Курс лекций по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций

Описание

Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.

Работа состоит из  1 файл

теория государства и права.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Функции юридической ответственности  определяют целью и вытекают из нее.

- Штрафная функция - карательная реакция государства на правонарушение, выражается в наказании виновного лица, путем причинения ему личных имущественных либо организационных обременении или лишений и созданий неблагоприятных последствий;

- Правовосстановительная  функция - позволяет взыскать с виновного причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери, обеспечивая интерес управомоченного субъекта;

- Воспитательная функция - формирование у субъектов мотивов к правомерному поведению, предупреждение правонарушений.

Эти функции содействуют достижению целей юридической ответственности.

Принципы юридической ответственности - это главные начала, идеи, положения на которых основывается данный институт.

Можно выделить следующие принципы юридической ответственности:

а) справедливость - она выражается в соразмерности наказания совершенному правонарушению; в недопущении установления уголовных санкций за проступки; отрицание обратной силы закона, закрепляющего либо усиливающего ответственность; возложение на виновного за одно нарушение лишь одного вида наказания и др.

б) законность - юридическая ответственность  возлагается на виновное лицо строго по закону и за деяния, предусмотренные законом;

в) обоснованность - означает необходимость  объективно, всесторонне и аргументировано  исследовать обстоятельства дела, установить факт совершения лицом конкретного  правонарушения и соответствующую  норму права.

г) неотвратимость - неизбежность наступления юридической ответственности за правонарушение; действенность, качественность и полнота раскрытия правонарушений; обязательная и эффективная карательная реакция со стороны государства в отношении виновных лиц.

е) целесообразность - соответствие наказания целям юридической ответственности, индивидуализации санкций; учет различных обстоятельств совершенного деяния(как смягчающих, так и отягчающих).

Наряду с юридической ответственностью применяются и другие виды государственного принуждения, осуществляемые на основе и в рамках права: меры защиты, меры пресечения, принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры медицинского характера.

Еcли юридическая ответственность  связана с возложением новой, дополнительной юридической обязанности (например, лишение свободы), то меры защиты — с выполнением «старой» обязанности, той, которая была возложена на данного субъекта. Цель мер защиты — не карать, а лишь восстановить нарушенное право без привлечения нарушителя к ответственности (например, принудительное взыскание алиментов на содержание детей).

Меры пресечения (подписка о невыезде, задержание и т. п.), а также иные процессуальные меры, направленные на обеспечение нормального производства по уголовным, административным, гражданским делам (личный досмотр, освидетельствование, принудительные обыски и пр.), в отличие от мер юридической ответственности применяются лишь с целью предупредить правонарушение. Ввиду того, что в данном случае нет правонарушения, не может быть и кары.

Не характеризуются карой и  принудительно-профилактические меры (например, ограничение свободы передвижения в случае карантина); принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний; принудительные меры медицинского характера, применяемые к душевнобольным нарушителям; реквизиция (принудительное изъятие имущества у собственников, в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости), применяемая в исключительных, экстренных ситуациях (в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер).

Однако, существуют обстоятельства когда  был нанесен вред для общества, личности, или государства, но при этом лицо не привлекается к юридической ответственности. Это обстоятельства, исключающие противоправность деяния. К ним относятся:

1) невменяемость (когда лицо  не может отдавать отчета в  своих действиях);

2) необходимая оборона (имеет место при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно-опасного посягательства путем причинения вреда посягающему лицу, если при этом не превышены пределы необходимой обороны, т. е. не было явного несоответствия защиты характеру и степени общественной опасности посягательства);

3) задержание лица, совершившего  преступление (имеется в виду  необходимость доставить такое  лицо органам власти и пресечь  возможность совершения им новых преступлений путем причинения ему вреда, если иными средствами задержать его не представлялось возможным и не было допущено превышения необходимых для этого мер);

4) крайняя необходимость (допустима  в случаях устранения опасности,  непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости);

5) физическое и психическое принуждение (имеется в виду причинение лицом вреда под принуждением, если вследствие этого оно не могло руководить своими действиями);

6) обоснованный риск (допустим в  случаях причинения вреда охраняемым  законом интересам для достижения  общественно полезной цели);

7) исполнение приказа или распоряжения (имеется в виду причинение  вреда лицом, исполняющим обязательные  для него предписания);

8) малозначительность правонарушения, не представляющего общественной  опасности;

9) казус (случай) и т. д. 

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение правонарушения  и выделите его признаки.

2. Чем отличается преступление  от проступка?

3. Раскройте понятие состава  правонарушения.

4. Что такое юридическая ответственность  и каковы его виды?

5. Что является основанием наступления юридической ответственности?

6. Какова цель, функции и принципы  юридической ответственности?

