Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций
Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.
1) это более жесткий метод
воздействия права на
2) является второстепенным, применяемым после убеждения;
3) реализуется в особой
4) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т. е. включает черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнять правовые предписания.
Главная задача законодателя — установить
оптимальное сочетание мер прин
Убеждение и принуждение воплощаются в двух соответствующих способах правового регулирования — диспозитивном и императивном.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Раскройте понятие механизма правового регулирования.
2. Назовите стадии механизма правового регулирования.
3. Какова роль правовых стимулов
и ограничений в эффективности
механизма правового
4. Раскройте содержание правовых льгот и поощрений.
Тема 25.
ЛИЧНОСТЬ, ПРАВО И ГОСУДАРСТВО
Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин».
Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны, как представителя живого мира, обладающего определенными физиологическими свойствами.
Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, как осознающего себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).
Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
Права человека — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Это универсальная категория, которая представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами в условиях безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.
Правам человека присущи следующие признаки:
1) они возникают и развиваются
на основе природной и
2) складываются объективно и не зависят от государственного признания;
3) принадлежат индивиду от
4) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т. п.);
5) являются непосредственно
6) признаются высшей социальной ценностью;
7) выступают необходимой частью
права, определенной формой выр
8) представляют собой принципы
и нормы взаимоотношений между
людьми и государством, обеспечивающие
индивиду возможность
9) их признание, соблюдение и защита - обязанность государства.
Для реализации таких прав человека как право на жизнь, на достойное существование достаточно лишь факта его рождения, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек обладал качествами гражданина, личности.
Таким образом, права гражданина - это охраняемая законом и государством мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
В отличие от прав человека права гражданина всегда выступают как юридические категории. Они не могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной стороной.
Свобода личности - право гражданина, которое выражает лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.
Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод граждан их обычно подразделяют на три поколения:
Первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII в.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражающих независимость личности от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);
Второе поколение связано
с социальными, экономическими и культурными
правами, которые как таковые утвердились
к середине XX столетия под влиянием борьбы
народов за улучшение своего социально-экономического,
культурного статуса, под воздействием
социалистических идей и стран. Данные
права иногда называют «позитивными»,
ибо их реализация, в отличие от реализации
прав первого поколения требует известных
целенаправленных действий со стороны
государства, т.е. его «позитивного вмешательства»
в их осуществление, создание необходимых
обеспечивающих мер (к ним, например, относятся
право на труд и свободный выбор работы,
на отдых и досуг, защиту материнства и
детства, образование,
здравоохранение, социальное обеспечение,
участие в культурной жизни общества и
т.п.);
Третье поколение — права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, углубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм.
Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность.
В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический статус, право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки.
Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Он фиксирует фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Пpaвовой статус есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные функции. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса В структуре последнего выделяют такие элементы, как:
1) права и обязанности,
2) законные интересы;
3) правосубъектность;
4) гражданство;
5) юридическая ответственность;
6) правовые принципы и т.п.
Таким образом, правовой статус представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его при это особым качеством – праводее-способностью, после чего он может вступить в соответствую-щие правоотношения, нести ответственность за свои поступки. Слово “статус” в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. Сердцевину, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашение в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах.
Виды правового статуса:
а) общий, или конституционный статус гражданина;
б) специальный или родовой, статус определенных категорий граждан;
в) индивидуальный статус;
г) статус физических и юридических лиц;
д) статус иностранцев, лиц без гражданства, беженцев;
е) статус казахстанских граждан, находящихся за рубежом;
ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, администра-тивно-правовой и т.д.
з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны.
Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех.
Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. По общему правовому статусу можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.
Специальный, или родовой, статус – отражает особенности положения определенных категорий граждан (пенсионеров, рабочих, крестьян, инвалидов и т.д.). Указанные слои, группы, на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, предусмотренные текущим законодательством.
Индивидуальный статус – фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа). Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей – является признаком правовой культуры. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.
Правовой статус – сложная собирательная
категория, отражающая весь комплекс связей
человека с обществом,
государством, коллективом, окружающими
людьми.
Право служит официальным мерилом действующей свободы, ее нормой, указателем границ возможного. Вместе с тем оно является гарантией осуществления этой свободы, средством ее охраны и защиты. “Свобода бывает там – где господствует закон, а не произвол”.
Правовые нормы и есть нормы свободы, но свободы юридически признанной, выраженной (оформленной) государством в виде законов и иных правовых актов. В праве свобода получает необходимую опору и гаранта, а личность – возможность удовлетворения своего интереса.
Права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми даны ему от рождения, признаются вышей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека – обязанность государства.
Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской дея-тельностью, покидать страну и возвращаться обратно.
Закрепляется право граждан на митинги, уличные шествия демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, получать и распространять информацию, направлять и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность. Предусматриваются соответствующие права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальное творчество). Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах.
Что касается различий между правами человека и правами гражданина, то эти различия имеют под собой определенное основание, которое заключаются в следующем.
Во-первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо.
Во-вторых – множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина.
В юридической науке, все права граждан именуются субъективными правами, т.е. индивидуальными, принадле-жащими не только всем, но и каждому, открывающими перед их носителями простор для разнообразной деятельности, удовлетворения своих потребностей, интересов, пользования теми или иными социальными благами, предъявления законных требований к другим (обязанным) лицам и организациям.
Субъективное право – это гарантированная государством мера возможного (дозволенного) поведения личности.
При этом субъективно-притязательный характер имеют не только гражданские, имущественные, социально-экономические права, но и политические и личные свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, мнений, убеждений, совести и т.д. Субъективное право всегда предполагает не только гарантию со стороны государства, но и соответствующую обязанность других лиц. Если нет этой обязанности, перед нами простое дозволение, а не субъективное право. Дозволение может стать правом только тогда, когда будет запрещено нечто мешающее этой дозволенности.
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"