Ювенальная юстиция: «за» и «против»

Автор работы: e********************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:31, реферат

Описание

Цель: изучение положений ювенальной юстиции и ознакомление всех субъектов образовательного процесса с данным законопроектом.
Задачи:
1. Выявить сущностные характеристики ювенальной юстиции, способствующие успешной защите прав и интересов детей.
2. Выявить условия, необходимые для введения ювенального законодательства в нашей стране.
3. Проанализировать результаты опроса учащихся нашей школы, родителей и учителей.
4. Обозначить существующие препятствия для введения ювенальной юстиции в условиях современной России.
5. Познакомить всех участников образовательного процесса с основными положениями ювенальной юстиции.
6. Изучение мнения представителей всех субъектов образовательного процесса о возможности введения ювенального законодательства в нашей стране.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....................3
Глава 1. Ювенальная юстиция
1.1 История возникновения ювенальной юстиции………………………………….................6
1.2 Современная ювенальная юстиция в зарубежных странах………………………............13
1.3 Современная модель ювенальной юстиции в России.……………………………............18
1.4 Насколько приемлема данная форма для России…………………………………………20
Глава 2. Практическая часть
2.1 Результаты анкетирования учащихся, родителей и учителей...........................................25
2.2 Интервью с Шаровой Надеждой Борисовной……………………………………………...31
2.3 Интервью с Масловой Татьяной Андреевной……………………………………………...33
2. 4 Интервью с Новосёловой Ксенией Валерьевной………………………………………….35
2.5 Проведение ток-шоу…………………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………………………………….41
Терминологический словарь………………………………………………………………….42
Приложения
Приложение 1………………………………………………………………………………..43
Приложение 2………………………………………………………………………………..45
Приложение 3………………………………………………………………………………..47
Приложение 4………………………………………………………………………………..51
Приложение 5………………………………………………………………………………..56
Приложение 6………………………………………………………………………………..61
Приложение 7………………………………………………………………………………..62
Приложение 8………………………………………………………………………………..64
Приложение 9………………………………………………………………………………..66
Приложение 10………………………………………………………………………………67

Работа состоит из  1 файл

Ювенальная юстиция. Проект.docx

— 1.21 Мб (Скачать документ)

Франция. 
 Эта страна занимает особое место в континентальной системе права. Для нее характерна четкая законодательная регламентация судебного процесса. Построение ее судебной системы отличается значительно большей жесткостью структуры по сравнению с системами стран англосаксонского (общего) права и даже других стран, принадлежащих к континентальному праву.

        Связано это со значительные  вкладом во французское право  конституции Франции и классических  кодексов Наполеона, прежде всего  уголовного, уголовно процессуального  и гражданского (1808 и 1810 гг.). 
На такой правовой базе, естественно, не могла сформироваться модель американского суда для несовершеннолетних, скорее социальная, чем правовая.

      Во  Франции слишком большое место  во все времена занимал суд  присяжных, чтобы просто уступить свое владение «детскому» суду. И поэтому  только во Франции с самого начала было предусмотрено создание, кроме  единоличного судьи, также суда присяжных  по делам о 
несовершеннолетних. 
 Ювенальная юстиция во Франции появилась позже, чем в других европейских странах, и потребовались немалые усилия юристов этой страны для введения в действие этой новой системы правосудия. 
 Необычен был и сам исторический эпизод появления во Франции «детского» суда. Как ни странно, но первым, кто начал «пропаганду» этого суда, был вовсе не юрист, а инженер Эдуард Жюлье, побывавший в США и по возвращении на родину сделавший в феврале 1906 г. В парижском Социальном музее доклад на эту тему. 
 Суды для несовершеннолетних во Франции были созданы Законом от 22 июля 1912 г., вступившего в силу только в марте 1914 г. Так что Франция оказалась одной из последних в числе европейских стран, создавших свою ювенальную юстицию.
 

