Органы законодательной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:44, реферат

Описание

Государственная власть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации. Важное значение для понимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное в данной статье положение об их самостоятельности. Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

Работа состоит из  1 файл

Законодательная власть реферат.docx

— 64.66 Кб (Скачать документ)
  1. Комитеты, входящие в Совет Федерации:
    • Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества;
     
    • Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;
    • Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности; 
    • Комитет Совета Федерации по международным делам;   
    • Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;
    • Комитет Совета Федерации по экономической политике;  
    • Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию; 
    • Комитет Совета Федерации по социальной политике; 
    • Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике; 
    • Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности; 
    • члены Совета Федерации, не входящие в комитеты Совета Федерации.
  1. Временные комиссии Совета Федерации:
    • Временная комиссия Совета Федерации по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству;  
    • Временная комиссия Совета Федерации по анализу правоприменительной практики в сфере законодательства Российской Федерации по вопросам собственности; 
    • Временная комиссия Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму; 
    • Временная комиссия Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по вопросам выполнения столичных функций.

       К ведению Совета Федерации относятся:

    • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
    • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
    • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
    • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
    • назначение выборов Президента Российской Федерации;
    • отрешение Президента Российской Федерации от должности;
    • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
    • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
    • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

     Федеральный закон считается одобренным Советом  Федерации, если за него проголосовало  более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

     Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

    1. Государственная Дума.

     Государственная дума – нижняя палата парламента Российской Федерации. Численный состав Государственной  Думы - 450 депутатов - образует общее  число депутатов, исходя из которого Конституция определяет долю, необходимую для принятия решений Государственной Думой и осуществления групповых инициатив ее депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Четырехлетний срок полномочий Государственной  Думы представляется оптимальным: он позволяет  депутатам не только набрать необходимый  опыт работы, но и использовать его  в течение значительного времени. В то же время его не следует  считать слишком длительным. Такой  срок установлен для парламентов  или нижних палат во многих зарубежных странах (Германия, Австрия, Швеция, Польша, Болгария и др.), хотя в ряде демократических  стран действует и пятилетний срок (Великобритания, Франция, Италия и др.). Периодические перевыборы Государственной Думы приспосабливают  ее состав к изменяющимся социально-политическим отношениям в обществе, позволяют  отразить в депутатском корпусе  умонастроения, политические симпатии и антипатии избирателей.

Не очень  ясны границы во времени срока  полномочий Государственной Думы. Во всяком случае, ни в Конституции, ни в федеральных законах они  не определены. Очевидно, что начало полномочий Государственной Думы как  органа не совпадает с началом  полномочий ее депутатов. В соответствии с ч. 2 ст. 99 Конституции Государственная Дума собирается на 30-й день после избрания, если не созвана ранее Президентом Российской Федерации, и с этого момента, согласно ч. 4 указанной статьи, прекращаются полномочия Государственной Думы прежнего созыва и, следовательно, полномочия ее депутатов. А согласно ст. 3 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы" срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, если не прекратился досрочно. Поэтому моментом начала полномочий Государственной Думы нового созыва следует считать момент начала ее работы, ибо до этого, не имея своей структуры (председателя, комитетов и т.п.), она функционировать не может. Получается, что в период между днем избрания Государственной Думы нового созыва и днем ее первого заседания действуют полномочия и ее депутатов, и депутатов Государственной Думы прежнего созыва, которая в этот период еще может проводить свои заседания. Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы может быть прерван ее досрочным роспуском на основании ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции.

     Порядок формирования государственной думы – выборы. Что касается порядка  формирования Государственной Думы, то Конституция не устанавливает, какими должны быть выборы - прямыми или  косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Все это  отдано на усмотрение законодателя. Требование всеобщности выборов можно вывести  из положений ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции, а требование равных выборов - из принципа равноправия, записанного в ее ст. 19. Принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, добровольного участия в выборах сформулированы с соответствующей нормативной конкретизацией в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 33, ст. 3406), а применительно к выборам в Государственную Думу - в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 г. В этом законе подробно урегулирован порядок выборов депутатов Государственной Думы. В соответствии с ним депутаты избираются по смешанной системе. Половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, согласно которой избранными считаются депутаты, получившие наибольшее число голосов по округу. Другая половина депутатов избирается в федеральном избирательном округе, охватывающем всю территорию Российской Федерации, по системе пропорционального представительства, согласно которой каждое избирательное объединение получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за федеральный список кандидатов этого объединения. При этом установлен заградительный пункт: в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу участвуют только те избирательные объединения, за чьи федеральные списки кандидатов подано не менее 5% голосов. Для признания выборов состоявшимися необходимо участие в голосовании не менее 25% избирателей данного избирательного округа.

