Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:34, курсовая работа
Еще некий древний мудрец говорил: искусство управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств. Истина эта была справедлива во все времена, но особенно ныне.
Об актуальности темы «Лидерство и руководство в организации» говорить не приходится. С этим встречается почти каждый человек в своей жизни, который в какой-либо степени находился в коллективе.
ВВЕДЕНИЕ
Еще некий древний мудрец говорил: искусство управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств. Истина эта была справедлива во все времена, но особенно ныне.
Об актуальности темы «Лидерство и руководство в организации» говорить не приходится. С этим встречается почти каждый человек в своей жизни, который в какой-либо степени находился в коллективе.
Лидерство и руководство
– два основополагающих понятия,
с которыми связано эффективное управление
организациями. Руководство – это формальная
властная позиция, которая не имеет отношения
к личным
качествам людей.
Актуальность проблематики
обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований
в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых
современных руководителей, что влечет
за собой неэффективность деятельности
организации.
Изучение проблемы лидерства
необходимо для выработки методов
эффективного руководства, отбора и
формирования лидеров.
Руководитель должен уметь ставить задачи,
определять средства достижения цели
и методы контроля. Успешное руководство
в значительной мере зависит от умения
руководителя управлять мнением коллектива.
Из вышесказанного ясно, что проблемы
руководства и лидерства на данный момент
стоят в организациях, и поэтому большое
значение имеет изучение феноменов руководства
и лидерства.
Целью данного курсового проекта является определение сущности лидерства, его роль в управлении Администрацией МО ГО «Город Южно-Сахалинска». В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1) определить сущность лидерства, его признаки и формы;
2) определить стили руководства в управлении организацией;
3) определить эффективность лидерства в Администрации МО ГО «Город Южно-Сахалинск»;
4) определить стиль руководства в Администрации города;
5) выявить проблемы эффективности лидерства и руководства в Администрации города;
6) предложить механизм совершенствования применения лидерства в Администрации города;
7) предложить рекомендации по совершенствованию применения лидерства в Администрации города.
Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается «снизу». Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. Выделяют типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер) [1, с. 173].
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.
Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.
Лидер с организаторскими
способностями в состоянии
Талант руководства людьми
основывается на целом комплексе
социально-психологических
Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.
Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива.
Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.
В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы[2, с. 491].
Лидерство — это процесс
социальной организации и управления.
Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.
Концепции лидерства могут быть разделены в зависимости от их теоретических оснований на три группы:
В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям «учитель – ученик», поскольку политическая жизнь связывалась с решением мировоззренческих вопросов.
В средневековой Европе влияние
лидера основывалось не столько на
личных достоинствах, сколько на способности
к руководству конкретной общностью.
От лидера требовалось в основном
умение сплотить группу для достижения
поставленных целей, умение сформировать
групповой интерес.
В современном обществе лидерство (в особенности
политическое) представляет собой способ
построения власти, основанный на интеграции
различных социальных слоев (групп) посредством
специфических механизмов вокруг выдвигаемой
лидером программы решения различных
проблем и задач общественного развития.
Лидерство по своей природе
способно сплотить людей в совместных
усилиях, причем осуществлять эту задачу
в течение длительного времени,
постепенно решая задачи, подчиненные
общей цели.
Существуют различные классификации феномена
лидерства.
В соответствии с учением М.Вебера о способах
легитимации власти лидеров подразделяют
на:
1) традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;
2) рационально-легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;
3) харизматических - лидеров,
наделенных, по мнению масс, особой благодатью,
выдающимися качествами, необычайной
способностью к руководству. Харизма складывается
из реальных способностей лидера и тех
качеств, которыми его наделяют последователи.
Примером харизматических лидеров были
Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.
В основе первого типа лидерства лежит
привычка, второго - разум, третьего - вера
и эмоции.
«Харизмой» следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами, недоступными другим людям. Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам. Как бы «объективно» правильно не было оценено соответствующее качество с этической точки зрения, абстрактно совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, «приверженцами» Дж.Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две категории: преобразователи и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу «здесь и сейчас», фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге. Ранее Парето разделял лидеров примерно по тем же признакам, что и Бернс, на «львов» и «лис».
Информация о работе Лидерство и его роль в управлении (Администрация МО ГО Ю-Сах.)