Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение механизма государства. Обусловленные целью работы, предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия государственного механизма;
- рассмотреть понятие государственного аппарата и его признаки; структуру государственного аппарата;
- рассмотреть государственный аппарат Республики Казахстан.
Введение 3
1 Теоретические основы механизма государства 5
2 Понятие государственного аппарата и его признаки. Структура государственного аппарата
10
2.1 Понятие государственного аппарата 10
2.2 Признаки механизма государства 11
2.3 Структура государственного аппарата. Государственный орган и его признаки
12
3 Государственный аппарат РК. Принципы организации и деятельности государственного аппарата РК
19
3.1 Государственный аппарат РК 19
3.2 Принципы организации и деятельности аппарата государства в РК 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Содержание
Введение | 3 | |
1 | Теоретические основы механизма государства | 5 |
2 | Понятие государственного аппарата и его признаки. Структура государственного аппарата | 10 |
2.1 | Понятие государственного аппарата | 10 |
2.2 | Признаки механизма государства | 11 |
2.3 | Структура государственного аппарата. Государственный орган и его признаки | 12 |
3 | Государственный аппарат РК. Принципы организации и деятельности государственного аппарата РК | 19 |
3.1 | Государственный аппарат РК | 19 |
3.2 | Принципы организации и деятельности аппарата государства в РК | 23 |
Заключение | 28 | |
Список использованной литературы | 29 |
Введение
Механизм государства - это система специальных органов, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Элементами механизма государства являются: государственный аппарат, государственные учреждения, государственные предприятия и государственные служащие.
Поскольку государственный орган является основным элементом механизма государства, целесообразно рассмотреть орган государства.
Прежде всего, орган государства - это часть механизма государства, обладающая определенными признаками.
Признаки органа государства:
- властные полномочия означают:
а) что он выступает от имени государства и от его имени осуществляет свои функции;
б) издает нормативно-правовые акты;
в) осуществляет надзор за строгим соблюдением требований, содержащихся в данных актах;
г) обеспечивает защиту этих требований от нарушений путем применения мер государственного принуждения и убеждения;
- компетенция - это система полномочий по осуществлению государственной власти. С точки зрения ее содержания, она включает в себя обязанность (перед государством) и право (по отношению к управляемым объектам) осуществлять определенного рода государственные функции. Элементами компетенции являются право и обязанность осуществлять возложенные на орган функции применительно к определенного рода объектам.
Другой элемент компетенции - его право осуществлять предусмотренные законом формы властной деятельности.
- орган государства образуется и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции Республики Казахстан, законов и подзаконных актов Республики Казахстан);
- орган государства состоит из государственных служащих и подразделений (управления, отделы, департаменты, канцелярии и т.д.);
- имеет финансовые и материальные средства (материальные придатки) для выполнения функций государства [1].
Например, Министерство обороны Республики Казахстан имеет материально-техническую базу (учебные полигоны, лагеря, склады боеприпасов, здания и т.д.).
Рассмотренные признаки раскрывают понятие органа государства, что позволяет дать определение.
Орган государства — это часть механизма государства, обладающая государственно-властными полномочиями, юридически определенной компетенцией, необходимыми материальными «придатками» для осуществления определенных задач и функций государства.
Целью курсовой работы является рассмотрение механизма государства. Обусловленные целью работы, предполагается решить следующие задачи:
-
рассмотреть теоретические
- рассмотреть понятие государственного аппарата и его признаки; структуру государственного аппарата;
- рассмотреть государственный аппарат Республики Казахстан.
