Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение механизма государства. Обусловленные целью работы, предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия государственного механизма;
- рассмотреть понятие государственного аппарата и его признаки; структуру государственного аппарата;
- рассмотреть государственный аппарат Республики Казахстан.
Введение 3
1 Теоретические основы механизма государства 5
2 Понятие государственного аппарата и его признаки. Структура государственного аппарата
10
2.1 Понятие государственного аппарата 10
2.2 Признаки механизма государства 11
2.3 Структура государственного аппарата. Государственный орган и его признаки
12
3 Государственный аппарат РК. Принципы организации и деятельности государственного аппарата РК
19
3.1 Государственный аппарат РК 19
3.2 Принципы организации и деятельности аппарата государства в РК 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Гласность. В содержание данного принципа входят: достаточная информированность общества о деятельности государственных органов, поскольку только на основе гласности возможно реальное народовластие, а также право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы. В Казахстане принцип гласности развивается в более широком плане - путем формирования общественного мнения о деятельности государственного аппарата. В п. 2 ст. 20 Конституции РК предусмотрено: «Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом» [14].
Законность. Обладая не только юридическим, но и политическим характером, принцип законности выступает как основной метод функционирования различных государственных органов и организаций. Применительно к деятельности государственного аппарата разных стран законность означает осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в строгом соответствии с действующей конституцией, законами и подзаконными актами, согласно установленной в законодательном порядке компетенции. В Республике Казахстан государственный аппарат, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права, строгая и неуклонная их реализация составляет содержание принципа законности.
Централизм. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру: нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываться перед ними. Органы государства могут иметь подчинение только по вертикали или так называемое «двойное подчинение» - по вертикали и горизонтали. Так, например, в Республике Казахстан, в областях отраслевой государственный департамент подчиняется вышестоящему отраслевому органу и местной администрации.
Национальное равноправие. В тех или иных странах острота постановки национального вопроса различна, в прямой зависимости от этого находится и актуальность данного принципа. Здесь в более широком плане речь может идти о равноправии и о равенстве права на замещение должностей в государственном аппарате независимо от возраста, пола и т.д. В Конституции РК особо подчеркнуто: «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, месте жительства или по любым иным обстоятельствам» (п. 2 ст. 14); «Граждане Республики имеют равное право на доступ к государственной службе...» (п. 4 ст. 33) [15].
Профессионализм и этика. В числе важнейших принципов организации и деятельности госаппаратов разных стран огромное значение имеют принципы, касающиеся высокого профессионализма государственных служащих разных рангов, а также соблюдения ими соответствующих этических норм.
Подбор и расстановка в структуре госаппарата предполагает выработку и применение в процессе отбора соответствующих способов: анкетирование, собеседование, прохождение определенных тестов и сдача экзаменов, проверка на лояльность правящему режиму, а также определение и соблюдение разнообразных требований - критериев, соответствие которым является обязательным для занятия той или иной государственной должности.
Разделение властей. Это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных конституционных государствах. Его теоретическое обоснование связано, прежде всего, с учеными Нового времени Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье (хотя сама идея имеет очень давнюю историю), а практическое осуществление - с периодом буржуазных революций.
Принцип разделения властей не абсолютен, государственно-правовые формы его реализации зависят от национальных традиций в широком смысле, от конкретной социально-экономической и политической ситуации. Подведя итог рассмотрению государственного аппарата, построенного на основе принципа разделения властей, можно сформулировать его организационно-правовые черты:
-
единая суверенная власть
-
отсутствует орган, в котором
концентрировалась бы вся
- независимость каждой из трех ветвей государственной власти и реализующих ее государственных органов относительна;
-
система «сдержек и
Политическая и государственная власть. Государственная власть - политическая власть, декларирующая, что она действует от имени всего общества. Тем не менее, как считает В.Е. Чиркин, ее следует отличать от государственной власти, поскольку не всякая политическая власть является государственной. Однако всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп.
Государственная
власть сформирована и закреплена в
правовой форме, она реализуется
специальным государственным
Четвертой властью нередко называют средства массовой информации, поскольку они оказывают огромное влияние на принятие политических решений, с ними вынуждены считаться и властные структуры государства, и политические партии. Именно поэтому ведется борьба и за обладание печатными и электронными СМИ.
Научная теория разделения властей имеет смысл только применительно к государственному аппарату демократического государства, прежде всего - к его высшим органам. Конституция Республики Казахстан гласит: «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов» (п. 4 ст. 3) [16]. Легитимность государственной власти. Принцип легитимности - сущностное свойство государственной власти. Термин «легитимность» исторически возник в начале XIX века во Франции для характеристики государственной власти как власти законной (при этом власть Наполеона рассматривалась как власть самочинно узурпированная и, значит, не легитимная). С течением времени объем содержания этого термина расширился. Легитимность стала означать не только законность происхождения и способа установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане государства признают право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения.
Большой
вклад в теоретическую
- легитимность, базирующаяся на традиции («традиционная», например, монархическая, власть);
- легитимность, основанная на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь;
- легитимность, основанная на демократическом (рациональном) устройстве и процедурах государственной власти [17].
В традиционном обществе, говоря о легитимности власти, обычно выделяют власть старейшин, власть вождя племени, власть монарха и другие разновидности.
В чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует. Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности. Сегодня веберовская типология имеет историко-познавательную ценность и не является в полной мере актуальным инструментарием современных исследований государства и политической системы.
Также и современная рациональная (демократическая) легитимность оказывается далеко не однозначным, многогранным и многоплановым явлением. Обычно выделяют четыре разновидности:
- плюралистические демократии, которые признаются большинством граждан как легитимные;
- авторитарно-бюрократические режимы, где основные права и свободы соблюдаются частично;
- тоталитарные режимы, не поддерживаемые большинством граждан государства;
-
режимы, относительно которых не
существует ни признания, ни
неприятия тех, кому
Заключение
В теории государства и права понятия механизм государства и государственный аппарат обычно употребляются как синонимы. Хотя в других отраслях права (конституционном, административном) различают понятия механизм государства и государственный аппарат. При этом второе понятие трактуется как часть первого. Большинство ученых-юристов придерживаются мнения о том, что понятие «механизм государства» шире, чем «государственный аппарат». Государственный аппарат включает в себя только специально создаваемые для управленческой деятельности государственные органы, тогда как механизм государства — есть система государственных органов и средств, обеспечивающих деятельность государства, призванных осуществлять его задачи и функции. Механизм государства олицетворяет государство в целом, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства. В состав механизма государства входят государственный аппарат, органы местного самоуправления, государственные предприятия и учреждения, иные государственные структуры, обеспечивающие реализацию государственно-властных предписаний. Содержание аппарата государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить надлежащую организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.
Государственный
аппарат представляет собой систему
органов, с помощью которых
Аппарат современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, наделенных разными полномочиями. Вместе с тем сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система, которая состоит из ряда частных систем.
Список использованной
литературы
1 Ибраева А. С. Теория государства и права: учебное пособие / А. С. Ибраева. - Алматы: Жеті жарғы, 2006. – 424 с. С.123
2 Сапаргалиев Г. Основы государства и права Казахстана. – Алматы: Атамура, 2003. - 191 с.
3
Дулатбеков Н. О. Основы
4
Ибрагимов Х. Ю.
5 Котов Д. П. Основы права: учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2000. - 136 с.
6 7 Основы государства и права Республики Казахстан: учебное пособие. – Алматы: Жеті жарғы, 1999. – 320 с.
7 Теория государства и права: учебник / Под ред. А. У. Бейсеновой. – Алматы: Атамұра, 2006. – 392 с.
8 Веб-сайт (www.tarefer.ru)
9
Булгакова Д. А. Теория
10 Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебник / В. Н. Хропанюк. – М:. Интерстиль, 1999. – 337 с. С. 134