

  • демократичность и открытость законодательного процесса; 
    полноту нормотворческих и контрольных функций Советов всех уровней, формирование их надежной финансовой и материальной базы;
  • ежегодные отчеты о деятельности исполнительно-распорядительных органов перед Советами; общественный контроль в рамках закона за деятельностью исполнительной власти;
  • независимость суда и прокуратуры, повышение их статуса в обществе, совершенствование процессуального законодательства, строгое соблюдение презумпции невиновности, норм правосудия и права на защиту; действенность исправительно-трудовой системы; отмену актов необоснованного лишения советского гражданства;
  • создание динамичного, современного государственного аппарата, формируемого на конкурсной основе, подконтрольного в рамках закона представительным органам и общественности.

  Значительная  часть мер по формированию правового государства, предусмотренных Программой КПСС, была проведена в Российской Федерации до принятия Конституции РФ 1993 г. В частности, в соответствие с нормами международного права были приведены права и свободы граждан, проведены всеобщие, прямые и равные выборы Съезда народных депутатов РСФСР и иных представительных органов, сняты все ограничения на создание политических партий, ежегодно проводились отчеты исполнительно-распорядительных органов перед Советами. Для обеспечения реального действия принципа верховенства Конституции РФ и законов был образован Конституционный Суд РФ.

  Продолжая курс на формирование правового государства, Конституция РФ упразднила Советы. С учетом зарубежного опыта государственного строительства в РФ был последовательно проведен принцип разделения властей, исполнительная власть получила большую автономию и независимость от органов представительной власти, нежели в условиях советского государства. Качественно изменилась и роль Президента РФ. Конституция РФ наделила его функциями главы государства, значительно расширив компетенцию и существенно усложнив порядок отрешения от должности.

  Таким образом, Конституция РФ 1993 г. представляет собой правовую основу деятельности органов государственной власти и гражданского общества по формированию правового государства. В стране сохраняются демократический режим и его основные институты, закрепляется принцип верховенства Конституции и законов, последовательно проводится принцип разделения властей, а права и свободы граждан РФ формулируются в соответствии с нормами международного права.

  Процесс формирования правового государства  в Российской Федерации пока что  сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В ежегодном Послании Федеральному Собранию (февраль 1995 г.) Президент РФ отмечал, что Россия продолжала жить в разреженном правовом пространстве. Число законов, в которых нуждается страна, многократно превышает количество принятых. Законодательный процесс нередко подминается политической борьбой. Не сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать, что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет уважаться властью. Судебная система еще не стала равноправной ветвью власти, по настоящему независимой и авторитетной... почти не реализуется принцип прямого действия Конституции. (Российская газе-1 та. 1995, 17 февраля.) Все эти процессы сохраняются по настояние время

  В Российской Федерации пока что не удалось реализовать в полной мере ни один из основных принципов правового государства. Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с Программой КПСС и ранее действовавшей Конституцией в части развития и упрочения принципа народовластия, демократии. Законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция не только заседаний Государственной Думы, но и развернутых отчетов о ее деятельности. Население лишилось права отзывать депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, не оправдавших их доверия, Президента РФ и глав исполнительных органов субъектов РФ. Деятельность исполнительной власти оказалась выведенной из-под общественного контроля.

  Грубо нарушается принцип верховенства закона. Пример неуважительного отношения к федеральным законам подает Правительство РФ, которое время от времени принимает нормативные акты, прямо противоречащие им. Одним из таких актов является распоряжение Правительства от 28 декабря 2001 г. № 1576-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Названная Концепция ставит те же цели, что и Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом, принятым Государственной Думой 15 марта 2000 г., но предусматривает прямо противоположные меры. Например, если Федеральная программа закрепляет меры, направленные на формирование механизмов расширения доступа граждан к получению высшего профессионального образования за счет средств государственного бюджета, то Концепция Правительства РФ основной источник развития образования видит в «спонсорской помощи семьи». Концепция предусматривает и иные меры, которые не предусмотрены Федеральным законом, но интенсивно проводятся в жизнь, несмотря на протесты педагогической общественности и населения.

 . Принцип  разделения властей проведен  таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению действия федеральных законов.

  Провозглашенные Конституцией РФ экономические, социально-культурные права и свободы для значительной части населения действуют лишь формально. Эта часть населения лишена возможности иметь работу, получать достойное вознаграждение за свой труд, получать квалифицированную помощь от медицинских учреждений, пользоваться благами цивилизации в целях развития личности и применения ее способностей в практической или научной деятельности. Примерно треть населения имеет среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, т.е. находится за чертой бедности. При этом бедность значительно помолодела и переместилась в город.

  Бесспорно, сложности переживаемого Россией  периода, затянувшийся экономический кризис негативно влияют на процессы реализации конституционных прав и свобод граждан. Правовое государство РФ оказывается неспособным не только развивать и приумножать права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, искусства, социального обеспечения, но и даже удерживать уровень  достигнутый авторитарным, «неправовым» советским государством Л Кризис во многом осложняется непродуманной экономической  политикой, активизацией организованной преступности и распространенностью коррупции среди работников государственной службы и в том числе и должностных лиц.

  Таким образом, правовое государство в Российской Федерации может стать реальностью в той мере, в какой гражданское общество и органы государства смогут покончить с остатками правового нигилизма, ни уважением действующих законов, грубейшим нарушением прав и свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное действие законов.

  Проведению  последовательной и целенаправленной деятельности по формированию правового государства с учетом современных политических, экономических и иных реалий и предпринимаем! мер по выводу страны из кризиса могла бы способствовать специальная  комплексная программа. Ее разработка предусматривалась Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». К сожалению, и по настоящее время указ остается невыполненным. Ни концепции, правовой реформы пока что не имеется. Соответственно и процесс формирования правового государства до сих пор не составляет стратегически важной, магистральной и целенаправленной деятельности и государства и гражданского общества. 
 
 
 
 
 

Литература 
 

  1. Авдеенкова  М. П., Дмитриев Ю. А. Право на физическую свободу. / / Государство и право, 2005. №3. с. 13 - 23.
  2. Анохин Ю. В. Некоторые аспекты проблемы формирования государственно-правового обеспечения прав и свобод личности в России. // История государства и права, 2005. № 2. с. 2 - 4.
  3. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 250 с.
  4. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учеб. — М.: ТК Велби, Изд - во Проспект, 2005. — 768 с.
  5. Седых В. М. Теория государства и права: Учебник.  — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: «Юридический дом «Юстицинформ», 2004. — 704 с.

Информация о работе История становления теории правового государства