Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций
Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.
Формы проявления правового нигилизма:
1. Прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативно-правовых актов.
2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний.
3. Издание противоречащих друг другу правовых актов.
4. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью.
5. Нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, и т.д.
6. Разрыв между формальными требованиями права и правовой реальностью, в котором эти требования не выполняются.
Правовой нигилизм — разновидность
социального нигилизма как
На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, линия поведения. Последнее —индикатор вредности и опасности явления. Поступки — плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние. Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным потенциальным возможностям.
Не последними причинами правового и нравственного нигилизма, деформации правосознания являются изъяны в следственно-прокурорской и судебной практике. Еще классики утверждали: есть два способа разложить нацию — наказывать невиновных и не наказывать виновных. Устранение этих уклонов — один из путей формирования высокой правовой культуры общества, чувства законности и справедливости.
К сожалению, правовой нигилизм не спадает, а прогрессирует.
Основные пути преодоления правового
нигилизма — это повышение
общей и правовой культуры граждан,
их правового и морального сознания;
совершенствование
В конечном счете все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса — социального, экономического, политического, духовного, нравственного. Однако многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН
Общество и государство
Очевидно, что демократия, законность права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества, государства.
Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания.
В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям. Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения.
Правовое воспитание— это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Правовое воспитание — сложная и многоаспектная система деятельности. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.
Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.
Каковы основные элементы механизма правового воспитания? Прежде всего, это формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).
Система мероприятий правового всеобуча включает в себя работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, “Круглые столы” специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи “Человек и закон”, комментарии нового законодательства специалистами и т.д.
К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы, в том числе по месту жительства граждан. Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, кружков “молодого юриста”, “друзей милиции” и т.д.
В условиях беспрецедентного роста преступности, снижения социальной защищенности граждан как никогда важно разъяснение их прав, возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами.
Большое значение здесь имеет газетная, журнальная статья, кинофильмы, театральные постановки, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснение новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономике.
Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы — приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых.
Важным методом правового
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Раскройте понятие
2. Какие функции выполняются правосознанием?
3. Раскройте элементы
4. Как понимается термин «
5. Выделите причины правового нигилизма.
6. Какова опасность правового нигилизма для общества и государства?
7. Раскройте понятие правового
воспитания. Дайте оценку проведения
правового воспитания в
ТЕМА 21 Правовое поведение. Правомерное поведение.
Проблемы формирования
Поведение является важнейшей
социальной характеристикой
На основании сопоставления
этих действий с
Поведение человека всегда
является сознательным, волевым
проявлением, тем самым
Таким образом, правовое поведение есть социально-значимое поведение индивидуальных, субъектов или коллективных субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия.
Поведение человека, регулируемое нормами права называется правовым поведением. Правовое поведение бывает правомерным и противоправным. Как и всякое общественное явление, правовое поведение имеет ряд общих и отличительных признаков. Общие признаки характерны и правомерному, и противоправному поведению.
Рассмотрим отличительные
1. Правовое поведение есть
2. Правовое поведение всегда
находится под контролем
3. Следующие признак - юридический, т.е. правовое поведение есть поведение четко регламентированное правом. Поведение имеет в своей основе как внешние (объективные), так и внутренние (субъективные) стороны, Они зафиксированы в правовых источниках и имеют определенные рамки, которые, с одной стороны, показывают то, как с помощью правовых средств возможно осуществление регулирования поведения человека. Другая сторона "уберегает" от излишнего вмешательства в деятельность государственных органов, общественных организаций и т.п. Поведение, будь оно общественно полезным или вредным, не может относиться к правовому поведению, если оно не предусмотрено нормами права, которые являются разрешающими, либо наоборот – запрещающими. В этой связи следует сказать о различиях в юридических характеристиках правомерного и противоправного поведения. Если первое предполагает наличие разрешающих, обязывающих норм, идет их соблюдение, то второе является антинормативным, т.е. нарушает норму.
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"