Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 18:28, курсовая работа
Государство - это сложная политическая организация, с различными функциями, формами и принципами образования. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. Тема «Понятие и сущность государства» является одной из важнейших в курсе «Теория государства и права». Доказательством этого утверждения является тот факт, что на сегодняшний день существует несколько формулировок понятия «Государство».
Введение
1.Сущность и социальное назначение государства
Определение понятия государства. 4
2.Основные признаки государства. 10
3.Типология государств: основания, различные подходы,
современный взгляд на типологию российского государства. 15
4.Формы государства: правление,
государственное устройство, политический режим
Особенности форм государства в РФ. 23
Заключение
Список литературы 33
Задание
Дать определение, найти в нормативных актах, привести пример
а) дефинитивная норма
б) норма с альтернативной гипотезой
Определить форму (правления, устройство, режим) Англии 34
В связи с тем, что в Государственной Думе впервые сложилось устойчивое пропрезидентское большинство, по предложению Президента и Правительства был принят ряд важнейших законов. Среди них – утверждены государственные России, приняты новые Административный и Уголовный кодексы. Законы о земле, важные изменения и дополнения в налоговое законодательство.
Высокий авторитет президента В.В.Путина в российском обществе создал своеобразную политическую ситуацию в стране. Партия «Единая Россия», шедшая на очередные парламентские выборы в 2007 году под лозунгами поддержки политики президента В.В.Путина, получила на выборах 7,8 % голосов. Почти три четверти депутатов Думы – гарантированное конституционное большинство – политические сторонники президента.
В 2007 году в общественном мнении стала распространяться идея о выборе В. В.Путина на третий президентский срок. Сложность реализации этой идеи состояла лишь в том, что она – эта идея – противоречила норме Конституции.
Наличие конституционного большинства в Думе делало возможность изменения конституции вполне реальной.
Решающее слово в этой ситуации принадлежало самому В.В.Путину. Он ясно заявил, что «В России будет соблюдена не только буква, но и дух нашей Конституции….Сейчас для всех очевидно , что мы соблюдаем наши законы, нашу Конституцию и основополагающие принципы демократии».
В марте 2008 года в соответствии с Конституцией России состоялись выборы президента. Д.А.Медведев вступил в должность Президента России. Принимая на себя обязанности президента, он заявил: «Считаю своей важнейшей задачей дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых, самых широких возможностей для самореализации граждан – граждан, свободных и ответственных как за свой личный успех, так и за процветание всей страны.
Именно такие люди создают высокое достоинство нации и являются источником силы государства – государства, у которого есть сегодня и необходимые ресурсы, и четкое понимание своих национальных интересов.
За последние восемь лет был создан мощный фундамент для долгосрочного развития, для просто десятилетий свободного и стабильного развития. И этот уникальный шанс мы должны максимально использовать, чтобы Россия стала одной из лучших стран мира, лучшей – для комфортной, уверенной и безопасной жизни наших людей: в этом – наша стратегия, и в этом – ориентир на годы вперед».
государственное устройство, политический режим.
Особенности Форм государства РФ.
В
настоящее время форму
В
таком понимании форма
Некоторые авторы различают форму государства в узком и широком смысле. Под формой государства в узком смысле понимают форму правления, а в широком – форму правления и форму государственного устройства. Политический режим при этом рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства.
Особое значение для понимания формы государства имеет соотношение с такими категориями, как функции государства, исторический тип государства и механизм государства.
На становление и изменение формы того или иного государства всегда оказывали влияние такие факторы, как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, социально экономические, политические, идеологические и иные факторы.
Под
формой правления понимается организация
верховной государственной
Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на ряд вопросов.
Во - первых какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти. Истории известны легитимных способа: наследование и выборы и один не легитимный – захват власти. Во – вторых, каким субъектом права (индивидуальным или коллективным) осуществляется верховная власть. В – третьих, какова структура высших органов государственной власти. В – четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти. В – пятых, какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. В – шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.
Монархия
– форма правления, при которой
верховная государственная
Монархии, в свою очередь, подразделяются на абсолютные и ограниченные.
Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.
Во – первых, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.
Во – вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило, исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников. Причем первый случай будет исключением тогда, когда монархом станет ненаследник. Любопытно, что в истории были периоды, когда исключения становились почти правилом. Так, в Византии из 109 царствовавших императоров 74 были убиты и во всех семидесяти четырех случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. В случае отсутствия наследников монарх избирается той или иной частью населения, а затем снова вступает в действия наследственный порядок передачи власти.
В- третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престола либо его свергают.
В
– четвертых, полностью отсутствует
юридическая ответственность
Из всех вышеназванных особенностей абсолютной монархии в ограниченной монархии в чистом виде сохраняется наследственный порядок передачи власти и пожизненное обладание ею. Все остальные признаки претерпевают более или менее существенное изменение. Однако главное отличие состоит в том, что власть монарха ограничена каким – либо представительным органом. Именно поэтому она и называется ограниченной.
В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют дуалистическую и парламентскую монархию.
В дуалистической монархии монарх сосредотачивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительства, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху (Германия, 1871 – 1918 гг.). П.А.Сорокин к этой форме монархии относил Российскую Империю после 1906 г. в отличие от парламентской дуалистическая монархия все же оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается исключительно законодательной работы. В деле же управления он, как и в абсолютной монархии, не ограничен. Власть короля по прежнему считается «данной от бога» и не зависимой от народа. В России по «основным законам» 1906 г. царь по прежнему назывался «самодержавным». Особа его считалось священной и неприкосновенной.
Парламентская (конституционная) монархия предполагает максимальное ограничение власти монарха. Известная поговорка: «Кроль царствует, но не управляет» вполне применима к парламентской монархии. Большая часть стран с такой формой правления – парламентские (конституционные) монархии, где власть правителя ограничена как писанным законом, так и активно действующими законодательными и исполнительными органами.
Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением либо специальными коллегиями выборщиков.
В отличии от монархии республике свойственны следующие особенности.
Во – первых источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу. Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем Риме. Так, Афинской демократической республике в выборах высшего органа государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные граждане Афин. В аристократических республиках правом принимать участие в избрании (формировании) высших органов государства пользовались не все граждане, а лишь представители военно – земельной знати. Истории известен целый ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой , расовый, языковой и др.). Наличие их в законодательстве того или иного государства приводила к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.
Во – вторых, высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы.
В
- третьих, в республике законодательно
ограничивается срок полномочий высших
органов государственной
В – четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.
В настоящее время в мире существует более двухсот государств. Большинство их них республики.
Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские и смешанные, при этом первые два вида называют классическими или традиционными.
Термин «государственное устройство» в политико – правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова - как понятие, охватывающее круг вопросов касающихся государственного строя в целом, устройства всего государства (социально – экономической и политической основы государства, основы правового статуса и его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).
В узком смысле слова – для характеристики территориальной (национально – территориальной) организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).
При характеристике государственного устройства как одной из форм государства имеется ввиду второе (узкое) значение этого термина.
Таким образом, форма государственного устройства – это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.
В
отличие от формы правления здесь
организация государства
Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на следующие вопросы. Во – первых, из каких структурных частей состоит государство (города, районы, области, края, республики, округа, штаты, земли, кантоны и т.п.). Во – вторых каков правовой статус этих частей, с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичных варианта: полная самостоятельность, относительная самостоятельность, полная несамостоятельность. В – третьих, каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и различных структурных образований. В – четвертых, какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный. В – пятых, сколько систем высших органов государственной власти существует в данном государстве: одна или несколько. По форме государственного устройства государства подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации).
Информация о работе Понятие и сущность государства. Исторические типы и формы государства