Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 05:39, курсовая работа
Целью настоящего исследования авторы считают раскрытие сути и структуры, порядка функционирования избирательной системы, выявление ее недостатков и предложение путей выхода из сложившейся ситуации. Работа не претендует на фундаментальное и полное освещение избирательной системы, а берет лишь частичное понимание узкого и широкого смыслов проблемы, затрагивает общие основы процесса влияния избирательной системы на становление демократических основ российской государственности.
Введение
1. Избирательная система: понятие и виды.
2. Выборы: понятие, социальное назначение и политическая роль.
3. Демократизация избирательной системы.
Заключение
Библиографический список
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровская
государственная академия экономики
и права»
Юридический
факультет
Кафедра
конституционного, административного
и финансового права.
Курсовая работа
По
Конституционному праву Российской Федерации.
На тему: Избирательная система и вопросы её демократизации в Российской Федерации.
Хабаровск
2010
План
Введение
Заключение
Библиографический список
Введение
Становление российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.
В Российской Федерации конституционно закреплены как высшее непосредственное выражение принадлежащей народу власти референдум и свободные демократические выборы.
Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Избирательная система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Конституция РФ 1993года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением. Однако избирательная система, по мнению авторов, не может формировать, а тем более играть существенную роль в процессе становления государственности, наоборот, государственность является институтом, полностью и исключительно отвечающим за структуру и форму избирательной системы.
Действительно, выборы - это форма непосредственной демократии. Любое демократическое государство немыслимо без проведения периодических свободных выборов, составляющих основу представительной демократии. Через выборы большинство граждан участвует в осуществлении государственной власти. Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов. Избрание депутатов и должностных лиц порождает ответственность органов власти перед населением.
Выборы - это и форма политической борьбы. Плюрализм идеологий и наличие многопартийности является обязательной предпосылкой истинно демократического избирательного процесса. Вынесенный на обсуждение выше тезис о том, что государственность формирует избирательную систему, а не наоборот, подтверждает и следующее.
Избирательное право резюмирует два важнейших признака политической демократии - конкурентный характер политической власти и ее сменяемость (ротация) только по итогам периодически проводимых выборов.
В современной российской государственности мы можем говорить о выборах как периодически проводимых (выборы 1995, 1996 гг.), но констатировать конкурентный характер политической власти не имеет смысла ввиду его отсутствия.
Целью настоящего исследования авторы считают раскрытие сути и структуры, порядка функционирования избирательной системы, выявление ее недостатков и предложение путей выхода из сложившейся ситуации. Работа не претендует на фундаментальное и полное освещение избирательной системы, а берет лишь частичное понимание узкого и широкого смыслов проблемы, затрагивает общие основы процесса влияния избирательной системы на становление демократических основ российской государственности.
Цели работы раскрывают свое содержание через осмысление своих промежуточных задач: рассмотрение некоторых исторических аспектов российской государственности, повлиявших и неучтенных в процессе функционирования избирательной системы РФ; подтверждение тезиса о том, что избирательная система - это зеркало российской государственности; частичное разбирательство проблем и предложение альтернативных путей их разрешения.
В заключение добавим, что стержнем для формирования избирательной системы должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать. Избирательное право является формальным, а нормы избирательного права лишены правозащитной силы, если у гражданина нет возможности сделать реальный выбор между разными политическими силами, которые по-разному рассматривают приоритеты развития страны и государства, задачи этого государства в увязке с формами их разрешения.
В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.
В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.1
В отечественной и зарубежной
литературе нет единой точки
зрения на понятие
С другой стороны, в большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов. В этом случае важнейший политико-правовой институт сведен только к технико
процедурным нормам, которые лишь в незначительной мере являются отражением политики и права.
Мне ближе следующее понимание
избирательной системы:
Это определение показывает
Поскольку эти отношения с общественной точки зрения очень значимы, они регулируются правовыми нормами, система которых и составляет избирательное право (правовой институт), но некоторые ученые считают, что в будущем оно станет подотраслью конституционного права.
Однако нас больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).
Существует пять видов систем: мажоритарная, пропорциональная, полупропорциональная , система единственного передаваемого голоса и смешанная.
Мажоритарная (от франц. мajorité-большинство) система наиболее пригодна на выборах системы большинства. При этой системе побеждает тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Это система единственная подходящая на выборах одного должностного лица. Если же ее применять для выборов коллегиального органа, например верхней или нижней палаты парламента, создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.
Мажоритарная
система имеет несколько
Первая
разновидность-система
Если кандидатов более двух десятков, избранный кандидат может набрать всего 10%, а может и меньше. Хотя система относительного большинства и приспособлена для выборов в парламент, но не всегда оказывается справедливой. При данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия получившая по стране большинство голосов, в палате получает меньшинство мест.
Несколько
более справедливой с этой точки
зрения можно считать мажоритарную
систему абсолютного
При этой системе так же может оказаться, что партия получившая большинство голосов получит меньше мест, но это менее вероятно по сравнению с системой простого меньшинства.
Еще
одним минусом системы
Вторым способом является перебаллотировка или второй тур выборов. Таки способом избирается президент Российской Федерации. Во второй тур проходят два кандидата с простым большинством голосов. И голосование проходит вновь. Победил тот кандидат, который получил простое большинство голосов. Такой способ называется системой двух туров, но возможна и система трех туров. При этой системе во втором туре требуется абсолютное большинство. Если оно не достигнуто, то проводится третий тур. Побеждает- получивший простое большинство голосов.
Информация о работе Избирательная система и вопросы её демократизации в Российской Федерации