1 Теоретические основы
государственного
механизма
В теории государства и права понятия механизм государства и государственный аппарат обычно употребляются как синонимы. Хотя в других отраслях права (конституционном, административном) различают понятия механизм государства и государственный аппарат. При этом второе понятие трактуется как часть первого. Большинство ученых-юристов придерживаются мнения о том, что понятие «механизм государства» шире, чем «государственный аппарат». Государственный аппарат включает в себя только специально создаваемые для управленческой деятельности государственные органы, тогда как механизм государства — есть система государственных органов и средств, обеспечивающих деятельность государства, призванных осуществлять его задачи и функции. Механизм государства олицетворяет государство в целом, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства. В состав механизма государства входят государственный аппарат, органы местного самоуправления, государственные предприятия и учреждения, иные государственные структуры, обеспечивающие реализацию государственно-властных предписаний. Содержание аппарата государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить надлежащую организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.
Формы этой деятельности во многом зависят от того, в какой мере используются в управлении законы, правовые механизмы. Исходя из этого, различаются следующие формы деятельности государственного аппарата:
1) непосредственно управленческие — это те, которые не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передаче опыта и т.п.;
2) правовые формы — это те, которые имеют правовой юридический характер, т.е. являются обязательными для всех субъектов и вызывают государственно-обязательные последствия.
К основным правовым формам деятельности аппарата государства относятся:
1) правотворческая деятельность — это деятельность по подготовке проектов нормативных актов, их принятию и изданию;
2) правоисполнительная деятельность — это деятельность по реализации юридических норм;
3) правоохранительная деятельность — это деятельность по контролю и надзору за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности.
Признаками государственного аппарата являются следующие:
- формируется по воле государства с целью реализации целей и задач, стоящих перед государством;
- от своего имени государство разрабатывает, принимает, наделяет юридической силой правила поведения общезначимого, общеобязательного характера;
- обладает монополией на государственное принуждение;
- в основу формирования и функционирования государственного аппарата положен профессиональный принцип, т.е. сотрудники государственного аппарата осуществляют свои полномочия на профессиональной основе и не занимаются иной возмездной общественно-политической деятельностью, кроме как управленческой);
- государственный аппарат включает органы государственной власти и материальные придатки (армию, полицию, налоговую, финансовую и таможенную службу), необходимые для реализации государственно-властных предписаний [2].
Государственные учреждения и предприятия властными полномочиями не обладают (за исключением администраций), а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта.
Государственные служащие — это особый слой, категория людей, специально занимающихся управлением. Правовое положение государственных служащих регулируется специальным законом, в котором определяются права, обязанности и виды государственных служащих.
В настоящее время наиболее распространенными способами замещения управленческих должностей являются выборы и назначения. Как правило, избираются депутаты законодательных органов и главы государства - президенты (при республиканской форме правления). Однако в ряде случаев предусматривается выборный порядок замещения должности монарха.
Основным структурным звеном механизма государства является государственный орган. Государственный орган — это относительно самостоятельное, структурно обособленное звеном государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенного властными полномочиями, соответствующей компетенцией. Государственный орган опирается в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Орган государства состоит из государственных служащих, особым видом которых являются должностные лица. Содержание госслужащих возлагается на общество.
Специфические признаки государственных органов:
- формируются по воле государства и осуществляют свои полномочия от имени государства;
- выполняют строго определенные, установленные в законодательном порядке виды и формы деятельности;
- имеют юридически закрепленные организационные структуры: территориальный масштаб деятельности; определенное положение в системе властной иерархии; определенные властные полномочия и компетенцию;
-
в основу взаимодействия
Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений, государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка членов Правительства не влияет на процесс существования самого Правительства как органа государства).
Государственные органы классифицируются по различным основаниям:
1) по способу возникновения:
- первичные (представительные) органы, например, наследственная монархия, Парламент, Президент. Эти органы никакими другими органами не создаются;
- производные (Правительство, прокуратура и др.). Создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.
2) по объему властных полномочий:
- высшие (Правительство);
- местные (акимат).
3) по широте компетенции:
- общей компетенции (Правительство);
- специальной компетенции (МВД).
4) по принципу разделения властей:
- законодательные (Парламент);
- судебные (суды);
- исполнительные (Министерство юстиции и др.).
5) по порядку принятия решений:
- коллегиальные (Парламент, Правительство и др.);