Курс лекций по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций

Описание

Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.

Работа состоит из  1 файл

теория государства и права.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

К первым относятся прежде всего  правонарушения, ко вторым – пробелы  в праве, отсутствие решающего юридического факта.

Механизм правового регулирования (МПР) как раз и есть такая система  правовых средств, которая позволяет  наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями.

Механизм правового  регулирования – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования  – обеспечить беспрепятственное  движение интересов субъектов к ценностям, т. е. гарантировать их справедливое удовлетворение.

Структура (стадии) механизма правового  регулирования:

1. Норма права.

2. Юридический факт или фактический  состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный  правоприменительный акт.

3.Правоотношение.

4.Акты реализации прав и обязанностей.

5.Охранительный правоприменительный  акт (факульта-тивный элемент).

На первой стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права. Это отражается в нормах права.

На второй стадии происходит осуществление или   наступление жизненных обстоятельств, при которых начинаются правоотношения. Это есть юридический факт, который используется в качестве “спускового крючка” для движения конкретных интересов   по юридическому “каналу”.

Однако в жизни зачастую для  этого необходим не один, а несколько  юридических фактов (фактический  состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Например, право  гражданина на получение высшего образования реализуется только после вынесения правоприменительного акта в виде приказа о зачислении на учебу.

На третьей стадии наступает конкретная правовая связь между субъектами, которая реализуется через их субъективные     права и юридические обязанности, т. е. через правоотношения.

На четвертой стадии реализуются субъективные права и юридические обязанности. Здесь правовое регулирование   достигает своей цели – позволяет субъекту удовлетворять свои интересы. Акты реализации субъективных прав и обязанностей – это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприме-нительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае   уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной   опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.

Данная стадия отражается в охранительных  право-применительных актах.

Эффективность правового регулирования  – это соотношение между результатом  правового регулирования и стоящей перед ним целью.

Для эффективности правового регулирования  большую роль играют стимулы и ограничения.

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Общие признаки реализации правовых стимулов:

1) они связаны с благоприятными  условиями для осуществления собственных интересов личности, так как обещают либо предоставляют ценности, а иногда отменяют либо снижают меру лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

2) расширяют объем возможностей, свободы, ибо формами проявления  правовых стимулов выступают  субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают собой положительную  правовую мотивацию;

4) предполагают повышение положительной  активности;

5) направлены на упорядоченное  изменение общественных связей, выполняют функцию их развития. В этих признаках заключается  их необходимость и социальная  ценность.

Виды правовых стимулов:

по элементу структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

по предмету правового регулирования  — конституционные, гражданские, экологические  и т. п.;

по объему — основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота);

по времени действия — постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);

по содержанию — материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).

Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и общественных интересов.

Общие признаки реализации правовых ограничений:

1) они связаны с неблагоприятными  условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.;

3) обозначают собой отрицательную  правовую мотивацию;

4) предполагают снижение отрицательной  активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

по элементу структуры нормы  права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);

по предмету правового регулирования  — конституционные, гражданские, экологические  и т. п.;

по объему — полные (ограничение  дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

по времени действия — постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

по содержанию — материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).

Также в механизме правового регулирования применяются такие правовые средства как правовые льготы и правовые поощрения.

Правовая льгота— это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающиеся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Признаки правовых льгот:

1) связаны с более полным удовлетворением  собственных интересов субъектов,  облегчением условий их жизнедеятельности,  что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов (цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступают в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения, освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами, так как перед ними стоят другие цели);

2) представляют собой специфические  исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации (льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера);

3) в отличие от привилегий  выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами нормотворчества.

Правовые льготы выполняют две  основные функции:

компенсационную (создают хотя бы примерно равные возможности для развития лиц неравных в силу биологических и социальных причин);

стимулирующую (побуждают к отдельным  видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица).

Правовые поощрения — это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Признаки правовых поощрений:

1) заслуженность поведения, т.  е. добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата, требующего поощрения;

2) добровольность, ибо в поощрительной  норме содержится призыв совершить  желательный для общества и  государства, но не обязательный для каждого субъекта поступок (поощрение жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а воздействует благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий);

3) юридическое одобрение добровольного заслуженного поступка в форме вознаграждения (для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения — юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками — мерой, зависимыми от степени заслуг);

4) взаимовыгодность их как для  субъекта, так и для общества (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями);

5) выступают в качестве юридического  стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, рекомендациями, льготами и т. п.

Правовые поощрения выполняют  следующие функции:

1) контролирующую, с помощью которой  законодатель и правоприменитель  корректируют ту или иную деятельность  лиц (например, путем обозначения  в нормативных и правоприменительных актах действий, в которых заинтересовано общество и государство);

2) мотивационную, с помощью которой  поощрение побуждает к «сверхисполнению» обязанностей и к совершенствованию социально-полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность (мотивация построена на основе привлекательных и заранее обещанных благоприятных последствий);

3) коммуникативную, с помощью  которой поощрительные меры выражают  определенную юридическую информацию, содержат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам) и служат тем самым особым способом связи между ними;

4) оценивающую, с помощью которой  управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его, отражает степень его полезности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения;

5) гарантирующую, с помощью которой  поощрения создают благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей);

6) распределяющую, с помощью которой  право, закрепляя меру поощрения  за инициативное, добросовестное  поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов;

7) воспитательную, с помощью которой  поощрение, создавая у человека хороший психологический настрой, вдохновляет его к проявлению инициативы, к творчеству.

Правовые поощрения весьма многообразны. Они используются в разных областях социальной жизнедеятельности Их соответственно можно классифицировать по:

предмету правового регулирования  — на административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой), уголовно-исполнительные (досрочное освобождение из мест лишения свободы) и т. п.;

их юридической природе —  на материально-правовые (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации)”

сфере использования — на поощрения  в области литературы, искусства, науки, техники, государственной и  воинской службы и т. п.;

применяющим их субъектам — на государственные (президентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосударственные;

форме связи с благом — на предоставляющие  дополнительные блага (награждение ценным подарком, медалями и орденами) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания);

содержанию — на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше предусмотренного по занимаемой штатной должности);

связи с конкретной профессиональной деятельностью — на профессиональные [присвоение почетного звания «Заслуженный юрист РК», «Заслуженный деятель науки РК») и общесоциальные (вручение аттестата «Алтын белгi» за отличную учебу в средней школе) и т.п.

В реализации механизма правового  регулирования большую роль играет сочетание методов убеждения  и принуждения в праве.

Убеждать — значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора. Убеждение возможно через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т. д. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права, и должно использоваться как основной метод.

К важным формам убеждения относятся  правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеют преамбулы нормативных актов, обосновываются цели и задачи их принятия.

Принуждать— значит склонять людей к определенной деятельности путем силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т. д. Особенности принуждения:

Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"