Курс лекций по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций

Описание

Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.

Работа состоит из  1 файл

теория государства и права.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Формы проявления правового нигилизма:

1.    Прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативно-правовых актов.

2.    Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний.

3.    Издание противоречащих друг другу правовых актов.

4.    Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью.

5.    Нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, и т.д.  

6.     Разрыв между формальными требованиями права и правовой реальностью, в котором эти требования не выполняются.

Правовой нигилизм — разновидность  социального нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем  негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть “элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии... отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни”. Речь идет о невостребованности права обществом. Играет свою негативную роль и простое незнание права.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как  состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, линия  поведения. Последнее —индикатор вредности и опасности явления. Поступки — плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние. Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным потенциальным возможностям.

Не последними причинами правового  и нравственного нигилизма, деформации правосознания являются изъяны в  следственно-прокурорской и судебной практике. Еще классики утверждали: есть два способа разложить нацию — наказывать невиновных и не наказывать виновных. Устранение этих уклонов — один из путей формирования высокой правовой культуры общества, чувства законности и справедливости.

К сожалению, правовой нигилизм не спадает, а прогрессирует.

Основные пути преодоления правового  нигилизма — это повышение  общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др.

В конечном счете все формы и  средства борьбы с нигилизмом связаны  с выходом общества из глубокого  системного кризиса — социального, экономического, политического, духовного, нравственного. Однако многое зависит  и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла.  

 

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН

Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных  граждан. Утверждая право как  большую социальную ценность, выражение  и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины.

Очевидно, что демократия, законность права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода  человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества, государства.

Естественно, что воспитание правосознания  начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания.

В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям. Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения.

Правовое воспитание—  это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание — сложная  и многоаспектная система деятельности. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают  организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.

Каковы основные элементы механизма  правового воспитания? Прежде всего, это формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).

Система мероприятий правового  всеобуча включает в себя работу специальных  правовых семинаров, школ, курсов, которые  организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, “Круглые столы” специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи “Человек и закон”, комментарии нового законодательства специалистами и т.д.

К сожалению, в настоящее время  значительно сократился удельный вес  массовой правовоспитательной работы, в том числе по месту жительства граждан. Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, кружков “молодого юриста”, “друзей милиции” и т.д.

В условиях беспрецедентного роста  преступности, снижения социальной защищенности граждан как никогда важно  разъяснение их прав, возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию  незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами.

Большое значение здесь имеет газетная, журнальная статья, кинофильмы, театральные  постановки, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к  правам, свободам людей, разъяснение новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономике.

Вторым важным элементом механизма  правового воспитания выступают  разнообразные методы правовоспитательной  работы — приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых.

Важным методом правового воспитания является правовое просвещение. Правовое просвещение, т.е. процесс распространения  правовых знаний, служит росту общей  юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды — воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения. 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте понятие правосознание  и его значение для права.

2. Какие функции выполняются правосознанием?

3. Раскройте элементы правосознания.

4. Как понимается термин «правовая  культура»? Какова связь правовой  культуры и правового государства?

5. Выделите причины правового  нигилизма.

6. Какова опасность правового  нигилизма для общества и государства?

7. Раскройте понятие правового  воспитания. Дайте оценку проведения  правового воспитания в Казахстане.  

 

ТЕМА 21 Правовое поведение. Правомерное поведение.      

 Проблемы формирования демократического, правового государства ставят на первое место задачу становления личности человека как субъекта всей сознательной деятельности.    

 Поведение является важнейшей  социальной характеристикой личности. В зависимости от формы выражения,  оно может быть вербальным  и реальным. Первое складывается из различных высказываний, оценок, суждений и дает нам представление о внутреннем мире человека. Второе содержит определенные действия людей.    

 На основании сопоставления  этих действий с представлениями  о должном и неправильном, которые  зафиксированы в моральных правилах, эстетических канонах, в иных социальных предписаниях, человеческое поведение расценивается положительно, если оно не противоречит общепринятым эталонам поступков, а человек руководствуется ими в своей повседневной жизни. И, наоборот, поведение людей, не совпадающее с нормами "нарушающее общественные правила, трактуется как девиантное (отклоняющееся) и антиобщественное.      

 Поведение человека всегда  является сознательным, волевым  проявлением, тем самым отличается  от иных действий, которые носят, например, инстинктивный, либо рефлекторный характер. Подвергаясь воздействию со стороны права, человек соотносит с ним свои поступки и может соответственно выполнять его предписания, либо действовать в их нарушение.    

 Таким образом, правовое поведение есть социально-значимое поведение индивидуальных, субъектов или коллективных субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия.     

 Поведение человека, регулируемое  нормами права называется правовым поведением. Правовое поведение бывает правомерным и противоправным. Как и всякое общественное явление, правовое поведение имеет ряд общих и отличительных признаков. Общие признаки характерны и правомерному, и противоправному поведению.       

 Рассмотрим отличительные особенности  правового поведения.

1. Правовое поведение есть социально  значимое поведение. Сфера действия  права обширна, и сюда мы  относим поведение людей, которое  имеет особое значение в социально-экономической,  общественно- политической и др. сферах. Оно может носить как позитивный характер (правомерное поведение), которое укрепляет в целом общественные отношения, так и негативный (противоправное поведение), нарушение, ослабление этих отношений. Значимым с точки зрения права будет являться то поведение, которое способно существенным образом повлиять на состояние и развитие экономических, социальных, политических, идеологических, общественных отношений, может также сказаться на статусе личности и реализации ее интересов.

2. Правовое поведение всегда  находится под контролем сознания  и воли человека. На психологическом  уровне право также несет в  себе огромный потенциал. Оно  может не только пресечь осуществление  негативных явлений, но и повлиять, побудить к полезным, значимым жизненным явлениям. Но следует учесть тот момент, что данный процесс возможен лишь в том случае, когда индивид способен сознательно контролировать свою деятельность. В основе правомерного поведения, исходя из вышесказанного, лежит мотивация, вызваны сознанием долга, общественной потребности, личными интересами, отвечающими интересам общества. Психологический признак противоправного поведения несет в себе элементы и мотивы корысти, эгоизма, агрессии.

3. Следующие признак - юридический,  т.е. правовое поведение есть поведение четко регламентированное правом. Поведение имеет в своей основе как внешние (объективные), так и внутренние (субъективные) стороны, Они зафиксированы в правовых источниках и имеют определенные рамки, которые, с одной стороны, показывают то, как с помощью правовых средств возможно осуществление регулирования поведения человека. Другая сторона "уберегает" от излишнего вмешательства в деятельность государственных органов, общественных организаций и т.п. Поведение, будь оно общественно полезным или вредным, не может относиться к правовому поведению, если оно не предусмотрено нормами права, которые являются разрешающими, либо наоборот – запрещающими. В этой связи следует сказать о различиях в юридических характеристиках правомерного и противоправного поведения. Если первое предполагает наличие разрешающих, обязывающих норм, идет их соблюдение, то второе является антинормативным, т.е. нарушает норму.

Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"