Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение механизма государства. Обусловленные целью работы, предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия государственного механизма;
- рассмотреть понятие государственного аппарата и его признаки; структуру государственного аппарата;
- рассмотреть государственный аппарат Республики Казахстан.
Введение 3
1 Теоретические основы механизма государства 5
2 Понятие государственного аппарата и его признаки. Структура государственного аппарата
10
2.1 Понятие государственного аппарата 10
2.2 Признаки механизма государства 11
2.3 Структура государственного аппарата. Государственный орган и его признаки
12
3 Государственный аппарат РК. Принципы организации и деятельности государственного аппарата РК
19
3.1 Государственный аппарат РК 19
3.2 Принципы организации и деятельности аппарата государства в РК 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29
- единоличные (Президент, Министерство юстиции и др.) Существуют принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые едины для всех государственных органов [3].
Принципы - это исходные идеи, требования, основы, которые определяют основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.
К ним относятся:
- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;
- принцип демократизма, который выражается в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
- принцип разделения властей, который создает механизмы, сводящие к минимуму произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
Рисунок
1 – Механизм государства
4) принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;
5) принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;
6) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата;
7) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;
8) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
9) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни [4].
В следующих разделах курсовой работы более подробно рассмотрены
перечисленные
выше моменты государственного механизма.
2 Понятие государственного аппарата и его признаки. Структура
государственного
аппарата
2.1
Понятие государственного
аппарата
Государственный аппарат представляет собой систему органов, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. По мере развития общества управление государством, а вместе с ним и государственный аппарат непрерывно усложняются и совершенствуются. В основе построения и функционирования государственного аппарата любой страны лежат объективные и субъективные факторы. Они предопределяют наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствуют соединению его различных составных звеньев в единую систему.
Аппарат любого государства - это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система. В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата как единой, целостной системы, входят:
- общность экономической основы различных государственных органов и организаций — системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства;
- единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений;
-
наличие единой официальной
-
наличие общих принципов
-
общность конечных целей и
задач, стоящих перед
Управление государственным аппаратом осуществляется при помощи права: издаются нормативные акты, в которых содержатся общеобязательные правила поведения. Все граждане, их организации, должностные лица и государственные органы должны подчиняться законам, реализовывать их в своей деятельности. Таким образом, выделяют три основных формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнителъную форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную — форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.
Таким образом, задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его государственного аппарата. Аппарат государства состоит из особого разряда людей — государственных служащих, реализующих функции государства. С другой стороны, это система государственных органов и учреждений, связанных иерархической соподчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. Наконец, для обеспечения выполнения возложенных на него функций госаппарат располагает необходимыми организационными и материальными средствами, в том числе и «вещественными придатками» для принуждения в случае необходимости к исполнению велений государства.
В контексте вышесказанного аппарат государства представляет собой материализованное, непосредственное существование самого государства, это реальная организационно-материальная сила, располагая которой оно властвует. Аппарат является структурным и предметным олицетворением государства.
Таким образом, аппарат государства - это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены государственно-властными полномочиями и реализуют функции государства.
В
учебной литературе понятия «механизм»
и «аппарат» государства обычно
признаются совпадающими по объему и содержанию.
Считается, что термин «механизм» лишь
подчеркивает целостность аппарата, его
направленность на результативную деятельность.
2.2
Признаки механизма
государства
Основные характерные признаки механизма (аппарата) государства следующие:
1) это целостная иерархическая система государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, что соответствует концепции разделения властей. Среди авторов, занимающихся проблемами государственной власти и аппарата, нет единого мнения о том, каким должен быть госаппарат, как должны соотноситься между собой различные ветви государственной власти, а следовательно, их носители - государственные органы;
2) первичными структурными частями (элементами) аппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации;
3) для обеспечения государственных властных велений аппарат имеет учреждения принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы, полицию и др.;
4) при помощи аппарата практически осуществляются и выполняются функции государства. Между функциями государства и его аппарата связь прямая и нерасторжимая [6].
Понятие
государственного аппарата - весьма емкое
и многогранное. Его недопустимо
отождествлять с другими, тесно связанными
с ним, но неравнозначными по своему логическому
объему и содержанию. В частности, если
понятием политической системы общества
охватывается весь комплекс самых различных
по своему характеру государственных
и негосударственных органов и организаций,
принимающих участие в политической жизни
страны и в осуществлении государственной
власти, то понятием государственного
аппарата охватывается лишь система государственных
органов. В государственный аппарат входят
законодательные органы, исполнительные
органы, судебные и иные органы, а также
силовые структуры, осуществляющие в случае
необходимости меры принуждения (армия,
внутренние войска, тюрьмы и т.п.).
2.3
Структура государственного
аппарата. Государственный
орган и его
признаки
Единый и целостный аппарат государства имеет составные части - органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации. Структура аппарата государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и «материальные придатки» государства — армия, полиция и др.
Аппарат современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, наделенных разными полномочиями. Вместе с тем сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система, которая состоит из ряда частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям и видам выполняемой деятельности различные государственные органы.
Наиболее важными составными частями современного государственного аппарата являются: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Кроме последней, все три названных системы являются носителями соответствующей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, что соответствует концепции разделения властей. Среди авторов, занимающихся проблемами государственной власти и аппарата, нет единого мнения о том, каким должен быть госаппарат, как должны соотноситься между собой различные ветви государственной власти, а следовательно, их носители - государственные органы.
Еще в середине XVIII века известный французский просветитель Ш. Монтескье предупреждал в своей работе «О духе законов» (1748 г.), что когда одному и тому же лицу предоставлены законодательная и исполнительная власти, тогда нет свободы, потому что можно опасаться, что монарх или сенат будут создавать тиранические законы, чтобы исполнять их. Нет также свободы, если судебная власть не отделена от законодательной или исполнительной власти. Если бы она была соединена с исполнительной властью, то судья обладал бы достаточной силой, чтобы сделаться угнетателем.
Другой подход к решению проблемы соотношения государственных властей и их носителей заключается в том, что на первый план выступает государственная власть, источником которой является народ. Во всех демократических странах эта концепция получила всеобщее признание. Политическая практика подтвердила жизнеспособность и гуманность данной идеи, развитой еще в XVII веке английским философом-материалистом Дж. Локком. В своем знаменитом произведении «Два трактата о правлении» Локк писал: «Хотя в конституционном государстве, опирающемся на свой собственный базис и действующем в соответствии со своей собственной природой, то есть ради сохранения общества, может быть всего одна верховная власть, а именно законодательная, которой все остальные подчиняются и должны подчиняться, все же законодательная власть представляет собой лишь доверенную власть, которая должна действовать ради определенных целей, и поэтому по-прежнему остается у народа верховная власть устранять или заменять законодательный орган». Разделение властей выражается в разграничении компетенции, во взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям [7].
С одной стороны, правовое государство невозможно без разделения властей, поскольку это способ его организации и функционирования; с другой - правовое государство само есть условие и основа для эффективного разделения властей. Разделение властей - это и результат, и сущностная характеристика степени развитости права, условие и предпосылка для организации и функционирования государства, законности. Разделение государственной власти является препятствием для возникновения какой-либо неограниченной власти, не связанной правом и конституционными принципами, ибо ни одному из них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме.
Народ - единственный и первичный источник власти для государства, и в этом смысле народ суверенен и полновластен. Он передает часть принадлежащей ему власти государственным органам и должностным лицам - своим представителям, на определенных условиях и на определенное время. Государство и его органы реализуют делегированные им полномочия во имя интересов народа. Современное государство — это механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага.