Курс лекций по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций

Описание

Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.

Работа состоит из  1 файл

теория государства и права.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

В Республике идет процесс становления  многопартийной системы, которая предполагает легальность политической оппозиции  и будет способствовать вовлечению в политическую жизнь широких слоев населения. Десять депутатов Мажилиса Парламента избираются на основе партийных списков.

Форма государства Республики Казахстан  отличается внутренним единством трех элементов формы правления, формы  государственного устройства и формы политического режима.

По форме правления Казахстан является президентской республикой.

Согласно Конституции РК Президент - это глава государства и его  высшее должностное лицо. Как глава  государства Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, а также является высшим представителем государства в сфере международных отношений и внутри страны. Президент РК является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании  всеми совершеннолетними гражданами РК сроком на 7 лет.

Конституцией закреплена система  гарантий, ограничивающих власть Президента. Так, во-первых ограничен срок полномочий Президента - 7 лет, Во-вторых, не допускается занятие поста Президента более 2 сроков подряд. В-третьих, предусмотрен конституционный механизм отрешения Президента от должности в случае государственной измены. Институт отрешения Президента от должности называется импичмент.

В-четвертых, предусмотрен конституционный  механизм признания несоответствующими Конституции нормативных актов  Президента.

Что же касается полномочий Президента, то здесь хотелось бы отметить одну из главнейших. Так, Президент РК с согласия Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики, назначает членов Правительства и освобождает их от должности, назначает Председателя Национального банка РК, Генерального прокурора и Председателя Комитета Национальной Безопасности.

Кроме того Президент РК осуществляет ряд других полномочий.

По форме государственного устройства Республика Казахстан является унитарным государством. Как унитарное государство Казахстан характеризуется единой, политически однородной структурой, состоящей из административно- территориальных единиц, не обладающих своей собственной государственностью.

В Республике Казахстан существует единое гражданство, единое законодательство, единая система государственных  органов.

В Конституции закреплено, что унитарность  и территориальная целостность, форма правления Республики не могут  быть изменены.

Форму государственного правового режима в РК можно отнести к демократическому.

Так, Конституция РК признает народ  единственным источником государственной власти, признает абсолютность и не отчуждаемость прав и свобод человека и гарантирует их провозглашает, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения.

Конституция признает человека, его  жизнь, права и свободы высшими ценностями. При этом в отношениях человека и государства приоритетным становится взаимная ответственность.

В Конституции закреплен широкий  объем прав и свобод человека и  гражданина.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина имеет ограничительные рамки, которые выражаются в следующем:

1)    оно не должно нарушать права и свободы других лиц;

2)    оно не должно посягать на Конституционный строй;

3)    оно не должно посягать на общественную нравственность.

Республика Казахстан - светское, социальное и правовое государство.

Республика Казахстан является светским государством. Это обеспечивается отделением религиозных объединений  от государства и светским характером образования, т.е. школы отделены от религии.

В Казахстане ни одно из вероучений не признается обязательным либо предпочтительным. В Республике не существует официальной государственной религии, не допускается деятельность партий на религиозной основе.

Республика Казахстан утверждает себя правовым государством. Использованием слова ’’утверждает’’, а не слова ’’является’’ в Конституции подчеркивается, что РК находится на начальном этапе формирования правового государства.

Так, в Конституции РК выражены следующие главнейшие признаки правового  государства

- безусловное верховенство Конституции  и законов перед иными нормативными актами;

-      разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви и взаимодействия ветвей власти на основе системы сдержек и противовесов;

-      принцип верховенства права, приоритет прав и свобод человека, признание их естественными и неотчуждаемыми;

- связанность государства и  гражданина взаимными правами  и обязанностями;

-      независимость правосудия;

-      использование при реализации гражданских прав и свобод принципа ’’разрешено все, что не запрещено законом’’;

-      принцип равенства всех перед законом.

В Конституции заложена основа построения в Казахстане социального государства.

Так государство обязывается заботиться об установлении социальной справедливости во всех областях, особенно в сфере производства и распределения. Для достижения такой цели государство решает следующие задачи:

-      не допустить формирование социальных полюсов и возникновения на этой основе классового антагонизма;

-      разумно и целенаправленно регулировать экономические, социальные, демократические и другие отношения;

-      ориентировать законодательство на человека, на удовлетворение его жизненных потребностей и интересов, создавая социальную защиту от безработицы, социальное обеспечение нетрудоспособных, пенсионеров и др.  

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте форму правления  Республики Казахстан.

2. В чем особенности президентской   власти в Республике Казахстан?

3. Укажите форму государственного  устройства РК и свяжите с  историческими особенностями ее развития .

4. Выделите характерные черты  демократического политического  режима в РК.

5. Раскройте содержание ст.1 п.1 Конституции  РК ’’Республика Казахстан утверждает  себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы’’.  

 

 

 

Тема 29

Экономика, право, политика, государство 

 

Для раскрытия данной темы необходимо уяснение таких категорий как  экономика, политика, право, государство, рынок.

Экономика — это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества.