Германия. 
 Здесь, так же как и во Франции, распространение американского опыта организации судов для несовершеннолетних, началось с доклада о ней. Сделал его в июле 1907 г. Во Франкфуртском юридическом обществе профессор Фройденталь. 
 Проект Фройденталя был положен в основу организации первого суда по делам о несовершеннолетних в Германии. Этот суд был создан 1 января 1908 г. Во Франкфурте. 
 В отличие от судов для несовершеннолетних в США, в Англии и во Франции, немецкий – франкфуртский – суд не был автономным. Во франкфуртском суде гласность не была ограничена, но заседания его проходили в специальном помещении, отдельно от других отделений общего суда. 
 Попечительские функции в суде для несовершеннолетних брали на себя члены союзов попечения о детях. По поручению суда они предоставляли ему сведения об условиях жизни несовершеннолетних подсудимых. По решению суда они брали на себя обязанность попечения о подростках, оставленных на свободе. 
 
Россия. 
 Истории ювенальной юстиции в России надо уделить особое внимание и не только потому, что это история нашей страны. Важна здесь неординарная судьба этой ветви правосудия, повлиявшая существенным образом на ту модель правосудия, занимающегося несовершеннолетними, которую мы имеем сейчас. 
 Первый суд по делам о несовершеннолетних в России был открыт в С.-Петербурге 22 января 1910 г. За ним последовали многие российские города. Распространение новой судебной системы было очень быстрым. 
В уголовном законодательстве в тот период содержались некоторые охранительные нормы, касающиеся несовершеннолетних. Согласно этому законодательству, судебному преследованию подвергались несовершеннолетние в возрасте с 10 лет (ст. 137 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных).34 Часть 2-я этой статьи предусматривала льготный режим уголовной ответственности для несовершеннолетних и в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступление «без разумения». 
Были специальные разъяснения в законе относительно несовершеннолетних, совершивших преступления «с разумением». Их направляли по преимуществу в исправительные заведения для несовершеннолетних. При невозможности поместить их в эти заведения, они заключались на срок, определенный судом, но не долее, чем до достижения восемнадцатилетнего возраста, в особые помещения, устроенные для них при тюрьмах или дома для арестованных по приговорам мировых судей. 
 В законах России конца XIX в. Содержались юридические нормы, предусматривавшие уменьшение тяжести уголовного наказания несовершеннолетним. Как уголовное, так и уголовно-процессуальное законодательство содержали положения о повышенной юридической защите несовершеннолетних по сравнению со взрослыми подсудимыми. Вместе с тем, значительный объем судейского усмотрения по этим делам (решение вопроса о действиях «с разумением», вынесение приговоров без установленного срока) – все же ставили несовершеннолетних в положение лиц, не защищенных законом. 
 Говоря о правовой базе ювенальной юстиции в России на рубеже XIX – ХХ веков, нельзя забывать об одном российском законе, сыгравшем отнюдь не положительную роль в уголовной политике в отношении несовершеннолетних. Это законе от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках». 
 В целом российская ювенальная юстиция в начальный период своего развития имела потенциальные правовые возможности усилить карательную направленность судебной политики в отношении несовершеннолетних. Вполне возможно, что это не дало при осуществлении первых российских декретов о суде возможности обратить более серьезное внимание на молодую ювенальную юстицию.  
 Автономная российская ювенальная юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г. И была заменена на другую систему, которая, по мнению ее создателей, была более гуманной, более приспособленной к обращению с детьми и подростками. 
 Столетний период существования в мире ювенальной юстиции показал, что, кроме стойкого ее сохранения как специфической модели правосудия, в ней самой происходили значительные изменения, связанные как с влиянием внутренних факторов – принадлежностью разных ее моделей к разным правовым системам, так и в связи с воздействием внешних факторов – уголовной политики в отношении несовершеннолетних и совершаемых ими преступлений.
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Современная ювенальная юстиция в зарубежных странах

      На сегодняшний день существует несколько различных моделей ювенальной юстиции – континентальная, скандинавская и англосаксонская.

        Наиболее яркими представителями континентальной модели являются Франция и Канада.

     Современную систему ювенальной юстиции во Франции  регулирует Закон от 2 февраля 1945 года № 45-174 о правонарушениях несовершеннолетних.

      Французская система  ювенальной юстиции занимается как несовершеннолетними правонарушителями, так и детьми, находящимися в опасности, т.е. в той или иной степени  под угрозой. По закону понятие опасности  является достаточно широким понятием. Здесь может иметься в виду какое-то физическое неблагоприятное  отношение родителей или других взрослых к подростку или проблемы питания, или проблемы родительской заботы, сюда же относятся и какие  – то неблагоприятные условия, скажем, сексуальные домогательства в отношении  ребенка. Защита детства занимается и детьми, которые пропускают школу  по тем или причинам, которые убегают  из дома, и, конечно вопросы наркомании и проституции рассматриваются  тоже.

