Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение механизма государства. Обусловленные целью работы, предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические понятия государственного механизма;

- рассмотреть понятие государственного аппарата и его признаки; структуру государственного аппарата;

- рассмотреть государственный аппарат Республики Казахстан.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы механизма государства 5
2 Понятие государственного аппарата и его признаки. Структура государственного аппарата
10
2.1 Понятие государственного аппарата 10
2.2 Признаки механизма государства 11
2.3 Структура государственного аппарата. Государственный орган и его признаки
12
3 Государственный аппарат РК. Принципы организации и деятельности государственного аппарата РК
19
3.1 Государственный аппарат РК 19
3.2 Принципы организации и деятельности аппарата государства в РК 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

     Аппарат государственной власти требует комплексного, системного исследования, что означает необходимость рассмотрения его составных элементов (институтов) не только в их взаимосвязях и взаимоотношениях (статика), но и в процессе функционирования (динамика).

     Рассмотрим  систему государственных органов, входящих в государственный аппарат  современного демократического государства.

     Система органов государственной власти. В демократических государствах они занимают центральное место в структуре госаппарата. Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные органы. К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Одной из их важнейших функций является принятие законов. Законодательная власть - это делегированная народом коллегиальная власть. Парламент обладает наибольшими полномочиями в сфере законодательства. Кроме того, он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны, войны и мира. Парламент может осуществлять и иные функции: привлекать президента, членов правительства к ответственности (импичмент).

     Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник - народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Именно поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх, в республиках — президент. Наряду с высшими органами государственной власти в каждой стране имеются местные органы. Они называются по-разному, но цель и назначение их сходны: осуществление государственной власти и управления на местах.

     Система органов исполнительной власти (Кабинет  министров). Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов. В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и  государства. Эти задачи, равно как и место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

     Ведущую роль в системе органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему органов государственного управления. В соответствии с конституционными актами на правительство возлагаются задачи по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил и др.

     Важное  место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия. Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Структура судебных органов в разных странах неодинакова, называются они тоже по-разному. Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия, судебные органы разных стран имеют схожие цели и задачи, которые конституционно провозглашаются во всех государствах, именующих себя демократическими государствами.

     Система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами. Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры. Так, например, в Конституции Республики Казахстан указано: «Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры Республики определяются законом» (п. 4 ст. 83) [8].

     Орган государства. Таким образом, под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение.

     Первичным и важнейшим структурным элементом государственного аппарата является орган государства. Орган государства - это звено, составная часть разветвленной системы органов, представляющей в своей совокупности механизм (аппарат) государства. Органы государственного аппарата создаются на основе нормативно-правовых актов, в которых четко определены назначение, порядок формирования, полномочия, иные вопросы, связанные с организацией и деятельностью того или иного подразделения государственного аппарата. Орган государства может иметь сложную структуру: управления, отделы, отделения, комиссии, подкомиссии и т.д. В соответствии со своей компетенцией орган издает обязательные правовые акты, поскольку в рамках представленных ему полномочий каждый государственный орган является официальным представителем государства.

     Признаки государственного органа:

     1) хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан с другими его частями;

     2) органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать;

     3) согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями и наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования из бюджета;

     4) орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы, издавая обязательные правовые акты. А государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов, едиными задачами и целями их деятельности [9].

     Итак, орган государства - это самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной структурой и наделенное определенной компетенцией.

     Органы  государства можно квалифицировать по различным основаниям.

     По  способу возникновения они подразделяются на выборные и назначаемые, первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они назначаются либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. Например, исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

     По  объему властных полномочий органы государства подразделяются на высшие и местные органы. Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют на территории административно-территориальных единиц, их полномочия распространяются только на эти территории.

     По  принципу разделения властей различают законодательные, исполнительные и судебные органы. Содержание этого принципа заключается в том, что вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или одного органа, это приведет к злоупотреблению властью. В связи с этим необходимо разделение власти и распределение ее по различным органам государства.

     По  широте компетенции выделяют органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Парламент и его палаты, Правительство РК и т.д.). Органы специальной компетенции осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (различные министерства и ведомства Республики Казахстан, прокуратура, КНБ и др.).

     По  способу принятия решения различают коллегиальные и едино-начальные органы. Коллегиальные органы принимают решения большинством голосов, простым и квалифицированным (Парламент РК, Правительство РК, Конституционный Совет РК). Единоначальные органы — где решения принимаются единолично руководителем (Президент РК, Генеральный прокурор РК).

     По  характеру подчиненности существуют органы исключительно «вертикального» подчинения (к примеру, прокуратура) и органы так называемого «двойного подчинения», например, различные органы отраслевого управления: министерства, ведомства с их территориальными управлениями и отделами. По срокам полномочий есть органы государства, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок, и бессрочные органы и должности, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком.

     По  времени функционирования выделяют постоянные и временные органы государства. Постоянных органов абсолютное большинство, поскольку государственный аппарат рассчитан в основном на деятельность в нормальных условиях. Временные органы создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.

     Государственному  аппарату, к сожалению, присуща тенденция  к отчуждению от простых людей, народа и общества, к бюрократизму и корпоративизму, злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодательства, к подмене общегосударственных дел своими собственными аппаратными делами и интересами. Отмеченные недостатки свойственны и формирующемуся в Казахстане постсоветскому государственному аппарату. Особенно отчетливо это проявляется в сфере правозащитной функции государства, о чем свидетельствуют бездействие многих положений Конституции и текущего законодательства, нарушения прав и свобод человека и гражданина, рост преступности, коррумпированность государственного аппарата и даже сращивание различных его звеньев с организованной преступностью и т.д.

     Основными формами и направлениями борьбы против этих традиционных и новых  пороков государственного аппарата являются:

     - развитие правовых начал, форм и процедур в организации и деятельности всех звеньев государственного механизма;

     - повышение уровня требований к профессиональным и нравственным качествам и правовой культуре государственных служащих;

     - усиление мер юридической ответственности работников госаппарата за совершаемые ими правонарушения;

     - конкурсный отбор работников в аппарат государственной службы и постоянное повышение их квалификации;

     - повышение активности граждан и их общественных объединений в их борьбе за свои права и законные интересы;

     -  совершенствование форм и методов общественного и государственного надзор за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц [10].

    Антиподом и способом борьбы с бюрократизмом служит демократия.

Постоянное демократическое контролирование за звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика - надежное лекарство против этой болезни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Государственный  аппарат РК. Принципы  организации и 

     деятельности  государственного аппарата РК 
 

     3.1 Государственный  аппарат РК 

     Тесная  взаимосвязь функций государства и его механизма обуславливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению государственного аппарата. Такой подход - одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура аппарата государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций.

     Опираясь  на Конституцию Республики Казахстан, можно классифицировать следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих государственный аппарат современного Казахстана.

Информация о работе Механизм государства