Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение механизма государства. Обусловленные целью работы, предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия государственного механизма;
- рассмотреть понятие государственного аппарата и его признаки; структуру государственного аппарата;
- рассмотреть государственный аппарат Республики Казахстан.
Введение 3
1 Теоретические основы механизма государства 5
2 Понятие государственного аппарата и его признаки. Структура государственного аппарата
10
2.1 Понятие государственного аппарата 10
2.2 Признаки механизма государства 11
2.3 Структура государственного аппарата. Государственный орган и его признаки
12
3 Государственный аппарат РК. Принципы организации и деятельности государственного аппарата РК
19
3.1 Государственный аппарат РК 19
3.2 Принципы организации и деятельности аппарата государства в РК 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Президент Республики Казахстан. Президент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти (раздел 3, ст. 40-48 Конституции РК).
Президент - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Главе государства в структуре государственной власти принадлежит ведущая системообразующая роль. В соответствии с Конституцией он принимает меры по охране суверенитета Республики Казахстан, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Казахстан и внутри страны, и в международных отношениях. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан.
Органы представительной и законодательной власти (раздел 4, ст. 49-63 Конституции РК). Представительным и законодательным органом Республики Казахстан является Парламент, который состоит из двух палат - Сената и Мажилиса. Парламент - постоянно действующий орган, благодаря чему законодательная функция осуществляется непрерывно, что отвечает модели современной государственности и обеспечивает нормальную жизнедеятельность общества и государства. Срок полномочий Мажилиса - 5 лет, Сената - 6 лет [11].
Компетенция Парламента на совместном заседании палат заключается в следующем: он вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы; утверждает республиканский бюджет, отчеты Правительства и Счетного комитета по контролированию за исполнением бюджета, вносит изменения и дополнения в бюджет; заслушивает доклад
Премьер-министра о Программе Правительства и др. К исключительному ведению Сената относятся: избрание и освобождение от должности по представлению: Президента РК Председателя Верховного Суда, председателей коллегий и судей Верховного Суда РК, принятие ими присяги; дача согласия на назначение Президентом Республики Генерального прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности; лишение неприкосновенности Генерального прокурора, Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда РК; досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики; делегирование двух депутатов в состав Высшего Судебного Совета Республики Казахстан; рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента РК и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания палат.
К исключительному ведению Мажилиса относятся: принятие к рассмотрению законов; подготовка предложений по возражениям Президента на принятые законы; избрание и освобождение от должности по представлению Президента Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии; объявление очередных выборов Президента Республики; делегирование двух депутатов в состав Квалификационной коллегии юстиции; выдвижение обвинения против Президента Республики в совершении государственной измены.
Органы исполнительной власти (раздел 5, ст. 64-70 Конституции РК). Согласно Конституции исполнительную власть Республики Казахстан осуществляет Правительство Республики. Оно состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра и министров. По Конституции на Правительство возлагается осуществление одной из трех ветвей государственной власти - исполнительной - в наиболее широком объеме, что не входит в компетенцию ни одного другого государственного органа. В ходе этой деятельности Правительство возглавляют всю систему исполнительных органов, то есть на высшем уровне замыкает ее, является «вышестоящей внутри нее инстанцией» [12].
Правительство РК разрабатывает и представляет в Парламент республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета; разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов; вырабатывает меры по проведению внешней политики Республики; руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов и т.д.
Конституционный Совет является одним из важнейших демократических институтов государства и осуществляет конституционный надзор (контроль) с целью обеспечения верховенства и прямого действия Конституции, защиту на высшем уровне прав и свобод граждан, функционирование принципа разделения властей, а в федеральных государствах - также и разрешение споров по разграничению компетенции между федерациями и их субъектами.
В современном мире существуют три варианта организации института конституционного надзора (контроля). В одних странах его осуществление возложено на суды общей юрисдикции (США, Япония и др.), в других - на специально созданные конституционные суды (ФРГ, Австрия, Италия и др.), в третьих - на органы несудебного характера (Государственный Совет во Франции, Конституционный Совет в РК). Политико-правовой статус, компетенция органов конституционного надзора (контроля), организация их деятельности, последствия принимаемых решений различны, зависят от многих обстоятельств.
Конституционный Совет РК является государственным органом, обеспечивающим верховенство Конституции на всей территории Казахстана. Конституционный Совет при осуществлении своих полномочий независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции и не может исходить из политических и иных моментов. В процессе своей деятельности Конституционный Совет обязан воздерживаться от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов и других государственных органов. Конституционный Совет не интегрирован ни в одну из ветвей власти, хотя по полномочиям, организации деятельности и гарантиям несколько приближается к судам.
В соответствии с пунктом статьи 71 Конституции РК организация и деятельность Конституционного Совета регулируются конституционным законом. В настоящее время специальным комплексным актом, закрепляющим статус Конституционного Совета в развитие норм Конституции, является Закон «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 25 декабря 1995 года.
Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной. Согласно Конституции РК (раздел 7, ст. 75-82), правосудие в Казахстане осуществляется только судом посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан и закону.
Судебная власть в первую очередь призвана осуществлять защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, и распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.
К судебным органам Республики Казахстан относятся Верховный Суд, а также местные суды. Они осуществляют правосудие посредством рассмотрения гражданских, уголовных, административных дел и хозяйственных споров. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В системе судов Республики Казахстан есть также военные и экономические суды.
Прокуратура Республики Казахстан - единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Казахстан. Принятый в соответствии с Конституцией Закон «О прокуратуре Республики Казахстан» от 25 декабря 1995 года подтвердил статус прокуратуры как важнейшего независимого органа демократического государства. Согласно этому, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Республики Казахстан осуществляет разносторонний надзор за исполнением действующих на территории Казахстана законов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями органов прокуратуры, установленными уголовно-процессуальным законодательством Казахстана. Действующий закон усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Органы обороны страны. Согласно Конституции РК и Закону «Об обороне» Вооруженные Силы Республики Казахстан являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны страны. Другой новый орган в системе государственной власти - Совет Безопасности (под председательством Президента Республики) - является высшим специальным государственным органом, который координирует все вопросы безопасности страны.
Хотя органы Вооруженных Сил и другие органы, привлекаемые к выполнению задач обороны, структурно отнесены Конституцией Республики Казахстан к исполнительным органам государственной власти, их функциональное назначение и специфика позволяют выделить их в отдельную подсистему органов в структуре государственного аппарата.
Местные
органы государственного управления (раздел
8, ст. 85-89 Конституции РК и Закон РК «О местных
представительных и исполнительных органах»
от 10.12.1993 г., с изменениями и дополнениями
от 22.05.1995 г.). Местное государственное
управление осуществляется местными представительными
(маслихаты) и исполнительными органами,
которые ответственны за состояние дел
на соответствующей территории. Местные
представительные органы - маслихаты (областные,
городские, районные) выражают волю населения
соответствующих административно-
Местные
исполнительные органы, возглавляемые
Акимами соответствующей административно-
Маслихаты
принимают по вопросам своей компетенции
решения, а акимы — решения
и распоряжения, обязательные для
исполнения на территории соответствующей
административно-
3.2 Принципы организации и деятельности аппарата государства в
РК
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают социально-классовую сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государства. Принципы организации и деятельности государственного аппарата разрабатывались, обосновывались и претворялись в жизнь в процессе всей многовековой деятельности государственного механизма. Одни из них, касающиеся в основном деятельности госаппаратов многих стран, приживались и развивались, а другие по мере происходящих изменений отпадали.
Несмотря
на особенности отдельных
Гуманизм означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства. Гуманизм предполагает прежде всего учет и уважение элементарных прав человека в деятельности государственных органов — права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность и др. (п. 2 ст. 12 Конституции РК).
Демократизм. В переводе с греческого демократия означает народовластие. Содержание принципа демократизма заключается в признании народа источником государственной власти, признании его права на участие в принятии политических решений, провозглашении широкого круга гражданских прав и свобод. Различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия предполагает участие каждого в принятии политических решений. Согласно пункту 2 статьи 33 Конституции РК «граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы... участвовать в республиканском референдуме». Представительная демократия выражается в деятельности выборных представительных органов государства. Часть 1 статьи 3 Конституции РК гласит: «Единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам».