Понятие и сущность государства. Исторические типы и формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание

Государство - это сложная политическая организация, с различными функциями, формами и принципами образования. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. Тема «Понятие и сущность государства» является одной из важнейших в курсе «Теория государства и права». Доказательством этого утверждения является тот факт, что на сегодняшний день существует несколько формулировок понятия «Государство».

Содержание

Введение


1.Сущность и социальное назначение государства

Определение понятия государства. 4

2.Основные признаки государства. 10


3.Типология государств: основания, различные подходы,

современный взгляд на типологию российского государства. 15


4.Формы государства: правление,

государственное устройство, политический режим

Особенности форм государства в РФ. 23

Заключение


Список литературы 33


Задание

Дать определение, найти в нормативных актах, привести пример

а) дефинитивная норма

б) норма с альтернативной гипотезой

Определить форму (правления, устройство, режим) Англии 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая по теории государства и права2.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

     Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку  содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание  жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

     В литературе данный признак государства  иногда именуют налогообложением и  взиманием налогов. Однако налоги –  это только один из источников доходов  государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей  государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и др.

     Содержание  общих признаков государства  по мере развития государственно – организованного общества уточняется, приобретает новый смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменимым.

     С учетом перечисленных признаков  государство можно определить как  властно – политическую  организацию  общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающую правовой порядок на определенной территории. 

 

     3.Типология  государств: основания, различные  подходы,  современный                

                      взгляд на типологию российского государства.

 

      Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует более глубокому  выявлению признаков, свойств, сущности государства. Она позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений.

      Как известно, классификация может проводиться  по разным основаниям (категориям). Типология  государств представляет собой их группировку  по типам. При этом под типом понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств  и раскрывающие закономерности их организации и развития.

      Типология представляет собой один из видов  классификации и вместе с тем  ее высшую форму, поскольку в основе типологии лежит группировка  государств по одному из самых крупных и высших классификационных критериев – типу государств.

      Типология государств – не абстрактная умозрительная  конструкция. Она базируется на обобщении  большого фактического исторического, социологического, правового и иного  материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно – правовых явлений и систем.

      В настоящее время в юридической  науке применяются два подхода  к типологии государств: формационный и цивилизационный.

      Формационный  подход основывается на объединении  государств в рамках конкретной общественно  – экономической формации. Главным  классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений, который в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства). Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков. Частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства характерна и для капиталистической общественно – экономической формации.

      Каждой  формации соответствует  свой тип  государства и права. Переход  от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно – правовой надстройке. При этом общественно – экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государства.

      Формационный  подход присущ марксистскому учению о государстве. Последователи марксизма  выделяют пять формаций:  первобытно – общинную (безгосударственную), рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую. Каждая из них (кроме первобытно – общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория  устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально – экономических отношений той или иной формации.

      Марксистская  теория различает четыре типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип – социалистическое государство.

     Переход от одного исторического типа государства  к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной  основой которой служит несоответствии (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Разрешение такого рода конфликта происходит в ходе социальной революции, которая ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Изменения в социально – экономических формациях  и смена типов государств происходят синхронно. 
 В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики ряда государств. В с связи с этим формационный подход подвергся критике. Главная его ущербность состоит в следующем:

     во-первых, теория социально – экономических  формаций разработана главным на материале европейских стран. Восточные  же государства отличаются большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, которые не укладываются в рамки формационной теории;

     во- вторых, развитие общества и государств характеризуется как одномерное, однолинейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет якобы необратимую силу, все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой.

     Особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями.

     Вместе  с тем формационный подход пока не в состоянии объяснять, почему разные народы, начав много тысяч лет  назад свое развитие с одной и  той же стартовой линии – первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями к государствообразованию.

     Суть  цивилизационного подхода состоит  в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов  следует учитывать не  только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно – культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.

     Достоинство цивилизационного подхода видится  в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он значительно богаче и более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию  политического господства одного класса над другим. Но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе на основе культурно – нравственных ценностей.

     Отрицает ли цивилизационный подход формационный? Ученые отвечают на этот вопрос отрицательно. Их нельзя противопоставлять. Оба подхода взаимно дополняют друг друга. Это позволяет наиболее полно охарактеризовать тип государства с учетом не только социально – экономических, но и духовно – культурных факторов. Следовательно, оба подхода должны применяться в комплексе.

     В учебной юридической литературе используются и другие классификации  государств. Например, государства  подразделяются на демократические  и недемократические (государства  западной и восточной цивилизации  и др.)

         В типологии государств иногда выделяют государства переходного состояния, или так называемые переходные государства. Такого рода государства признавали в свое время основоположники марксистской теории, когда «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам» (экономически господствующему и  эксплуатируемому). В.И.Ленин также писал о возникновении в России государства переходного типа (от феодального к буржуазному) в период проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX   в. Как переходный  оценивал он и процесс перехода к социализму отдельных государств,  минуя стадию капитализма, например в Монголии, у народов Средней Азии и Севера. Как переходное характеризуется и государство современной России.

             Россия – страна с более чем тысячелетней историей. Эта история, как и история любой великой страны, содержит в себе и времена подъемов, и периоды кризисов. Войны, иностранные нашествия, внутренние смуты  не один раз сотрясали жизнь Российского государства. Не просты были отношения власти и общества. Россия обновлялась, укреплялась, росла. Идеи государственности жили в народе российском, были тем компасом, который указывал дорогу вперед.

         26 марта 2000 года  уже в первом туре голосования  Президентом Российской Федерации был избран В.В.Путин. Вступая на этот пост В.В.Путин сказал «Мы доказали, что Россия становится современным демократическим государством. Мирная преемственность власти – это важнейший элемент политической стабильности, о которой мы с вами мечтали, к которой стремились, которой добивались».

         В деятельности нового политического руководства страны определились приоритеты:

-в области  государственного управления –  управление вертикали власти;

-в экономической  области – продолжение и углубление  либеральных экономических реформ.

     В конце 80-х начале 90-х гг. явственно  обозначилась угроза ослабления системы  управления страной «парад суверенитетов», начавшийся в последние годы перестройки, сохранялся в различных формах и  в 90-е гг. Он выражался в том, что  конституции республик в составе России, уставы краев и областей отличались от норм федерального законодательства, деятельность органов и учреждений федеральной власти зачастую была нескоординирована. Институт уполномоченных Президента в регионах России не был в состоянии выполнить эту задачу.

     Поэтому в мае 2000 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О полномочном  представителе Президента РФ в федеральном  округе». Этим указом страна была разделена  на 7 федеральных округов, в том  числе:

    • Центральный федеральный округ;
    • Северо – Западный федеральный округ;
    • Южный федеральный округ;
    • Приволжский федеральный округ;
    • Уральский федеральный округ;
    • Дальневосточный федеральный округ.

     Округа  включали в свой состав республики, края и области. Они создавались, как было определено Указом, «в целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений».

     Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе получил права и обязанности:

    • представлять Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа;
    • обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государств в пределах соответствующего федерального округа;
    • организовывать в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;
    • обеспечивать контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов в государственной власти;
    • осуществлять реализацию в федеральном округе кадровой политики Президента РФ
    • предоставлять президенту РФ регулярные доклады об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также  о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, вносить Президенту РФ соответствующие предложения;
    • обеспечивать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе, и ряд других функций.

     Другим  государственным институтом, который  должен способствовать укреплению вертикали  власти, стал созданный Президентом  консультативный орган  - Государственный  Совет, в состав которого вошел ряд  руководителей регионов страны. Произошли важные изменения в порядке комплектования Совета Федерации.

Информация о работе Понятие и сущность государства. Исторические типы и формы государства