7. Укажите отличие юридической  ответственности от других мер  государственного принуждения.

8. Какие обстоятельства исключают  противоправность деяния? 

 

Тема 23.

Законность и правопорядок  

 

Законность – это  принцип, метод и режим строгого, неуклонного исполнения и соблюдения норм права всеми участниками  общественных отношений.

Законность провозглашается и  закрепляется в законодательстве в  качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания. Но вместе с тем законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности субъектов власти и управления, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.

Сама по себе правоприменительная  и правореализующая деятельность еще  не является законностью. Коль скоро  они соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность — это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней.

Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин «законосообразность», пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями — законностью и реализацией права (Л. С. Явич).

Понятие «режим законности» обозначает определенное состояние соответствия общественных отношений законам и другим подзаконным актам, которое может быть зафиксировано, охвачено одним словом — правомерность. Таким образом, режим законности есть состояние правомерности общественных отношений, законосообразности поведения.

Суть законности заключается в  добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении, использовании и применении правовых норм, оно предусматривает прежде всего активное участие в управлении государственными и общественными делами на основе и в рамках закона.

Законность тесно связана с  государством и обусловлена такими его специфическими характеристиками, как разделение граждан по территориальному признаку и наличие публичной власти.

Разделение граждан по государственно-территориальным  единицам неизбежно ведет к тому, что их поведение подпадает под  правовое регулирование, осуществляемое как центральными, так и местными органами власти. Законность, рассматриваемая в этом аспекте, обозначает иерархию правовых норм (законов и подзаконных актов), известное соответствие и подчинение нормам права, установленным высшими и центральными органами государства.

В условиях законности государственные  органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами  права рассматривать и решать конкретные вопросы, касающиеся прав и  свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. В свою очередь граждане должны исполнять обязанности, возложенные на них правовыми нормами.

Законность связана и с государственным  суверенитетом. Его законы обладают всеобщей обязательностью. Это значит, что их сила распространяется не только на государственные органы, должностных лиц и граждан, но и на все иные организации и их органы.

Право как регулятор общественных отношений выполняет свои функции  прежде всего в процессе соблюдения, исполнения, использования и применения юридических норм в общественной практике, поэтому законность существует, пока существует право, является правовым режимом общественных отношений.

Для понимания природы законности нужно выяснить ее основные принципы.

Принципы законности — это основные идеи, начала, выражающие содержание законности. К ним относятся:

1. Принцип всеобщности.  Всеобщность законности заключена в ее обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и все должны ему подчиняться, в противном случае предполагается неотвратимость ответственности.

2. Принцип единства. Единство  законности состоит в распространении этого требования на всю территорию данного государства - Республики Казахстан. В.И.Ленин в свое время справедливо отмечал, что законность не может быть калужская или казанская, она должна быть единой для всего государства. Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Проявление местничества — противозаконное явление. Местные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе.

3. Принцип верховенства  закона. Верховенство закона является важнейшим свойством законности, связанным с исключительностью закона, означающим иерархию нормативно-правовых актов, что закрепляется в Конституции РК. Последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Казахстана.

Функционирование государства  должно осуществляться исключительно  на основе законов, при строгой реализации должностными лицами своих обязанностей и прав социальных субъектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства: правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам — исполнителям норм права (прежде всего закона) занимать позицию «свободного усмотрения», произвольно принимать решение, исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам.

4. Принцип неотвратимости  реализации законности. Неотвратимость  реализации законности обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно и нарушение законности. Праву должны быть чужды «мертвые» нормы, которые только провозглашаются, но не реализуются. Законность является проводником, реальностью права, это право в действии, реализация его как социальной ценности, как важнейшего инструмента регуляции общественных отношений.

5. Принцип недопустимости  противопоставления законности  и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность. Диалектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое «высшими интересами», «требованиями народа», - «моральными соображениями» и т.п., приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового нигилизма.

Если закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной  процедурой, которая также определяется законом. До тех пор, пока изменения  не внесены, закон действует, существует. Не зря древние говорили: «Закон суров, но это закон» («Dura lex, sed lex»).

В то же время законность предполагает учет целесообразности, пользы в процессе применения права, когда назначается конкретная мера наказания за совершенное правонарушение.

Но в любых случаях соображения целесообразности учитываются на основании и в рамках закона.

6. Принцип неразрывной  связи законности и культурности. Без культурности не может быть и речи о законности; чем выше уровень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем выше и уровень законности.

Единство права и законности вытекает из свойства права как регулятора общественных отношений. Государство  не привносит законность в право, а учитывает природу последнего и обеспечивает реализацию его функций посредством законности. Так как законность связана с реализацией права, то из этого вытекает целый ряд свойств, конкретизирующий сказанное выше.

Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"