Органы законодательной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:44, реферат

Описание

Государственная власть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации. Важное значение для понимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное в данной статье положение об их самостоятельности. Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

Работа состоит из  1 файл

Законодательная власть реферат.docx

— 64.66 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Государственная власть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации. Важное значение для понимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное в данной статье положение об их самостоятельности. Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

          Поскольку существуют три основные  функции государственной власти - законодательная, исполнительная  и судебная, каждая из этих  функций должна исполняться самостоятельно  соответствующим органом государственной  власти. Напротив, соединение законодательных,  исполнительных и судебных функций  в деятельности одного органа  государственной власти приводит  к чрезмерной концентрации власти  у этого органа, что создает  возможность установления в стране  диктаторского политического режима. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

     На  федеральном уровне организации  государственной власти в Российской Федерации система сдержек и  противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом. Законодательный  орган - Федеральное Собрание - принимает  законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной  власти, влияет парламентскими способами  на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса  о доверии Правительству), в той  либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

     Законодательные органы одновременно являются представительными  органами, т.е. представляющими и  выражающими интересы народа. Эти  органы, имеющие в субъектах РФ самые различные названия, избираются гражданами РФ и обладают исключительным правом на принятие законов – Федеральное  Собрание для всей территории страны, а органы законодательной власти субъектов РФ для своих территорий. Органы законодательной власти всегда состоят из большого числа депутатов, которые образуют комитеты и комиссии, сами по себе не являющиеся органом  законодательной власти. Также не являются органами власти аппараты при органах государственной власти, выполняющие экспертную и подготовительную работу. Органы законодательной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов.

     Появление в России профессионального, постоянно  действующего представительного и  законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого  исторического развития института  народного  представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник.

     В XVI - XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых - Михаиле и Алексее) в России формируются  и действуют органы сословного представительства - Боярские думы, Земские соборы. В  условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительства  общественных сил и отражали специфические  местные интересы. К концу XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских соборов (равно как и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть до начала XX в. (до формирования первой выборной Думы) выступает важным идеологическим символом для различных общественных и политических сил.

     Социальный  и политический режим, введенный  Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма. Но именно он, как это ни парадоксально, в изобилии порождает различные прожекты введения на Руси представительной системы. С 30 - х гг. XVIII в. (после смерти Петра I) русская политическая мысль интенсивно разрабатывает идею ограничения самодержавия с помощью органов парламентского типа. В екатерининскую эпоху возникают институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества. В ходе чрезвычайно благотворных реформ Александра II в России рождается земство - всесословное представительство на уровне уездов и губерний. В 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения - органы городского самоуправления. Наконец, 27 апреля 1906 г. начинает свою работу I Государственная Дума - первый российский общенациональный парламент. В 1906 - 1917 гг. были избраны четыре Государственных Думы, но лишь одна из них (третья) отработала полный срок.

     Октябрьская революция и последовавшая за ней кардинальная ломка всего государственного устройства выдвинули новый тип народного представительства - Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства. Политическая доктрина того периода допускала разделение функций органов управления, но полностью отрицала какое бы то ни было разделение властей. Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988 - 90 - х гг. была учреждена "двухэтажная" парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти. Реально страна переживала переходный период, когда, с одной стороны, сохранялся "полновластный" Съезд народных депутатов, а с другой - существовали Президент, двухпалатный Верховный Совет, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды, действовавшие фактически на основе принципа разделения властей. Противостояние обострилось в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой проведения радикальных экономических реформ. Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось значительно легче, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса. Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября - октября 1993 г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. ныне действующей Конституции РФ. По сравнению с предыдущей в действующей Конституции РФ принцип разделения властей реализован более последовательно и полно.

     Продвижение России по пути создания гражданского общества и правового государства  приведет, по - видимому, к совершенствованию  ряда институтов и положений ныне действующей Конституции, в частности, к укреплению самостоятельности  и ответственности Правительства  и расширению полномочий палат Федерального Собрания.

     Целями  и задачами данной работы являются:

    • описание состава органов законодательной власти Федерального уровня;
    • характеристика полномочий органов законодательной власти Федерального уровня;
    • описание состава органов законодательной власти Субъектов РФ;
    • определение полномочий органов законодательной власти Субъектов РФ;
    • описание порядка формирования органов законодательной власти обоих уровней;
    • определение объема компетенции органов законодательной власти.

     ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, ИХ СОСТАВ, КОМПЕТЕНЦИИ.  

      Представительным  и законодательным органом власти РФ является Федеральное Собрание –  Парламент РФ.

      Федеральное Собрание является постоянно действующим  органом, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и  Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов  депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

      Члены Совета Федерации и депутаты Государственной  Думы обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев  задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному  досмотру, за исключением случаев, когда  это предусмотрено федеральным  законом для обеспечения безопасности других людей.

      Совет Федерации и Государственная  Дума заседают, как правило, раздельно.

      Заседания Совета Федерации и Государственной  Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно  для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений  руководителей иностранных государств.

    1. Совет Федерации.

       В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с последующими изменениями). В соответствии с этим законом палата состоит из 166 представителей субъектов Российской Федерации, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, при этом полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором он был избран (назначен) член. С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования. Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе - поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановлением обеих палат. Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Статус члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации определяется Федеральным законом от 8 мая 1994 года №3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с последующими изменениями).

     Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации имеет следующие структуру  и состав:

  1. Руководство Совета Федерации:
    • Председатель – Матвиенко В. И.;
    • Торшин Александр Порфирьевич – первый заместитель председателя;
    • Воробьев Юрий Леонидович, Орлова Светлана Юрьевна,  Умаханов Ильяс Магомед-Саламович, Штыров Вячеслав Анатольевич – заместители председателя Совета Федерации.
  1. Президиум Совета Палаты образуется для оперативного обсуждения вопросов, рассмотрение которых относится к полномочиям Совета палаты, и иных вопросов деятельности Совета Федерации.  В состав президиума Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, председатель Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам, председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению. Заседания президиума Совета палаты проводятся по решению Председателя Совета Федерации, как правило, в день, предшествующий дню заседания Совета палаты, или в иной день.  Председательствует на заседании президиума Совета палаты Председатель Совета Федерации или по его поручению один из членов Совета Федерации, входящих в состав президиума Совета палаты. В заседаниях президиума Совета палаты по приглашению Председателя Совета Федерации вправе принимать участие иные лица.  По итогам обсуждения вопросов президиум Совета палаты вправе принимать решения. Указанные решения оформляются в виде выписок из протокола заседания президиума Совета палаты, который подписывается председательствующим на заседании президиума Совета палаты. Решения президиума Совета палаты носят рекомендательный характер.  Решения президиума Совета палаты принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, входящих в его состав. При равном количестве голосов голос председательствующего является решающим.  Президиум Совета палаты вправе выступать с заявлениями и обращениями по общеполитическим и социально-экономическим вопросам, которые принимаются в порядке, предусмотренном для принятия решений президиума Совета палаты.

Информация о работе Органы законодательной власти