Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 12:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является составить представление о процессах, происходящих в России между февралём и октябрём 1917 года. Всей ее истории, их социальных предпосылок, динамики протекания.
Задача исследования: разобраться что же происходило в России в 1917 году и насколько события, произошедшие в 1917 году похожи на события нашего времени.
Введение…………………………………………………………………….
I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (февраль - октябрь 1917г.)
1) ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА…………………..
2) ИЗМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ………………………………………………………………………….
3) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПЕРИОД
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
4) ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА……………………………………………………
II. ОБЗОР СОБЫТИЙ 1917 ГОДА…………………………………………………..
III. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРАВОПРЕЕМСТВО……………
Заключение………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………
создавались примирительные камеры в территориальных районах или отраслях
промышленности. Второй инстанцией для решения этих споров стали третейские суды.
Еще в апреле был создан институт комиссаров труда, возглавлявших
трудовые
округа из нескольких губерний.
В их ведении находились
биржи труда, закон о которых был
принят в августе. В апреле
же специальным постановлением
были закреплены функции
фабрично-заводских комитетов,
создававшихся явочным порядком
на местах. В августе
законодательно закрепляется порядок
найма рабочей силы,
хозяевам предприятий предоставлялось
право проводить локауты (увольнение бастующих
рабочих).
3) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПЕРИОД ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Новая политическая элита
Центристские либеральные партии к лету 1917 г. утратили свое влияние. На своем майском (1917 г.) съезде "Партия народной свободы" (кадеты) сформулировала основные программные положения по аграрному вопросу:
1. Следует устранить из действующего законодательства меры
насильственного разрушения общины.
2. Земли отчуждаться могут
сверх установленной
отчуждаться - земли сельских обществ, городских и земских учреждений, мелких владельцев. Допускается сохранение в частном владении сверхнормативных земель при условии, если это сочтут необходимым компетентные органы. Принудительное отчуждение частновладельческих земель допускается в порядке выкупа их государством по цене, соответствующей их нормальной доходности, выкупная сумма понижается с возрастанием размеров земли. Земли государственного запаса отводятся на началах безвозмездного пользования как общинам, так и отдельным землевладельцам.
В резолюции третьего съезда партии эсеров подчеркивалась основная цель земельной реформы - превращение земли в государственную собственность (она должна "перейти в общенародное достояние без выкупа для уравнительного трудового пользования"). Вопрос о социализации земли должно было решить Учредительное собрание.
В мае 1917 г. в резолюции партийной конференции социал-демократов (меньшевиков) отмечалось: необходимо подвергнуть конфискации все излишки
частновладельческих земель, превышающих установленную норму, провести муниципализацию земли, т.е. передачу ее местным органам, которые в свою очередь передадут ее населению. Формы пользования муниципализированной землей устанавливаются местными органами.
В апреле 1917 г. в резолюции Всероссийской конференции партии большевиков в качестве цели аграрной реформы назывались немедленная конфискация всех помещичьих земель, немедленный переход ее к Советам крестьянских депутатов. Большевики считали, что право собственности на землю должно принадлежать государству, а право распоряжаться - местным органам. Землю следует брать немедленно, не дожидаясь открытия Учредительного собрания. На основе поместий следует создавать крупные земельные коллективные и государственные хозяйства. Земельным комитетам, настаивающим на немедленном захвате земли, необходимо оказывать содействие.
Советы фактически располагали собственными вооруженными формированиями:
милицией (ВЦИК настоял на слиянии рабочей милиции с общегородской) и
Красной гвардией, ориентированной на борьбу с контрреволюцией.
В ходе революции советами осуществлялась экономическая деятельность:
явочным порядком был установлен рабочий контроль на предприятиях (в октябре
Первая Всероссийская конференция органов рабочего контроля предложила
единые формы и методы контроля);
правление предприятий или реквизировали само предприятие;
частных предпринимателей установить восьмичасовой рабочий день;
отбирали у частных и иных владельцев земли и передавали их волостным
комитетам,
а те, в свою очередь, в
бесплатное пользование крестьянам;
иногда земля передавалась земельным
комитетами для последующей ее
сдачи в аренду.
4) ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Весной 1917 г. происходит демократизация политической жизни страны.
Принимаются законы "О печати" и "Об учреждениях по делам печати",
запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться
только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по
печати. Упразднялось Главное управление по делам печати и штат
профессиональных цензоров. Их функции возлагались на комиссаров Временного
правительства. После июльских событий политика правительства ужесточается.
Сразу после подавления вооруженного восстания принимается постановление
"О наказаниях за публичные призывы" к убийству, разбоям, грабежу и другим
преступлениям. Чуть позже вносятся изменения в закон о печати. В специально
изданном постановлении "О печати" устанавливается наказание "за призывы к
гражданской войне", сделанные в средствах массовой информации.
Вместе с тем правительство отказывается от некоторых чрезвычайных мер,
запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном
положении - постановление "О лицах, арестованных во внесудебном порядке".
Еще в марте была отменена смертная казнь (восстановленная затем в августе
для военнослужащих). В самом начале августа принимается постановление
"Об условиях досрочного освобождения" заключенных.
Военно-административные методы, введенные еще до революции, были
использованы в мартовском постановлении Временного правительства "Об
обеспечении снабжения государственных и общественных учреждений, путей
сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны, металлами и
топливом". В мае при Особом совещании по топливу учреждаются
правительственные инспекторы. Особые совещания, учрежденные еще при
монархии, продолжали свою деятельность. Методы снабжения, предусмотренные в
постановлении, будут использованы позже, в период "главкизма", уже
Советской властью.
Было издано постановление "О передаче хлеба в распоряжение государства и
о местных продовольственных органах", вводившее чрезвычайный режим в
области хлебных заготовок. Для реализации продразверстки создавались
продовольственные комитеты. Эти органы вели учет всего имеющегося в зонах
их действия хлеба, "за вычетом продовольственных нужд владельца", и
разрешали отчуждение "излишков" только при посредстве государственных
органов по твердым ценам. Залог хлеба запрещался. Губернские
продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба,
производили реквизиции продуктов, контролировали цены и организовывали
обязательные гужевые перевозки. (Их опыт пригодился позже продотрядам эпохи
"военного коммунизма".
Опыт работы Министерства продовольствия будет использован Наркоматом
продовольствия в 1918-1920 гг.).
Постановление (август 1917 г.) "О согласовании Свода законов с
издаваемыми Временным правительством постановлениями" определило критерии
для использования в новых условиях законодательства, изданного в период
монархии.
Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения
1903 г. В марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание. Совещание
рекомендовало правительству подчинить надзору административного суда
деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и
советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение
правовой традиции и дореволюционной юридической практики. Создание
административной юстиции стало одним из значительных нововведений,
подготовленных в Юридическом совещании.
В положении "О судах по административным делам" (май 1917г.)
административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом
рассматривать дела: по протестам комиссаров правительства на местные
органы,-по жалобам правительственных учреждений на земские органы, и
местных органов на правительственных комиссаров.
В конце сентября - начале октября 1917 г. Юридическое совещание
разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось
внести на рассмотрение в Учредительное собрание, одним из них стал проект
"06 организации Исполнительной власти при Учредительном собрании".
Учредительное собрание должно было избрать временного Президента
республики, который становился главой государства и главой правительства.
Октябрьская
революция разрушила все эти
проекты.
II.
ОБЗОР СОБЫТИЙ 1917
ГОДА.
После победы Февральской революции многим российским политикам и обывателям казалось, что началась совершенно новая эпоха, причем не только для России, но и для всего мира. Явление такого масштаба, как свержение российского самодержавия, не могло восприниматься иначе, учитывая настроенность, свойственную обществам традиционалистского типа, к каковым во многом относилась и Россия в начале ХХ в.
Информация о работе Политико-правовая ситуация в России между февралем и октябрем 1917