Политика — это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом — с другой.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Государство - это публично-политическая власть или политическая организация власти, посредством которой организуется жизнь в обществе, осуществляется управление обществом (т.е. политика), издаются общеобязательные правовые нормы. Государство влияет на экономику различными способами, приемами.

Рынок - система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена.

В условиях рынка и рыночных отношений  право и государство оказывают неоднозначное влияние на экономику. С одной стороны законы развития экономики выступают как объективные закономерности, на которые право и государство оказывают непрямое влияние. С другой стороны государство закрепляет в виде правовых норм данные закономерности, тем самым оказывая решающее влияние на экономику государство прямо поддерживает и стимулирует приоритетные направления экономики, определяя их стратегическое направление. Без государственной поддержки экономика не может развиваться должным образом.

Контроль государства в экономической  сфере подразделяют на прямой и косвенный. К косвенному контролю относят систему  льгот и налогов; ценовую политику; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки, влияние  на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и др.

К прямому государственному контролю относят:

-финансовый контроль;

-экологический контроль;

-санитарный контроль;

-      пожарный контроль;

-      контроль за мерой весов и денежной единицы;

-      контроль за качеством продукции.

Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной  форме, как в процессе правотворческой  деятельности, так и в ходе реализации права.

В рыночной экономике, когда спрос, предложение и цена не всегда и  не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственного правового воздействия на механизм рыночных отношений не приходится . Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию.

Поэтому право должно определить основные направления в регулировании рыночных отношений, а именно:

1.Установить цели развития рынка.  В законодательстве указывать  только общие ориентиры, а для  граждан действует принцип ’’все,  что не запрещено законом, разрешено’’.  Запреты устанавливать на те  цели, которые по своей природе  антигуманны, противоестественны.

2.Законодательство должно закреплять  и гарантировать все формы  собственности и их равную  защиту. 

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте взаимовлияние и  взаимосвязь права, государства  и экономики.

2.Какова роль государства и  права в рыночной экономике? 

 

 

 

Тема 30.

Право, государство и  глобальные проблемы человечества 

 

Особенности современного мира, входящего  в ХХI век, заключаются в том, что  он охвачен всеобщей научно- технической  революцией и научно- техническим  прогрессом.

Поэтому сегодня возникают различные вопросы и проблемы глобального характера.

Глобальными считаются проблемы, охватывающие население всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и  каждому государству, которые не могут быть решены одним, отдельно взятым государством. Они обладают следующими признаками: во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе и будущее существование человеческого общества, т.е. имеют общепланетарный характер; во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или большинстве регионах мира; в-третьих, их нерешенность создает угрозу для будущего человечества, препятствует прогрессу общества; в-четвертых, они могут быть решены только благодаря усилиям всего мирового сообщества, большинства или многих государств; в пятых, они предполагают примат международного права, т.е. неукоснительное соблюдение всеми государствами международных норм, повышение роли институциональных механизмов современного международного права, осознание всеми значимости международного суда как конечной инстанции по разрешению международных (судов) споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или партнерства при урегулировании споров политического, территориального, национального и другого характера.

К глобальным проблемам относятся:

- международное сотрудничество  и упрочнение мира

- обеспечение прав и свобод  человека;

- национальная и международная  безопасность;

- экология;

- научно-техническая революция и использование ее результатов для преодоления отсталости;

- международное сотрудничество  в борьбе с преступностью тероризмом, наркоманами и другими антиобщественными  явлениями;

- борьба с болезнями, голодом,  нищетой и другими антисоциальными явлениями.

Указанные группы проблем тесно  между собой связаны, а поэтому  решение их взаимообусловлено и  должно быть комплексным. Содержание их можно конкретизировать следующим  образом:

1.    предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, испытаний ядерного оружия;

2.    обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической , экологической, духовно- культурной и других областях;

3.    преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися;

4.    ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продовольственного, демографического кризиса, соблюдение требований экологии, совместное освоение космического пространства и т.д. Т.е. создание условий выживания и нормального существования, относящихся к взаимоотношениям человека и среды обитания;

5.    использование достижений научно- технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т.д.;

6.международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, взрывами самолетов, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сбытом похищенного или ’’ отмыванием’’ преступных доходов за границей, незаконным оборотом наркотиков, культурных ценностей и оружия и т.д.

7. международное сотрудничество в борьбе с такими тяжелыми заболеваниями как СПИД, туберкулез, онкозаболевания, а также с голодом и нищетой. В РК на сегодня особую тревогу вызывает увеличение числа заболевших СПИДом и туберкулезом.

Рассмотрим некоторые глобальные проблемы.

Государство, право и  экология.

Проблема охраны окружающей среды, экологической безопасности является центральной среди всех проблем, с которыми столкнулось человечество в 20 веке и которые признаны глобальными. Это обусловлено тем, что все остальные проблемы, от которых зависит само существование человека, так или иначе связано с экологией. Так, термоядерная война вряд ли уничтожит всех людей, ведь существуют подземные убежища, но погибнет природа и тем самым возможность жизни на Земле. Тесно связаны с экологией и такие глобальные проблемы, как демографическая, энергетическая, научно- технического прогресса и др.

Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"