Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций
Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.
Нередко для возникновения, изменения
или прекращения правоотношений
требуется множество
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем особенность правовых отношений как вида общественных отношений?
2. Назовите виды правоотношений.
3. Какова структура
4. Раскройте юридические
5. Дайте определение субъектам правоотношений и назовите их виды.
6. В чем различие таких понятий как субъект права и субъект правоотношений?
7. Назовите признаки и виды юридических лиц.
8. Раскройте содержание
9. Дайте определение
10. Какова связь субъективных прав и юридических обязанностей?
Тема 18.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
Реализации права предшествует правотворческая деятельность государства. Правотворчество и правоприменение – это два взаимосвязанных явления. Реализовать правовую норму значит воплотить в жизнь ее предписания, выраженную в ней волю законодателя, создать нужную модель поведения.
Формы реализации права:
1. Соблюдение. Это такая форма реализации права, когда участники общественных отношений не допускают нарушения законов и других нормативно-правовых актов.
2. Исполнение. Адресуется участникам правоотношений, которые обязаны выполнить предписания законов, путем выполнения их указаний.
3. При использовании права субъекты реализуют предоставленные им законом права. Использование права направлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение.
Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуются многие нормы права, но не все.
Существуют жизненные ситуации, когда соблюдения, использования и исполнения оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, зачисление на учебу в ВУЗ, прием на работу, начисление пенсии, выполнение обязанности воинской службы и др.
Применение права –
это властная организующая деятельность
компетентных органов по реализации
норм права в конкретном случае,
в результате которого выносится индивидуально-
Путем применения государство в
своей деятельности осуществляет две
основные функции: а) организацию выполнения
предписаний правовых норм, позитивное
регулирование посредством
Соответственно выделяются две формы применения права: оперативно-исполнительная и правоохранительная.
Признаки применения права:
1. Организующая властная деятельность государства и общественных организаций. Она связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство наделяет специальных субъектов властными полномочиями для осуществления такой деятельности. Это государственные органы, должностные лица, общественные организации, трудовые коллективы.
Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность.
2. Применение права осуществляется в рамках конкретных правовых отношений.
3. Деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах.
4. В результате правоприменения выносится индиви-дуальный правовой акт (акт применения права).
Существуют следующие стадии применения права:
а) установление фактических обстоятельств дела;
б) установление юридической основы дела. Сюда относится подбор правовой нормы, проверка его подлинности, толкование нормы права;
в) принятие решения по делу.
Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу. Акты применения права чрезвычайно разнообразны.
Виды актов применения:
1. по субъектам, осуществляющим применение права:
а) акты государственных органов и общественных организаций;
б) акты главы государства – Президента РК;
в) акты органов управления;
г) акты органов правосудия;
д) акты органов прокуратуры;
е) акты коллегиальные и единоличные;
2. по форме правоприменительной деятельности:
а) исполнительные акты;
б) правоохранительные акты;
3. по форме внешнего выражения:
а) акты-документы – надлежаще оформленное решение конкретного органа, составленное в письменной форме. В основном, акты-документы состоят из четырех составных частей – вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.
б) акты-действия – это действия субъектов правопри-менения, которые обладают властной силой и влекут юридические последствия (устные распоряжения руководителя органа, жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).
4. по времени:
а) акты однократного действия (наложение штрафа);
б) длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Пробелы в праве и пути их устранения
В практике правоприменения возникают случаи, когда определенные обстоятельства, имеющие юридический характер, не урегулированы нормами права. Подобное состояние называется пробелом в праве.
Пробелы в праве это отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, необходимой для решения вопроса, требующего правового регулирования.
Существуют следующие методы, способы преодоления, выполнения пробелов в праве:
1. Аналогия закона – применение в процессе применения сходной правовой нормы.
2. Аналогия права – решение конкретного дела на основе общих принципов права (гуманизм, справедливость, равенство перед законом и др.).
Аналогия закона и аналогия права должны применяться в исключительных случаях.
В уголовном праве аналогия права и аналогия закона запрещаются, поскольку действует непреложный принцип “нет преступления без указания на то в законе”, что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение реализации права и раскройте его формы.
