Конституция РФ – основной закон Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:08, дипломная работа

Описание

Цель исследования дипломной работы – проанализировать и обобщить теоретические положения относительно общих понятий Конституции, ее структуры, основных черт и особенностей.
Задачи исследования дипломной работы:
- проанализировать понятия «конституция», «конституционализм» и их сущность;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3-6

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ …………………... 7-24
1.1. Конституция и конституционализм: понятие и сущность …………… 7-12
1.2. Функции и юридические свойства конституции …………………….. 13-20
1.3. Классификация конституций …………………………………………...21-24

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО КОНСТИ-
ТУЦИОНАЛИЗМА …………………………………………….........................25-45
2.1. Конституционная реформа в РФ. Необходимость смены Конституции
(особенности периода) …………………………………………………….25-28
2.2. Работа Конституционной комиссии и Конституционного совещания.
Особенности разработки и принятия Конституции РФ 1993 года .........29-35
2.3. Структура и содержание Конституции РФ 1993 года, ее отличие от со-
ветских конституций и значение для развития современного российс-
кого конституционализма ……..………………………………….............36-45

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 Г. …46-61
3.1. Проблемы соответствия законов и иных нормативно-правовых актов
субъектов РФ Конституции РФ ………….……………………………….46-50
3.2. Проблемы прямого действия Конституции РФ …………………………51-55
3.3. Проблемы внесения конституционных поправок и пересмотра
Конституции РФ …………………………………………………………..56-61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..62- 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….65-69

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 388.00 Кб (Скачать документ)

Будущее каждой страны, каждого государства коренится в прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция, вместе с тем, содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и цели социального прогресса. Вот почему ей присущ прогностический характер, такая черта как перспективность. Программные положения включаются, как правило, в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направления развития в области экономики, политики, социального прогресса, национальных отношений, культуры и других областях, получают выражение в главе об основах конституционного строя. При этом сама конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права.

Важной чертой любой конституции является ее преемственность, обусловленная непрерывностью исторического развития государственности. Каждая новая конституция неизбежно связана с предшествующими: в обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление. Конституционная преемственность требует сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности, идею самоопределения наций и равноправия народов, форму правления, государственное устройство.

Важной чертой конституции правового государства является её реальность. Главным критерием для оценки реальности конституции служит её соответствие действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции. Во многом реальность конституции зависит от политической, экономической и социальной стабильности, ужесточения режима законности и правопорядка. Как одна из основных черт конституции, реальность имеет несколько аспектов:

1)     соответствие конституционных предписаний характеру общественных отношений, сложившихся в данный исторический период;

2)     учет конкретных исторических, политических, этнографических и иных особенностей страны;

3)     выбор приемов и средств воздействия, адекватных характеру регулируемых общественных отношений;

4)     предвидение социальных последствий действий тех или иных конституционных установлений;

5)     гарантированность конституции[13].

Вместе с тем, было бы неверно считать, что раз конституционное правило отражает существующие общественно-экономические отношения, это совершенно автоматически обеспечивает её реальность. Исполнимость конституционных предписаний, высокая степень эффективности их действия во многом зависят от повседневной деятельности органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, милиции. Реальность конституции предполагает правовые и организационные гарантии народовластия, действенность механизма обеспечения их реализации, высокую политическую сознательность, социальную активность и правовую культуру граждан.

Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, то есть незыблемость конституционных предписаний. Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

Верховенство конституции в правовой системе является одним из важнейших ее юридических свойств. Оно служит проявлением доктрины господства права и означает приоритетное положение конституции в системе законодательства. Верховенство конституции обеспечивается приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы, особым порядком её принятия и изменения, а также созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством)[14].

В юридической сфере одной из основных и достаточно сложных является проблематика правовой охраны конституции, что обусловлено важностью регулируемых конституцией общественных отношений, необходимостью обеспечения ее верховенства в системе правовых актов. Такая охрана направлена на достижение, прежде всего, незыблемости общественного и государственного строя, закрепленного в Основном законе соответствующей страны, стабильности правового статуса личности, на неуклонное выполнение норм конституции всеми субъектами конституционного права, то есть на достижение конституционности правоприменительной практики.

В российской научной литературе даются различные определения правовой охраны конституции. Например, Б.В. Щетинин характеризует ее как конституционные гарантии законности[15]. Впоследствии им же в соавторстве с А.Н. Горшеневым было дано более развернутое определение данного понятия, как совокупности юридических средств, обеспечивающих выполнение всех норм, установленных конституцией, и строгое соблюдение режима конституционной законности[16]. Н.П. Иванищева под правовой охраной конституции понимает совокупность компонентов, обеспечивающих стабильность и неуклонную исполнимость конституции[17]. Н.А. Михалева характеризует правовую охрану конституции как совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех основополагающих норм, соблюдение режима конституционной законности[18]. Представленные научные определения имеют большую научную значимость и имеют полное право на свое существование.

Вместе с тем, хотелось бы предложить несколько иной подход к данной проблеме. Он сводится, во-первых, к тому, чтобы определить правовую охрану конституции через такую категорию, которая наиболее точно и всесторонне определяет особое положение данного документа во всех сферах общественной жизни, отличает его от всех других актов; и, во-вторых, что именно от неукоснительного соблюдения, поддержания этой категории зависит в конечном результате стабильность, прогрессивное развитие.

Правовая охрана конституции не может быть реальной, а тем более эффективной, без наличия соответствующего механизма, важнейшая задача которого – обеспечение правильной реализации конституционных принципов, исключение любой подмены конституции[19] (см. Приложение 2). Под механизмом правовой охраны конституции следует понимать совокупность определенных государственно-правовых институтов (в ряде случаев их называют средствами)[20]. К ним следует отнести: особый порядок принятия и изменения конституции; конституционный контроль, под которым следует понимать деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов конституции, законам, в ходе которых данные органы правомочны отменять обнаруженные несоответствия; и конституционный надзор, который в общей форме можно определить как деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствия правовых актов конституции.

В механизме правовой охраны основного закона целесообразно выделение такого важного института как толкование конституции. Это связано с тем, что в современных условиях данный вид деятельности выдвигается на передний план. Важно подчеркнуть и тот факт, что существенно возрастает роль актов по толкованию конституции в правовой иерархии. Вопросы официального, общеобязательного толкования все в большем объеме становятся предметом конституционного, законодательного регулирования.

1.3.           Классификация конституций

 

Конституции различных стран, даже принимаемые в рамках одного и того же строя, существенно отличаются друг от друга по характеру принятия, по их форме и содержанию. Для науки конституционного права важное значение имеет классификация конституций,  которая позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, глубже изучить содержание и структуру конституций, сопоставить их, выявить особенности правовой природы и в конечном итоге совершенствовать конституционное законодательство.

В современном правоведении проводится классификация конституций по ряду признаков (см. Приложение 3).

По порядку принятия конституции можно классифицировать на октроированные (дарованные главой государства - монархом) и неоктроированные, то есть принятые легитимным способом - парламентом, учредительным собранием или на референдуме. Октроирование конституций было характерно в основном для прошлых столетий (например, октроированной была Конституция Японии 1889 года), и в практике современного конституционализма уже практически не встречается. Чаще всего для разработки и принятия конституции созывается учредительное собрание. Первым таким учредительным собранием был Конституционный конвент США 1787 года. На референдуме были приняты Конституция Италии 1947 года, Конституция Португалии 1978 года, Конституция РФ 1993 года и ряд других.

По порядку изменения различают конституции гибкие, которые изменяются в обычном законодательном порядке (например, Конституции Великобритании, Новой Зеландии, Израиля) и жесткие, которые изменяются в более сложном порядке, чем предусмотрено для текущего законодательства (например, Конституция РФ 1993 г.). Существуют различные способы обеспечения жесткости конституций. К ним относятся: требование квалифицированного большинства в парламенте для принятия поправок к конституции; утверждение поправок субъектами федерации (в федеративных государствах); повторное принятие поправок парламентом следующего созыва и др.

В науке конституционного права различают юридическую и фактическую конституции. Юридическая конституция - это документ, основной закон (несколько основных законов), принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу и особый объект, то есть регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества. Фактическая конституция - это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране[21]. Расхождение между юридической и фактической конституциями свидетельствует о фиктивности первой и является, как правило, результатом изменения в соотношении политических сил, произошедшего после принятия юридической конституции. Для анализа соотношения юридической и фактической конституций важное значение имеет вопрос о правильном отражении в нормах конституции реально сложившихся общественных отношений. На первый план здесь выдвигается вопрос не только об определяющем, но и опережающем развитии фактической конституции по сравнению с юридической[22].

По форме правления конституции делятся на монархические (например, Конституция Японии 1947 года) и республиканские (например, Конституция Франции 1958 года, Основной закон Германии 1949 года, Конституция РФ 1993 года).

В зависимости от закрепляемого конституцией политического режима выделяют конституции демократические, авторитарные и тоталитарные. Демократические конституции, в отличие от авторитарных и тоталитарных, не только провозглашают права и свободы, но и создают условия для их реализации, закрепляют идеологическое и политическое многообразие. Так, Конституция РФ 1993 года является демократической, закрепляя в части 1 статьи 1 демократический правовой режим.

По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на федеративные и унитарные (иногда приводят и конфедеративные). Федеративная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус федерации и её субъектов, разграничение компетенции между ними; она регулирует систему, структуру и порядок формирования органов законодательной, исполнительной и судебной властей федерации, определяет их компетенцию, механизм конституционной ответственности. Федеральными являются Конституции США, ФРГ, Индии, России, унитарными - Конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе Российской Федерации.

По форме - способу организации конституционных норм - конституции бывают писаные и неписаные (или частично писаные). Под писаной конституцией понимается принимаемый и изменяемый в особом порядке основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Таковой является Конституция РФ 1993 года. Если основной закон в государстве отсутствует, а его роль выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной государственной власти, права и свободы граждан, то можно говорить о неписаной конституции. Такая практика имеет место в Великобритании, Новой Зеландии[23].

По времени действия конституции разделяются на временные, то есть имеющие ограниченный срок действия, и постоянные. Большинство конституций являются постоянными. Постоянной является и Конституция РФ 1993 года. Временные конституции характерны для переходных периодов, обычно наступающих после государственных переворотов.

Вывод: Анализ первой главы показывает, что понятия «конституция» и «конституционализм» тесно связаны между собой, но не тождественны. Если конституция – это единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство, то конституционализм можно рассматривать в двух смыслах: в широком – как теорию конституции как таковую, историю и практику конституционного строительства в той или иной стране, группе стран, мировом сообществе в целом, и в узком – как целостную систему знаний о фундаментальных общечеловеческих политико-правовых ценностях, находящих выражение в демократических конституциях и демократической конституционной теории, их содержании, формах, методах и степени реализации.

Информация о работе Конституция РФ – основной закон Российского государства