Политико-правовая ситуация в России между февралем и октябрем 1917

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 12:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является составить представление о процессах, происходящих в России между февралём и октябрём 1917 года. Всей ее истории, их социальных предпосылок, динамики протекания.


Задача исследования: разобраться что же происходило в России в 1917 году и насколько события, произошедшие в 1917 году похожи на события нашего времени.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….


I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (февраль - октябрь 1917г.)


1) ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА…………………..


2) ИЗМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ………………………………………………………………………….


3) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПЕРИОД

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



4) ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА……………………………………………………



II. ОБЗОР СОБЫТИЙ 1917 ГОДА…………………………………………………..


III. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРАВОПРЕЕМСТВО……………


Заключение………………………………………………………………….


Литература……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Период от февральской революции до октября.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

создавались примирительные камеры в  территориальных  районах  или  отраслях

промышленности. Второй инстанцией для решения этих споров  стали третейские суды.

          Еще  в  апреле  был  создан  институт  комиссаров  труда,  возглавлявших

трудовые  округа из  нескольких  губерний.  В  их  ведении  находились  биржи труда, закон о которых  был  принят  в августе.  В апреле  же  специальным постановлением  были  закреплены   функции   фабрично-заводских   комитетов, создававшихся  явочным  порядком  на  местах.   В   августе   законодательно закрепляется   порядок   найма   рабочей    силы,    хозяевам    предприятий предоставлялось право проводить локауты (увольнение бастующих рабочих). 
 
 
 

          3) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ПЕРИОД ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 
 
 

          Новая политическая элита находилась  в состоянии перманентного кризиса.  Введя весной 1917 г. “самый демократический строй в мире”, летом она выбросила клич: “Революция в опасности!”. Главными врагами либералы и социалисты, составившие революционное коалиционное правительство, считали монархистов и большевиков, то есть “контрреволюцию справа” и “контрреволюцию слева”. Причем либералы специализировались на обличении опасности слева, а социалисты — справа. Однако к осени и те и другие пришли к выводу, что главным контрреволюционером является сам российский народ, который в условиях войны, экономического кризиса и политических бурь в “верхах” не понял и не оценил преимуществ свободы.

          Центристские либеральные  партии  к  лету  1917  г.  утратили  свое влияние. На  своем  майском  (1917  г.)  съезде  "Партия  народной  свободы" (кадеты)  сформулировала  основные  программные   положения   по   аграрному вопросу:

          1.   Следует   устранить   из   действующего    законодательства    меры

насильственного разрушения общины.

        2. Земли  отчуждаться  могут   сверх  установленной  трудовой  нормы,  не

отчуждаться -  земли  сельских  обществ,  городских  и  земских  учреждений, мелких   владельцев.   Допускается    сохранение    в    частном    владении сверхнормативных  земель  при   условии,   если   это   сочтут   необходимым компетентные органы. Принудительное  отчуждение  частновладельческих  земель допускается в порядке выкупа их государством  по  цене,  соответствующей  их нормальной доходности, выкупная сумма  понижается  с  возрастанием  размеров земли. Земли государственного запаса  отводятся  на  началах  безвозмездного пользования как общинам, так и отдельным землевладельцам.

          В резолюции третьего съезда партии эсеров подчеркивалась  основная  цель земельной реформы - превращение земли в государственную  собственность (она должна "перейти в  общенародное  достояние  без  выкупа  для  уравнительного трудового пользования"). Вопрос о  социализации  земли  должно  было  решить Учредительное собрание.

           В мае 1917  г.  в резолюции партийной конференции социал-демократов (меньшевиков) отмечалось: необходимо  подвергнуть конфискации все излишки

частновладельческих  земель,  превышающих  установленную   норму,   провести муниципализацию земли, т.е. передачу ее  местным  органам,  которые  в  свою очередь  передадут  ее  населению.  Формы  пользования  муниципализированной землей устанавливаются местными органами.

          В апреле  1917  г.  в резолюции   Всероссийской   конференции   партии большевиков  в  качестве  цели  аграрной  реформы   назывались   немедленная конфискация  всех  помещичьих  земель,  немедленный  переход  ее  к  Советам крестьянских депутатов.  Большевики  считали,  что  право  собственности  на землю должно принадлежать  государству,  а  право  распоряжаться  -  местным органам.   Землю   следует   брать   немедленно,   не   дожидаясь   открытия Учредительного  собрания.  На  основе  поместий  следует  создавать  крупные земельные коллективные и  государственные  хозяйства.  Земельным  комитетам, настаивающим на немедленном захвате земли, необходимо оказывать содействие.

          Советы фактически располагали собственными вооруженными  формированиями:

милицией (ВЦИК  настоял  на  слиянии  рабочей  милиции  с  общегородской)  и

Красной гвардией, ориентированной на борьбу с контрреволюцией.

          В ходе революции советами  осуществлялась  экономическая деятельность:

явочным порядком был установлен рабочий  контроль на предприятиях (в  октябре

Первая  Всероссийская  конференция  органов  рабочего  контроля   предложила

единые  формы и методы контроля);

  • осуществлялось рабочее управление предприятиями, когда рабочие  заменяли

правление предприятий или реквизировали  само предприятие;

  • проводилось регулирование труда - Исполком Петросовета в марте  заставил

частных предпринимателей установить восьмичасовой рабочий день;

  • регулирование  поземельных  отношений:  советы  крестьянских   депутатов

отбирали  у частных  и  иных  владельцев  земли  и  передавали  их  волостным

комитетам, а те,  в  свою  очередь,  в  бесплатное  пользование  крестьянам; иногда земля передавалась земельным комитетами для последующей  ее  сдачи  в аренду. 
 
