Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:44, реферат
Государственная власть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации. Важное значение для понимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное в данной статье положение об их самостоятельности. Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.
О дисбалансе в пользу исполнительной власти свидетельствуют и меры по укреплению вертикали власти, например изменение статуса и порядка формирования Совета Федерации - верхней палаты ФС РФ. Во втором ее составе находились по два представителя от каждого региона России: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. А в третьем - представитель, избранный законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, и представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, назначенный руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Само участие в парламенте представителей от региональной исполнительной власти усиливает дисбаланс в механизме реализации принципа разделения властей. Исторические факты говорят о присущей реформаторству тенденции на усиление исполнительной власти и противоречивом отношении к принципу разделения властей. Эта проблема, впрочем, характерна для любого общества, но существуют институты, способствующие выравниванию баланса сил представительной и исполнительной властей. Такими институтами можно считать независимое правосудие, свободную прессу и гласность как форму гражданского контроля за деятельностью всех ветвей власти. Как правило, они функционируют в условиях политически зрелого гражданского общества.
С
одной стороны, парламент избирается
народом и постоянно должен поддерживать
с ним связь, и периодичность
выборов это обеспечивает. А с
другой стороны, на него возлагаются
важные профессиональные обязанности:
законодательство и парламентский
контроль. От их компетентного исполнения
в буквальном смысле слова зависит
судьба миллионов людей. Но российская
система профессионального
От депутата требуются знания в нескольких предметных областях, в числе которых и юриспруденция, и экономика. Особенно их необходимость актуализируется в процессе принятия бюджета. Для решения этой проблемы предлагаются различные варианты. Так, В.Б. Исаков, начальник Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ, выступил с поддержкой идеи вертикально интегрированного парламента. Это объединение парламента не только, скажем, депутатов, как сейчас это происходит, когда их избирают и они в течение какого-то времени коллективно обсуждают весь список вопросов, а объединение депутатов разных уровней и по профессиональному принципу в парламент. Это может быть социальный парламент, парламент по социальным вопросам, парламент по экономическим вопросам, который объединяет депутатов разных уровней. Фактически это реализуется сейчас, но в очень слабой форме, в форме региональных совещаний (по экономическим, по социальным вопросам), когда раз в полгода собираются депутаты, председатели комитетов и обсуждают эти вопросы.
Есть и другой подход к решению вопроса профессионализации парламентариев. Если депутат не владеет необходимыми для своей непосредственной работы знаниями и умениями, значит, ему нужно учиться. Несколько лет дожидается своего воплощения в жизнь идея о создании Академии парламентаризма. Сегодня парламентарии и их помощники учатся в Российской академии государственной службы, в Дипакадемии и других учебных заведениях. Возможно, в будущем появится для их обучения специализированное учебное заведение. Использовать партийные ресурсы в профессионализации парламента предлагает политолог С.М. Елисеев. Если 225 мандатов в Государственной Думе принадлежат политическим партиям, то, может быть, они всерьез задумаются о своем кадровом резерве. Они должны готовить себе профессиональную смену, а не набирать ее в разных банковских структурах и корпоративных организациях в период избирательных кампаний. Возможно, в таком случае в выборном марафоне будут соревноваться не просто политические идеологии или политические программы, а различные команды профессионалов. И тогда у политических партий будет реальная потребность находить квалифицированных экономистов, квалифицированных юристов, других людей, которые могут профессионально заниматься управленческой и политической деятельностью. А не случайных людей - артистов, спортсменов, которые создают имидж партии, но с профессиональной - парламентской - точки зрения ничего собой не представляют.
Таким
образом, проблемы современного парламентаризма
- это совокупность сложных и противоречивых
явлений российской политической действительности. Для
решения одних достаточно принятия соответствующих
нормативно-правовых актов, а условием
решения других является изменение политической
и гражданской культуры общества. Как
уже отмечалось, все проблемные сюжеты
касаются признаков парламентаризма как
особой демократической системы, и поэтому
разрешение их также должно иметь системный
характер. Место и роль парламента в системе
государственной власти, его характер
представительства, профессиональность
и, в конечном счете, ответственность парламентария
перед электоратом во многом зависят от
тех, кто выбирает.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Конституция Российской Федерации. Принята 12.12.93.
2) Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 05.07.99 N 133-Ф3), принят 8.05.94, N 3-ФЗ.
3) Регламент Государственной Думы Федерального Собрания – парламента Российской Федерации. Принят 22.01.98, №2134-11.
4) Областной закон от 18.09.2002 N 270-ЗС «О Законодательном Собрании Ростовской области» (принят ЗС РО 29.08.2002).
5) «Государственная политика и управление» под ред. Смореунова Л.В.- М., 2006.
6) Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник.–М.: Юристъ, 2001.
7) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. – С. 214.
8) http://www.council.gov.ru
9) http://www.parliament.ru
10) http://state.rin.ru