Понятие и сущность государства. Исторические типы и формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание

Государство - это сложная политическая организация, с различными функциями, формами и принципами образования. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. Тема «Понятие и сущность государства» является одной из важнейших в курсе «Теория государства и права». Доказательством этого утверждения является тот факт, что на сегодняшний день существует несколько формулировок понятия «Государство».

Содержание

Введение


1.Сущность и социальное назначение государства

Определение понятия государства. 4

2.Основные признаки государства. 10


3.Типология государств: основания, различные подходы,

современный взгляд на типологию российского государства. 15


4.Формы государства: правление,

государственное устройство, политический режим

Особенности форм государства в РФ. 23

Заключение


Список литературы 33


Задание

Дать определение, найти в нормативных актах, привести пример

а) дефинитивная норма

б) норма с альтернативной гипотезой

Определить форму (правления, устройство, режим) Англии 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая по теории государства и права2.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

      В связи с тем, что в Государственной  Думе впервые сложилось устойчивое пропрезидентское большинство, по предложению  Президента и Правительства был  принят ряд важнейших законов. Среди  них – утверждены государственные  России, приняты новые Административный и Уголовный кодексы. Законы о земле, важные изменения и дополнения в налоговое законодательство.    

      Высокий авторитет президента В.В.Путина в  российском обществе создал своеобразную политическую ситуацию в стране. Партия «Единая Россия», шедшая на очередные парламентские выборы  в 2007 году под лозунгами поддержки политики президента В.В.Путина, получила на выборах 7,8 % голосов. Почти три четверти депутатов Думы – гарантированное конституционное большинство – политические сторонники президента.

     В 2007 году в общественном мнении стала  распространяться идея о выборе  В. В.Путина на третий президентский  срок. Сложность реализации этой идеи состояла лишь в том, что она –  эта идея – противоречила норме Конституции.

     Наличие конституционного большинства в  Думе делало возможность изменения    конституции вполне реальной.

      Решающее  слово в этой ситуации принадлежало самому В.В.Путину. Он ясно заявил, что  «В России будет соблюдена не только буква, но и дух нашей Конституции….Сейчас для всех очевидно , что мы соблюдаем наши законы, нашу Конституцию и основополагающие принципы демократии».

      В марте 2008 года в соответствии с Конституцией России состоялись выборы президента. Д.А.Медведев вступил в должность Президента России. Принимая на себя обязанности президента, он заявил: «Считаю своей важнейшей задачей дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых, самых широких возможностей для самореализации граждан – граждан, свободных и ответственных как за свой личный успех, так и за процветание всей страны.

      Именно  такие люди создают высокое достоинство  нации и являются источником силы государства – государства, у  которого есть сегодня и необходимые  ресурсы, и четкое понимание своих  национальных интересов.

     За  последние восемь лет был создан мощный фундамент для долгосрочного  развития, для просто десятилетий  свободного и стабильного развития. И этот уникальный шанс мы должны максимально  использовать, чтобы Россия стала  одной из лучших стран мира, лучшей – для комфортной, уверенной и безопасной жизни наших людей: в этом – наша стратегия, и в этом – ориентир на годы вперед».

 
 
 
 
 
 

                                    4.Формы государства: правление,

               государственное устройство, политический режим.     

                         Особенности Форм государства  РФ.

 

     В настоящее время форму государства  рассматривают как единство  трех основных элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно –  правового) режима.

     В таком понимании форма государства  позволяет дать характеристику государства  с позицией того, как организована верховная государственная власть, каковы принципы ее взаимодействия с  населением, каким образом государство  в целом строит свои взаимоотношения с входящими в него составными частями, а также  с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть.

     Некоторые авторы различают форму государства  в узком и широком смысле. Под  формой государства в узком смысле понимают форму правления, а в широком – форму правления и форму государственного устройства. Политический режим при этом рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства.

     Особое  значение для понимания формы  государства имеет соотношение  с такими категориями, как функции  государства, исторический тип государства  и механизм государства.

     На  становление и изменение формы  того или иного государства всегда оказывали влияние такие факторы, как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, социально экономические, политические, идеологические и иные факторы.

     Под формой правления понимается организация  верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

     Такое понимание данной формы государства  позволяет дать ответы на ряд вопросов.

     Во - первых какой способ лежит в  основе организации высших органов  государственной власти. Истории  известны легитимных способа: наследование и выборы и один не легитимный – захват власти. Во – вторых, каким субъектом права (индивидуальным или коллективным) осуществляется верховная власть. В – третьих, какова структура высших органов государственной власти. В – четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти. В – пятых, какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. В – шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

     Монархия  – форма правления, при которой  верховная государственная власть  полностью или частично сосредоточена  в руках единоличного главы государства  – монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), ив большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

     Монархии, в свою очередь, подразделяются на абсолютные и ограниченные.

     Абсолютная  монархия характеризуется рядом  отличительных особенностей.