 
 

4) ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 
 
 

          Весной 1917 г.  происходит  демократизация  политической  жизни страны.

Принимаются  законы  "О  печати"  и  "Об  учреждениях  по   делам   печати",

запретившие административные  взыскания  на  издания.  Могла  осуществляться

только  последующая цензура (в течение  суток  после  выпуска)  комиссаром  по

печати.  Упразднялось  Главное   управление   по   делам   печати   и   штат

профессиональных  цензоров. Их функции возлагались  на  комиссаров  Временного

правительства. После июльских событий политика  правительства  ужесточается.

          Сразу после подавления вооруженного восстания принимается  постановление

"О наказаниях за публичные призывы"  к  убийству,  разбоям,  грабежу  и  другим

преступлениям. Чуть позже вносятся изменения в  закон о печати. В  специально

изданном  постановлении "О печати" устанавливается  наказание  "за  призывы  к

гражданской войне", сделанные в средствах массовой информации.

           Вместе с тем правительство отказывается от некоторых  чрезвычайных  мер,

запретив  аресты без суда и ограничив число  областей, объявленных на  военном

положении - постановление "О лицах, арестованных  во  внесудебном  порядке".

Еще в  марте была отменена смертная казнь (восстановленная  затем  в  августе

для военнослужащих). В самом начале августа  принимается  постановление 

"Об условиях досрочного освобождения" заключенных.

           Военно-административные  методы,  введенные  еще  до   революции,   были

использованы  в  мартовском  постановлении  Временного   правительства   "Об

обеспечении  снабжения  государственных  и  общественных  учреждений,  путей

сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны,  металлами  и

топливом".   В   мае   при   Особом   совещании   по   топливу   учреждаются

правительственные  инспекторы.  Особые  совещания,   учрежденные   еще   при

монархии, продолжали свою деятельность. Методы снабжения, предусмотренные  в

постановлении,  будут  использованы  позже,  в   период   "главкизма",   уже

Советской властью.

           Было издано постановление "О передаче хлеба в распоряжение государства и

о  местных  продовольственных  органах",  вводившее  чрезвычайный  режим   в

области  хлебных  заготовок.  Для  реализации   продразверстки   создавались

продовольственные комитеты. Эти органы вели учет всего  имеющегося  в  зонах

их  действия  хлеба,  "за  вычетом  продовольственных  нужд  владельца",   и

разрешали  отчуждение  "излишков"  только  при  посредстве   государственных

органов   по   твердым   ценам.   Залог   хлеба    запрещался.    Губернские

продовольственные  комитеты  определяли  порядок  и   сроки   сдачи   хлеба,

производили  реквизиции  продуктов,  контролировали  цены  и  организовывали

обязательные  гужевые перевозки. (Их опыт пригодился позже продотрядам  эпохи

"военного  коммунизма".

           Опыт работы Министерства  продовольствия  будет  использован  Наркоматом

продовольствия  в 1918-1920 гг.).

          Постановление (август  1917  г.)  "О согласовании  Свода   законов   с

издаваемыми Временным правительством  постановлениями"  определило  критерии

для использования  в новых  условиях  законодательства,  изданного  в  период

монархии.

          Продолжалось действие судебных уставов 1864  г.  и  Уголовного  уложения

1903 г.  В марте 1917 г. было  образовано  Юридическое  совещание.  Совещание

рекомендовало  правительству  подчинить   надзору   административного   суда

деятельность  общественных организаций  (профсоюзов,  земельных  комитетов  и

советов) и  сделало  ряд  других  предложений,  направленных  на  сохранение

правовой  традиции  и   дореволюционной   юридической   практики.   Создание

административной  юстиции  стало   одним   из   значительных   нововведений,

подготовленных  в Юридическом совещании.

           В  положении  "О  судах  по   административным   делам"   (май   1917г.)

административный  судья,  приравненный   к   окружному,   наделялся   правом

рассматривать  дела:  по  протестам  комиссаров  правительства  на   местные

органы,-по  жалобам  правительственных  учреждений  на  земские  органы,   и

местных органов на правительственных комиссаров.

           В  конце  сентября  -  начале  октября  1917  г.  Юридическое  совещание

разработало ряд проектов  конституционных  законов,  которые  предполагалось

внести  на рассмотрение в Учредительное  собрание, одним из  них  стал  проект

"06  организации  Исполнительной   власти   при   Учредительном   собрании".

Учредительное   собрание   должно   было   избрать   временного   Президента

республики, который становился главой государства  и  главой  правительства.

Октябрьская революция разрушила все эти  проекты. 
 
 
 
 

II. ОБЗОР СОБЫТИЙ 1917  ГОДА. 
 
 

          После победы Февральской революции многим российским политикам и обывателям казалось, что началась совершенно новая эпоха, причем не только для России, но и для всего мира. Явление такого масштаба, как свержение российского самодержавия, не могло восприниматься иначе, учитывая настроенность, свойственную обществам традиционалистского типа, к каковым во многом относилась и Россия в начале ХХ в.

Информация о работе Политико-правовая ситуация в России между февралем и октябрем 1917