     Конституцией  устанавливаются требования предъявляемые к кандидатам в депутаты государственной думы: им может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Только к депутатам Государственной Думы относится конституционное требование работать на постоянной профессиональной основе. Законодательная деятельность, предполагающая основательное изучение социальных проблем, скрупулезную работу над формулировками текстов законов, участие в обсуждении их во фракциях или депутатских группах, в комитетах и на пленарных заседаниях Государственной Думы, контрольная деятельность парламента, обсуждение проблем текущей политики, которые тоже требуют подготовки, контакты с избирателями, с государственными органами и учреждениями, с общественностью - все это неизбежно поглощает рабочее время депутата и практически почти не оставляет ему возможности для каких-либо иных занятий (разумеется, если депутат относится к своим обязанностям добросовестно). Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.  

     В соответствии со статьей 101 Конституции  Российской Федерации Государственная  Дума в начале  первой сессии образует из числа депутатов палаты, комитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует: Комитет  по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности; Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии и природопользования; Комитет по международным делам и обороне; Комитет по вопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и культуре; Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации; Комитет по внутренней организации деятельности палаты. Но общее количество комитетов не должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты. В настоящее время в Государственной Думе дополнительно созданы: комитет по экономической политике; комитет по делам женщин, семьи и молодежи; комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками; комитет по делам национальностей; комитет по делам  Федерации и региональной политике; комитет по вопросам местного самоуправления; комитет по организации работы Государственной Думы; комитет по информационной политике и связи; комитет по вопросам геополитики; комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.

     Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу. Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа  пропорционального представительства фракций и групп депутатов. Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной Думы данного созыва. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть менее 12 и более 35 депутатов палаты. (Ст. 21 Регламента.) Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты. В настоящее время действуют такие комитеты, как: Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе; Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике; Комитет Государственной Думы по охране здоровья; Комитет Государственной Думы по образованию и науке; Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи;  Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам; Комитет Государственной Думы по экономической политике; Комитет Государственной Думы по безопасности; Комитет Государственной Думы по международным делам; Комитет Государственной Думы по культуре; Комитет Государственной Думы по делам ветеранов и многие другие. В соответствии со ст.19 Регламента Государственной Думы комитеты: «осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности» и т. д. Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета, в то же время депутат обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы.  Решение комитета, принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, присутствующих на заседании. Комиссии Государственной Думы формируются из числа депутатов Государственной Думы. Государственная Дума образует комиссии: мандатную, по этике, для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах, для дачи заключения, предусмотренного статьей 93 (часть 2) Конституции Российской Федерации, а также другие. Задачи комиссии, срок ее деятельности, ее полномочия, состав, положение о комиссии, а также дата представления и форма отчета о деятельности комиссии, включающего информацию об израсходованных финансовых средствах, определяются постановлением палаты. «В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав». Так же депутаты могут создавать депутатские объединения: партии, общественные движения, депутатские группы.

 Заседание Государственной Думы является открытым. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Государственная дума принимает регламент.

     К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации  на назначение Председателя Правительства  Российской Федерации;

б) решение  вопроса о доверии Правительству  Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его  от должности.

Постановления Государственной Думы принимаются  большинством голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений  не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. 

 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ  РФ.  

     Законодательную власть в субъекте РФ осуществляет законодательный (представительный) орган  государственной власти, наименование которого, число его депутатов, срок полномочий депутатов устанавливается  конституций (уставом) субъекта РФ самостоятельно. При этом срок полномочий депутатов  не может превышать пяти лет.

     Законодательный орган государственной власти субъекта РФ самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей  деятельности. Расходы на обеспечение  деятельности данного органа власти утверждаются самим законодательным  органов государственной власти и предусматриваются отдельной  строкой в бюджете субъекта РФ.

Информация о работе Органы законодательной власти