Конституция РФ – основной закон Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:08, дипломная работа

Описание

Цель исследования дипломной работы – проанализировать и обобщить теоретические положения относительно общих понятий Конституции, ее структуры, основных черт и особенностей.
Задачи исследования дипломной работы:
- проанализировать понятия «конституция», «конституционализм» и их сущность;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3-6

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ …………………... 7-24
1.1. Конституция и конституционализм: понятие и сущность …………… 7-12
1.2. Функции и юридические свойства конституции …………………….. 13-20
1.3. Классификация конституций …………………………………………...21-24

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО КОНСТИ-
ТУЦИОНАЛИЗМА …………………………………………….........................25-45
2.1. Конституционная реформа в РФ. Необходимость смены Конституции
(особенности периода) …………………………………………………….25-28
2.2. Работа Конституционной комиссии и Конституционного совещания.
Особенности разработки и принятия Конституции РФ 1993 года .........29-35
2.3. Структура и содержание Конституции РФ 1993 года, ее отличие от со-
ветских конституций и значение для развития современного российс-
кого конституционализма ……..………………………………….............36-45

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 Г. …46-61
3.1. Проблемы соответствия законов и иных нормативно-правовых актов
субъектов РФ Конституции РФ ………….……………………………….46-50
3.2. Проблемы прямого действия Конституции РФ …………………………51-55
3.3. Проблемы внесения конституционных поправок и пересмотра
Конституции РФ …………………………………………………………..56-61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..62- 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….65-69

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 388.00 Кб (Скачать документ)

Целевое назначение Конституции РФ выражается в ее гуманистической функции, которая состоит в том, что в Основном законе воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Основные черты и юридические свойства  Конституции РФ отражают ее особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений[48]. К числу этих характеристик можно отнести легитимность, перспективность, преемственность, верховенство, высшая юридическая сила, реальность, стабильность, особый порядок принятия и пересмотра Конституции РФ, внесения в нее поправок.

Легитимный характер Конституции РФ 1993 года заключается в том, что она была принята конституционным референдумом, который проводился впервые за всю историю существования России: гражданам предоставлялся проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционным совещанием.

Конституция является своего рода моделью для регулирования новых общественных отношений. Вот почему ей присущ прогностический характер, такая черта как  перспективность. Поэтому наряду с закреплением итогов достигнутого в Конституции Российской Федерации 1993 года отражаются стремления и цели, представляющие задачи будущего, исторические перспективы.

Важной чертой Конституции РФ является ее преемственность, обусловленная непрерывностью исторического развития государственности. Ядро преемственности Конституции РФ 1993 года – российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России. Идея преемственности новой российской Конституции содержится в ее преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторически сложившегося государственного единства, незыблемости  демократического строя, осознание ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями[49].

В Конституции РФ 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства. Ни в одной из предыдущих конституций России такого положения не содержалось. Установление в части 2 статьи 4 Конституции РФ 1993 года принципа верховенства на всей территории России означает, прежде всего, утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Основного закона заложена не свойственная прежним, советским конституциям, идея подчинения государства конституции, праву.

В статье 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и  их объединения должны соблюдать Конституцию РФ. Прямое действие Конституции РФ означает, что конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении, что придает им действительно высшую юридическую силу и служит гарантом от искажения (статья 15).

Важной чертой Конституции РФ является ее реальность. Главным критерием оценки реальности служит соответствие Конституции действительности: если Конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается  соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности Конституции. В отличие от конституций советского периода, характеризовавшихся в большей степени своей декларативностью, Конституция РФ 1993 года более приближена к действительности.

Важным юридическим свойством Конституции РФ является её стабильность, то есть незыблемость конституционных предписаний. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан.

О стабильности российской Конституции свидетельствует и установленный особый порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ. В сравнении, к примеру, с американской, принятой два столетия назад и пережившей к сегодняшнему дню около тридцати поправок, или мексиканской, принятой менее столетия назад и пережившей уже несколько сот поправок, в российскую конституцию за все время действия поправок не вносилось вообще. Как отмечают эксперты по конституционному праву, российская конституция является «действующим и рабочим документом, а не набором мало соотносящихся с реальной жизнью страны пышных и витиеватых деклараций»[50].

В действующей Конституции, в отличие от предыдущих, отсутствует положение о том, что право принятия  Конституции относится к компетенции какого-либо органа государственной власти. Устанавливается, что принятие и изменение Конституции РФ составляет предмет исключительной компетенции Федерации (статья 71): принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять ее 2/3 голосов от общего количества его членов или вынести на всенародное голосование.

При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах (см. Приложение 6). Статья 80 Конституции РФ закрепляет, что Президент РФ является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ (статья 82). Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции.

Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать  процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в статье 125 Конституции РФ.

Важную роль в охране Конституции РФ играет Конституционный суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

В заключение необходимо отметить, что Конституция РФ является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором, базой для кодификации и систематизации законодательства. 

На основе Конституции РФ и конституций республик в ее составе осуществляется  упорядочение всей системы законодательства, его развитие и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.

В настоящее время в России имеются все предпосылки для проведения нового этапа конституционной реформы. Причем, вполне очевидно, что сопротивление процессу изменения Конституции РФ лишь отсрочит его.

Естественно, новая Конституция не создаст демократического социально-правового государства, но ее нормы могут явиться той почвой, на которой такое государство может прорасти. Главное предназначение Конституции в том, что она должна задавать рациональные контуры государственной жизни, дабы государственная власть постоянно ощущала себя зависимой и ответственной перед народом. Думается, что лишь на такой основе возможно устойчивое и динамичное развитие Российского государства.