      Несовершеннолетние  могут являться объектом только мер  защиты, обучения или надзора. В каждом конкретном случае ювенальный суд и ювенальный суд присяжных назначат соответствующие меры защиты, надзора и содействия или меры воспитательного воздействия. Меры воспитательного характера применяются и  к несовершеннолетним, совершившим правонарушение. Меры уголовного наказания могут быть применены только в случаях, если особенности личности несовершеннолетнего, а  также определенные обстоятельства не позволяют применение к нему мер воспитательного характера. Тем не менее, в практике применяются в основном меры воспитательного характера.

      Идея  защиты несовершеннолетних в опасности  продолжает также развиваться, продвигаться. Защита несовершеннолетних решительно выходит из области уголовного права  и касается в достаточно широком  аспекте гражданского права.

     Во  избежание риска злоупотреблений, судья по делам несовершеннолетних имеет право вмешиваться только тогда, когда семья не воспринимает реальность опасности и (или) не может  или не хочет изменить ситуацию. 

     Система мер защиты, обучения и надзора  устанавливает:

  • необходимость оставления ребенка в семье, если это возможно, с его родителями или же с его бабушками и дедушками;
  • необходимость добиться согласия семьи с назначенными мерами.

     Это должно выражаться в приглашение  родителей, их аудиенции с судьей и в объяснение им, чем руководствовался судья, назначая  те или иные воспитательные меры по отношению к их ребенку. Мотивация  решений судьи обязательна.

     Если  необходимо отлучить ребенка из привычного для него места проживания, судья  может доверить его воспитание:

  • отцу или матери, которые не имели права исполнения родительских обязанностей, или у которого ребенок не проживал;
  • другому члену семьи или третьему лицу, достойному доверия;
  • службе или учреждению медицинского  или воспитательного характера, обычному или специализированному;
  • департаментальной службе социальной помощи детству.
 

     Определенные  сходства с французской системой ювенального правосудия представляет канадский опыт.

       Работа не сводится только к созданию уголовных  
судов для несовершеннолетних, а имеет целью решать более широкую  
задачу — создание ювенальных гражданских судов; особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних; решение социальных вопросов,  связанных с несовершеннолетними, лишенными родительского попечения, в том числе и в случаях лишения родителей родительских прав; предусматривает широкие полномочия социальным службам, которые по существу будут контролировать родителей и исполнение ими родительских обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей. Предполагает охват медицинских вопросов, в частности сексуальное просвещение детей и планирование семьи.
 

     Говоря  о скандинавской модели ювенальной юстиции, рассмотрим, в первую очередь, пример Швеции. В Швеции суть ювенальной юстиции заключается в очень сильной роли социального работника. Социальный работник является важной фигурой в работе с несовершеннолетними. Социальная служба в Швеции является муниципальной службой; она организована по территориальному принципу. Это позволяет решать проблемы конкретного подростка силами специалистов, работающих на территории его проживания, делает социальную помощь несовершеннолетнему своевременной, адресной и более эффективной, так как учитывает не только личные особенности подростка, но и специфику его семьи, общины, к которой он принадлежит. Независимость социального работника на практике является одновременно важным гарантом соблюдения прав и интересов несовершеннолетнего и. кроме того, обеспечивает социальному работнику высокую степень доверия со стороны самого подростка.

     Таким образом, основная работа социального работника в Швеции преследует цель профилактики и предотвращения правонарушений несовершеннолетнего.

     К группе стран, имеющих «скандинавскую модель» ювенальной юстиции, относится  также Дания.

     Для обеспечения эффективной работы по предупреждению преступности несовершеннолетних в Дании была признана очевидная  необходимость объединения усилий трех сторон (школ, социальных служб  и полиции), ответственных за благосостояние и воспитание детей, и создания между  ними устойчивых партнерских отношений. Именно эти три структуры располагают  достаточно подробной информацией  о детях и молодых людях  и находятся с ними в тесном контакте по месту их жительства.

