Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций
Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.
К первым относятся прежде всего правонарушения, ко вторым – пробелы в праве, отсутствие решающего юридического факта.
Механизм правового
Механизм правового регулирования – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Цель механизма правового
Структура (стадии) механизма правового регулирования:
1. Норма права.
2. Юридический факт или
3.Правоотношение.
4.Акты реализации прав и
5.Охранительный
На первой стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права. Это отражается в нормах права.
На второй стадии происходит осуществление или наступление жизненных обстоятельств, при которых начинаются правоотношения. Это есть юридический факт, который используется в качестве “спускового крючка” для движения конкретных интересов по юридическому “каналу”.
Однако в жизни зачастую для этого необходим не один, а несколько юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Например, право гражданина на получение высшего образования реализуется только после вынесения правоприменительного акта в виде приказа о зачислении на учебу.
На третьей стадии наступает конкретная правовая связь между субъектами, которая реализуется через их субъективные права и юридические обязанности, т. е. через правоотношения.
На четвертой стадии реализуются субъективные права и юридические обязанности. Здесь правовое регулирование достигает своей цели – позволяет субъекту удовлетворять свои интересы. Акты реализации субъективных прав и обязанностей – это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.
Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприме-нительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.
Данная стадия отражается в охранительных право-применительных актах.
Эффективность правового регулирования
– это соотношение между
Для эффективности правового
Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Общие признаки реализации правовых стимулов:
1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как обещают либо предоставляют ценности, а иногда отменяют либо снижают меру лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);
2) расширяют объем возможностей,
свободы, ибо формами
3) обозначают собой
4) предполагают повышение
5) направлены на упорядоченное изменение общественных связей, выполняют функцию их развития. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.
Виды правовых стимулов:
по элементу структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);
по предмету правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;
по объему — основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота);
по времени действия — постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);
по содержанию — материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).
Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и общественных интересов.
Общие признаки реализации правовых ограничений:
1) они связаны с
2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.;
3) обозначают собой
4) предполагают снижение
5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
Виды правовых ограничений:
по элементу структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);
по предмету правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;
по объему — полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);
по времени действия — постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);
по содержанию — материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).
Также в механизме правового регулирования применяются такие правовые средства как правовые льготы и правовые поощрения.
Правовая льгота— это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающиеся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Признаки правовых льгот:
1) связаны с более полным
2) представляют собой
3) в отличие от привилегий
выступают правомерными
Правовые льготы выполняют две основные функции:
компенсационную (создают хотя бы примерно равные возможности для развития лиц неравных в силу биологических и социальных причин);
стимулирующую (побуждают к отдельным видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица).
Правовые поощрения — это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.
Признаки правовых поощрений:
1) заслуженность поведения, т. е. добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата, требующего поощрения;
2) добровольность, ибо в поощрительной
норме содержится призыв
3) юридическое одобрение добровольного заслуженного поступка в форме вознаграждения (для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения — юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками — мерой, зависимыми от степени заслуг);
4) взаимовыгодность их как для субъекта, так и для общества (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями);
5) выступают в качестве
Правовые поощрения выполняют следующие функции:
1) контролирующую, с помощью которой
законодатель и
2) мотивационную, с помощью
3) коммуникативную, с помощью
которой поощрительные меры
4) оценивающую, с помощью
5) гарантирующую, с помощью
6) распределяющую, с помощью которой
право, закрепляя меру
7) воспитательную, с помощью которой поощрение, создавая у человека хороший психологический настрой, вдохновляет его к проявлению инициативы, к творчеству.
Правовые поощрения весьма многообразны. Они используются в разных областях социальной жизнедеятельности Их соответственно можно классифицировать по:
предмету правового
их юридической природе — на материально-правовые (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации)”
сфере использования — на поощрения в области литературы, искусства, науки, техники, государственной и воинской службы и т. п.;
применяющим их субъектам — на государственные (президентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосударственные;
форме связи с благом — на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком, медалями и орденами) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания);
содержанию — на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше предусмотренного по занимаемой штатной должности);
связи с конкретной профессиональной деятельностью — на профессиональные [присвоение почетного звания «Заслуженный юрист РК», «Заслуженный деятель науки РК») и общесоциальные (вручение аттестата «Алтын белгi» за отличную учебу в средней школе) и т.п.
В реализации механизма правового регулирования большую роль играет сочетание методов убеждения и принуждения в праве.
Убеждать — значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора. Убеждение возможно через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т. д. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права, и должно использоваться как основной метод.
К важным формам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеют преамбулы нормативных актов, обосновываются цели и задачи их принятия.
Принуждать— значит склонять людей к определенной деятельности путем силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т. д. Особенности принуждения:
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"