     Во  – первых, верховная власть полностью  принадлежит единоличному главе  государства (монарху). Она ничем  не ограничена и не распределена между  другими субъектами. Монарх лично  осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.

     Во  – вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило, исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников. Причем первый случай  будет исключением тогда, когда монархом станет ненаследник. Любопытно, что в истории были периоды, когда исключения становились почти правилом. Так, в Византии из 109 царствовавших императоров 74 были убиты и во всех семидесяти четырех случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. В случае отсутствия наследников монарх избирается той или иной частью населения, а затем снова вступает в действия  наследственный  порядок передачи власти.

     В- третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех  случаях, когда монарх добровольно  отрекается от престола либо его свергают.

     В – четвертых, полностью отсутствует  юридическая ответственность монарха как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, например, убийство в запальчивости, нанесения личного оскорбления. Известный русский юрист Н.М.Коркунов рассматривал этот признак в качестве основного при делении формы правления на монархии и республики. «Именно в этом различии ответственность и безответственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме или характере из функции. Президент Североамериканских Соединенных Штатов пользуется большей властью, нежели английская королева; но президент ответствен перед Конгрессом и потому не монарх; английская королева, напротив, безответственно и потому, не смотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархией».

     Из  всех вышеназванных особенностей абсолютной монархии в ограниченной монархии в  чистом виде сохраняется наследственный порядок передачи власти и пожизненное  обладание ею. Все остальные признаки претерпевают более или менее существенное изменение. Однако главное отличие состоит в том, что власть монарха ограничена каким – либо представительным органом. Именно поэтому она и называется ограниченной.

     В зависимости от степени ограничения  власти монарха выделяют дуалистическую и парламентскую монархию.

     В дуалистической монархии монарх сосредотачивает  в своих руках исполнительную власть,   формирует правительства, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху (Германия, 1871 – 1918 гг.). П.А.Сорокин к этой форме монархии   относил Российскую Империю после 1906 г. в отличие от парламентской дуалистическая монархия все же оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается исключительно  законодательной работы. В деле же управления он, как и в абсолютной монархии, не ограничен. Власть короля по прежнему считается «данной от бога»  и не зависимой от народа. В России по «основным законам» 1906 г. царь   по прежнему назывался «самодержавным». Особа его считалось священной и неприкосновенной.

     Парламентская (конституционная) монархия предполагает максимальное ограничение власти монарха. Известная поговорка: «Кроль царствует, но не управляет» вполне применима  к парламентской монархии. Большая часть стран с такой формой правления – парламентские (конституционные) монархии, где власть правителя ограничена как писанным законом, так и активно действующими законодательными и исполнительными органами.

     Республика  – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением либо специальными коллегиями выборщиков.

     В отличии от монархии республике свойственны  следующие особенности.

     Во  – первых источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу. Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем Риме. Так, Афинской демократической республике в выборах высшего органа государственной власти (Народного собрания) принимали  участие все полноправные граждане Афин. В аристократических республиках правом принимать участие в избрании (формировании) высших органов государства пользовались не все граждане, а лишь представители военно – земельной знати. Истории известен целый ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой , расовый, языковой и др.). Наличие их в законодательстве того или иного государства  приводила к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.

     Во  – вторых, высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы.

     В - третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как правило, он равен четырем  – пяти годам.

     В – четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных   и судебных органов государственной власти.

     В настоящее время в мире существует более двухсот государств. Большинство  их них республики.

     Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские и смешанные, при этом первые два вида называют классическими или традиционными.

     Термин  «государственное устройство» в  политико – правовой литературе используется  в двух смыслах. В широком смысле слова  - как понятие, охватывающее круг вопросов касающихся  государственного строя в целом, устройства всего государства (социально – экономической и политической основы государства, основы правового статуса и его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).

     В узком смысле слова – для характеристики территориальной (национально –  территориальной) организации государственной  власти  (вопросы внутреннего  деления территории государства  на те или иные составные части, их правовое положение взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).

     При характеристике государственного  устройства как  одной из форм государства  имеется ввиду второе (узкое) значение этого термина.

     Таким образом, форма государственного устройства – это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.

     В отличие от формы правления здесь  организация государства рассматривается  с точки зрения распределения  государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их «разделения» между частями государства.

     Такое понимание данной формы государства  позволяет дать ответы на следующие  вопросы. Во – первых, из каких структурных  частей состоит государство (города, районы, области, края, республики, округа, штаты, земли, кантоны  и т.п.). Во – вторых каков правовой статус этих частей, с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичных варианта: полная самостоятельность, относительная самостоятельность, полная несамостоятельность. В – третьих, каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и различных структурных образований. В – четвертых, какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный. В – пятых, сколько систем высших органов государственной власти существует  в данном государстве: одна или несколько. По форме государственного устройства государства подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации).

Информация о работе Понятие и сущность государства. Исторические типы и формы государства