В этой связи нельзя не согласиться с мнением профессора С.А. Авакьяна о том, что «Конституция не только регулирует общественные отношения, закрепляя то, что уже существует как результат деяний людей, но и может быть «исходной почвой» для их возникновения, создания предпосылки для возникновения новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием Конституции и учреждается»[51].

При обсуждении проблематики нового этапа конституционной реформы в России важно видеть и понимать, что в действующей Конституции РФ заложен алгоритм поведения органов государственной власти, прежде всего, в интересах правящего меньшинства, и, собственно, по этой причине, она была поддержана на референдуме всего лишь одной третью российских граждан. Что же касается их большинства, то они заинтересованы в такой Конституции, в которой заложен алгоритм поведения государственной власти в интересах единственного источника власти – многонационального российского народа.

Именно последним обстоятельством диктуется необходимость разработки и принятия новой Конституции России.

Вывод: Анализ второй главы свидетельствует о том, что глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась, объективно обусловив необходимость конституционных перемен. В результате длительного противостояния законодательной и исполнительной властей была разработана новая Конституция, окончательный проект которой 12 декабря 1993 года был вынесен на общероссийский референдум, по результатам которого нынешняя Конституция вступила в силу.

По своей структуре и содержанию Конституция РФ 1993 года близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, хотя и не в полной мере им соответствует. Отличительной ее чертой, по сравнению с ранее действовавшими советскими конституциями, является адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям; она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования.

Роль любой конституции, в том числе и России 1993 года, выражается в ее функциях – политической, правовой, гуманистической и др.

Юридическая природа Конституции РФ 1993 года проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания. К их числу относятся: легитимность, перспективность, преемственность, верховенство, стабильность и др.

Каждая черта Конституции РФ 1993 года характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о Конституции РФ в целом. Будучи взаимосвязанными, взаимозависимыми, оказывающими друг на друга влияние, они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему  и выражают качественную определенность содержания Конституции.

 

 

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА

 

3.1.           Проблемы соответствия законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ Конституции РФ

 

Проблема соответствия законов субъектов Российской Федерации Конституции РФ актуальна уже потому, что, в случае их несоответствия, на конституционном, а значит, на самом высоком уровне, «создается почва, из которой произрастают ростки шовинизма, и как следствие – геноцида нации»[52]. Об этой проблеме необходимо говорить, поскольку власть сама создает предпосылки для этого, закрывая глаза на нарушение конституционных норм. Обратимся к источникам. Основной Закон Российской Федерации гласит, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами (пункт 2 статьи 6 главы I Конституции РФ); в частности, как право гражданина продекларировано право избирать и быть избранным (пункт 2 статьи 32 главы II Конституции РФ). Кроме того, государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка (пункт 2 статьи 19 главы II Конституции РФ) и защиту его прав и свобод (пункт 1 статьи 46 главы III Конституции РФ). Здесь следует отметить, что Конституция РФ и федеральные законы в соответствии с пунктом 2 статьи 4 главы I Конституции РФ имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Все эти нормы хороши, но необходимо, чтобы они работали на всей территории России. Что же мы имеем на самом деле?

В качестве аргумента можно обратиться к содержанию Конституции Республики Тыва, которая в статье 69, где говорится о Президенте и исполнительной власти, четко определяет, что Президентом может быть избран гражданин Республики Тыва, свободно владеющий Тыва и русским языками. Это значит, что Президентом может стать только представитель коренной народности. Интересная деталь: юридически закон не запрещает представителю некоренной, будем говорить, русской нации быть Президентом, хотя фактически это невозможно. И, как следствие, вытекает невозможность занимать ключевые посты в органах исполнительной власти. Далее, статья 33 главы V Конституции Республики Тыва определяет государственным языком Тыва язык. Почему? Всем известно, что государственным языком в Российской Федерации является русский. Ответ на вопрос отчасти дается в статье 31 главы V Конституции Республики Тыва, где говорится, что «…это способствует обеспечению устойчивого преобладания коренной нации, защите ее этнического, культурного и духовного наследия и достояния». Но кто и какой закон будут защищать интересы других наций? Конечно, можно возразить, что абсолютное большинство населения Республики Тыва составляют представители коренной нации, но это не повод для того, чтобы отменять действие норм Конституции России.

Данный пример отнюдь не единичный. Избежать подобных противоречий можно посредством пересмотра Конституции, необходимость чего уже объективно назрела. И это верно, ведь действующая Конституция России была написана в спешке, под эйфорией победы «демократии» без учета последствий[53].

С учетом конституционного распределения полномочий  (согласно статьи 76 Конституции РФ) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы (предусмотренные в Конституции РФ) и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые (в соответствии с ними) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения РФ и ее субъектов - все субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Согласно Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ: в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон. В то же время, в случае противоречия между федеральным законом и актом субъекта Федерации, изданным вне пределов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. По вопросам исключительной компетенции субъектов Российской Федерации последние осуществляют собственное правовое регулирование, то есть принимают законы и иные нормативные правовые акты независимо от федерального законодательства. Они решают их по своему усмотрению, и единственным ограничением здесь является универсальное требование – требование соблюдения прав и свобод человека и гражданина[54].

Информация о работе Конституция РФ – основной закон Российского государства