     Обязанности школьной системы по предупреждению преступности не упомянуты непосредственно  в законодательстве. Эти обязанности  упомянуты в приложении к шведскому  Закону об образовании, описывающем  общие цели развития каждого отдельного ученика. Например, школы обязаны  вводить в свои учебные программы  обязательный предмет, касающийся проблем  употребления наркотических средств, что является одним из основных факторов преступности в обществе.  

       К англосаксонской системе ювенальной  юстиции традиционно относят  Великобританию и США.

       К компетенции английского суда для несовершеннолетних относятся дела о посягательствах взрослых на детей и подростков. Исключением являются дела о соучастии несовершеннолетнего и взрослого в совершении преступления. Эти дела могут слушаться не в суде для несовершеннолетних, а в ином суде, вплоть до суда Короны.

— когда  в общем суде было проведено суммарное  производство, в результате которого взрослый был признан виновным, а  несовершеннолетний — нет;

— когда  общий суд провел изучение дела и  независимо от судьбы взрослого подсудимого (обвинения его или оправдания) требуется суммарное производство в отношении несовершеннолетнего, который обращается к суду с просьбой о признании его невиновным. Однако если и взрослый подсудимый, и несовершеннолетний ходатайствуют о признании их невиновными, дело рассматривается во «взрослом» суде.

     Также существуют программы для родителей на местном уровне, чтобы помочь им предотвратить совершение преступления их ребенком. Организуются так называемые «партнерства школьной безопасности», чья цель воздействовать на криминальную обстановку в школах. Они образуются при школах, и в их состав входят офицеры полиции.    

     В большинстве штатов США (стране, где  впервые зародилась система ювенальной юстиции в XIX веке) система ювенальной юстиции управляется социальной службой, а именно: Агентством социальной службы — в 23 штатах и службой  по работе с семьей и детьми —  в 6 штатах. В 11 штатах система ювенального  правосудия подконтрольна системе  правосудия по делам совершеннолетних.   

       Австралийская модель ювенальной юстиции использует механизмы «восстановительного правосудия». Одним из механизмов, используемых в Австралии, являются «семейные конференции».

 
 

  
 
 
 
 
 

1.3 Современная модель ювенальной юстиции в России

      Проект  Закона о ювенальной юстиции в  Российской Федерации разработан в  рамках федеральной президентской  программы реализации судебной реформы  в Российской Федерации.

      Проект  Закона базируется на концепции ювенальной юстиции, ее принципах и основных институтах.

      Проект  Закона о ювенальной юстиции в  России включает следующие статьи.

      В ст.1 понятие ювенальной юстиции  формулируется следующим образом: «Ювенальная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие по делам о несовершеннолетних и имеющую задачи: судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних».

      В Законе ювенальная юстиция рассматривается  как часть системы общего правосудия, реализующая свои задачи на общей  с ним правовой базе. Поэтому на ювенальную юстицию распространяются общие конституционные принципы, а также положения отраслевых законов, регулирующих осуществление  правосудия в России (ст. 2 проекта  Закона).

      Вместе  с тем, проект Закона в ст. 3 определяет ювенальную юстицию как специфическую  подсистему правосудия. Специфика эта  в проекте связывается с понятием несовершеннолетнего как особого  субъекта правовой защиты и судебного  преследования.

      В ст.4 проекта Закона провозглашается  приоритет судебной защиты прав и  законных интересов несовершеннолетних (ст.5 проекта). Это означает, что все решения, касающиеся прав и законных интересов несовершеннолетних в рамках ювенальной юстиции, принимает только суд по делам о несовершеннолетних.

      Это категорическое требование приоритета судебного решения перед всеми  остальными получило следующее развитие в тексте ст. 5: не допускается передача судом таких дел несудебным административным органам, равно как принятие ими решений, касающихся юридической охраны прав и законных интересов несовершеннолетних. Несудебные административные органы могут привлекаться судом для оказания ему

помощи  при проведении вспомогательных, определенных самим судом, действий.

      Юридической новеллой может стать и судебный надзор за исполнением приговоров о  наказании несовершеннолетних к  лишению свободы и иных мер  воздействия, связанных с ограничением их свободы. Судебный надзор отнесен  к компетенции суда по делам о  несовершеннолетних (ст.5, п.2).

Информация о работе Ювенальная юстиция: «за» и «против»