2. В чем главное предназначение права и каковы его основные функции?
3. Каковы особенности применения
права? Кто может быть
4. Назовите стадии применения права.
5. Раскройте структуру акта
6. В чем причина существования пробелов в праве? Назовите пути их устранения.
7. В какой отрасли права
Тема 19.
Толкование права
Толкование правовых норм – это сложный волевой процесс, цель которого установить точный смысл нормы права.
Объектом толкования являются законы и подзаконные акты. Толкование состоит из двух частей – уяснения и разъяснения.
Толкование-уяснение – это внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Это уяснение для себя и внутри себя, поэтому оно не имеет внешних форм выражения. Уяснение является необходимым условием реализации права во всех формах: при соблюдении, исполнении, использовании. Оно всегда предшествует разъяснению.
Толкование-разъяснение – адресовано не себе, а другим участникам отношений. При разъяснении результаты находят выражение в письменной форме: официальный акт, документ, правовой акт, либо в устной: совет, рекомендация.
Таким образом, разъяснение права есть объяснение и изложение смысла государственной воли в нормативно-правовых актах.
Виды толкования:
1. По субъектам:
а) официальное – оно дается уполномоченными на то субъектами: государственными органами, должностными лицами, общественными организациями. Официальное толкование юридически значимо, вызывает правовые последствия.
Официальное толкование бывает нормативным и казуальным, аутентическим и легальным.
Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Имеет общий характер и призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права.
Казуальное толкование не имеет общего характера, не общеобязательно по значению, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него.
Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа.
Легальное толкование осуществляется теми субъектами, которым это поручено. Легальное толкование имеет подзаконный характер;
б) неофициальное толкование – это разъяснение правовых норм, даваемых не уполномоченными на то субъектами. Оно не является общеобязательным и юридически значимым, не влечет юридических последствий.
Неофициальное толкование делится на обыденное, профессиональное, доктринальное (научное).
2. По способам различают следующие виды толкования:
а) грамматическое – анализ текста нормативного акта, выяснение значения юридических терминов;
б) логическое – исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики;
в) систематическое – уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом;
г) специально-юридическое – основывается на профессио-нальных знаниях юридической науки и законодательной техники;
д) историко-политическое – выясняется законодательная воля в связи с исторической обстановкой издания акта, расстановкой политических сил и др.
3. По объему различают:
а) адекватное (буквальное) толкование – здесь “дух” и “буква” закона совпадают, т.е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны;
б) расширительное – действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение;
в) ограничительное –
Согласно ст. 72 Конституции РК Конституционный Совет дает официальное толкование норм Конституции.
Рассмотрим более подробно толкование-разъяснение. От толкования-уяснения последнее отличается тем, что оно либо дается компетентным государственным органом или управомоченной на то общественной организацией, либо содержится в высказываниях отдельных лиц.
Данное толкование различается по субъектам - официальное и неофициальное.
В процессе толкования смысл нормы не может искажаться. Разъяснение не должно изменять содержание правовой нормы и преследует только одну цель: выявить волю законодателя.
Толкование - одна из стадий процесса применения норм права, но оно может быть самостоятельным актом, преследующим цель укрепления законности. В качестве примера толкования как самостоятельного процесса можно привести деятельность Конституционного совета РК по разъяснению смысла норм Конституции РК. В результате такого официального толкования Конституционный совет принимает самостоятельный акт толкования.
Фактически результатом
В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования - интепретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, разъясняющие юридические нормы. Они действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Акты толкования зависят от них и в принципе разделяют их судьбу.
В теории государства и права различаются два вида актов толкования:
интерпретационные акты правотворчества - нормативные юридические аткы, изданные в порядке аутентичного или легального толкования;
интерпретационные акты правоприменения - специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Раскройте смысл толкования права.
2. Выделите виды толкования
3. В чем суть толкования-
4. Как вы понимаете выражение
«Конституционный Совет РК
Тема 20.
Правосознание и правовая культура. Правовой нигилизм. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.
ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание — не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства.
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"