Понятие и сущность государства. Исторические типы и формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание

Государство - это сложная политическая организация, с различными функциями, формами и принципами образования. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. Тема «Понятие и сущность государства» является одной из важнейших в курсе «Теория государства и права». Доказательством этого утверждения является тот факт, что на сегодняшний день существует несколько формулировок понятия «Государство».

Содержание

Введение


1.Сущность и социальное назначение государства

Определение понятия государства. 4

2.Основные признаки государства. 10


3.Типология государств: основания, различные подходы,

современный взгляд на типологию российского государства. 15


4.Формы государства: правление,

государственное устройство, политический режим

Особенности форм государства в РФ. 23

Заключение


Список литературы 33


Задание

Дать определение, найти в нормативных актах, привести пример

а) дефинитивная норма

б) норма с альтернативной гипотезой

Определить форму (правления, устройство, режим) Англии 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая по теории государства и права2.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с Конституцией Российская Федерация есть федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации, т.е. государственных образований, являющихся членами данного единого государства. Конституция закрепила следующие принципы федеративного устройства России:

     1) суверенитет РФ; 2) верховенство федеральной  Конституции и федеральных законов  на всей территории РФ; 3) целостность  и неприкосновенность территории  РФ; 4) равноправие субъектов РФ, в  частности, во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной власти;  5) единство российского гражданства; 6) наличие у субъектов РФ собственной правовой системы (конституции и законодательства - у республик, устава и законодательства - у краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов); 7) единство системы государственной власти; 8) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации; 9) равноправие и самоопределение народов РФ.

     Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Каждый субъект РФ является частью Федерации, и поэтому принцип целостности и неприкосновенности территории РФ, установленный в ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.

     Указание  в Конституции на то, что федеративное устройство РФ основано на единстве системы  государственной власти и разграничении  предметов ведения и полномочий, означает, что в РФ ее субъекты имеют право на принадлежащее им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия. Их определение зависит от ряда факторов. Прежде всего, объем принадлежащих исключительно РФ предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для обеспечения защиты интересов всего многонационального народа России. А они не могут быть защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений. Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность.

     Масштабы  нашей страны и разнообразие условий  в ней столь велики, что управление ею только из единого центра не представляется возможным. Она занимает более 17 млн. кв. км, расположена в нескольких природных зонах с различными климатическими условиями. На ее территории проживает более 140 национальностей и народностей, находится более тысячи городов и несколько тысяч поселков. Поэтому важным фактором, оказывающим решающее воздействие на распределение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, является необходимость учета органами государственной власти и управления условий, в которых проживает население субъекта Федерации. В силу этого, например, именно субъектам Федерации принадлежит право устанавливать, причем самостоятельно, систему органов государственной власти. Эти органы должны лишь соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, устанавливаемым федеральным законом в интересах всего многонационального российского народа. Для того чтобы не допустить какого-либо нарушения законных прав и интересов РФ и ее многонационального народа, Конституция закрепила принцип, согласно которому законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Федерации, причем в случае противоречий между ними действует федеральный закон.

     Российское  государство, в соответствии со статьей 5 Конституции РФ представляет собой федерацию, объединяющую 89 равноправных субъектов РФ: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 10 автономных округов. Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории РФ. В них проживает более 140 наций и народов, исторически объединившихся на российской земле в многонациональный народ РФ. Субъекты РФ различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу, по уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно - правовой статус субъекта РФ.

     Все субъекты РФ перечислены в п. 1 ст. 65 Конституции. Названия субъектов  Федерации в Конституции даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов - имя титульных наций и народов.

     В то же время, в соответствии с ч. 5. ст. 66 Конституции РФ, статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному  согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

     В условиях России, представляющей многонациональное  государство, федеративная форма государственного устройства является наиболее плодотворной, ибо только Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой республики и других субъектов Федерации. Мы не должны забывать ничего, мы должны знать свою историю, знать ее такой какая она есть, извлекать из нее уроки, всегда помнить о тех, кто создал Российское государство, отстаивал его достоинство, делал его великим, мощным, могучим государством.

     Таким образом, форма государства является фундаментальной общетеоретической  категорией и позволяет дать характеристику сущности государства с позиций формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Заключение

      Рассмотрев  тему «Понятие и сущность государства, Исторические типы и формы государства», можно прийти к следующим выводам.

      1. Место государства в политической  системе  современного общества  не возможно переоценить. В  условиях  разразившегося экономического кризиса все государства мира ищут выход из создавшегося положения. Время покажет, кто с наибольшими потерями и в более короткие сроки сможет это преодолеть.

      2. Современное Российское государство,  сохранившее некоторые черты Советского Государства, имеет возможность доказать свою новую роль. В идеале оно должно превратиться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые, которые бы поддерживались различными общественными слоями.

      3. В.В.Путин и Д.А.Медведев в своих  обращениях наметили основные  направления деятельности государства.  На первый план выдвигаются  такие важные общедемократические  институты, как разделение властей,  верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, повышение роли суда, развитие и поддержка среднего и малого бизнеса, совершенствование института местного самоуправления.

     4. Существенно изменяется роль  государства и на международной  арене, его внешнеполитическая деятельность. Требующая взаимных уступок, компромиссов, разных договоренностей с другими государствами.

     5. Все это основания охарактеризовать  современное цивилизованное государство  как средство социального компромисса  (по содержанию) и как правовое  государство (по форме).

     О чем и заявлено в Конституции  Российской Федерации – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления

                                  Список литературы

 

1.Конституция  РФ.М., 1993.

4.Алексеев С.С., Перевалов В.Д  Теория государства и права. Учебник для вузов. М.,2007

5.Аверьянов  Ю.И. Политология энциклопедический  словарь. М., 1993

6.Бабаева  В.К. теория государства и права:  Учебник. М.2007

7.Государственность  России: идеи, люди, символы/ Р.Г.Пихоя. М.,2008

8.История  современной России /Пихоя Р.Г., А.К.Соколов  . М., 2008

9.Кострова  М.Б., "Журнал российского права", N 12, декабрь 2003 г.

10.Хропанюк  В.Н. Теория государства и права.  М., 1998.

11. Чиркин  В.Е Современное государство.  М.,2001.

12. Ярков В.В.  Арбитражный процесс: Учебник"Волтерс Клувер", 2003 .

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          

               

 

             Практичное  задание

     Дефиниция означает  - определение

         Дефинитивные нормы - формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий.

      Относительно  правовой природы дефиниций, включенных в текст законов, пока не выработано единой точки зрения. Одни авторы рассматривают  их в качестве дефинитивных норм* (иногда употребляя равнозначное наименование "нормативные дефиниции"), другие - в качестве нормативных правовых предписаний-дефиниций. Третья группа авторов считает методологически неверным причислять содержащиеся в законах дефиниции к собственно нормам права, хотя выделяет дефинитивные статьи закона, четвертая - пишет об аутентическом (легальном) толковании терминов или понятий. В уголовном праве существует и "двойственная" позиция, согласно которой дефиниции относятся либо к правовым предписаниям, либо к актам аутентического толкования, в зависимости от места расположения в УК РФ - в Общей или Особенной части.

      С учетом качественного своеобразия  законодательных дефиниций в  содержательном, функциональном и структурном (соотносительно с нормой права) аспектах более верным следует признать их одним из видов нормативных правовых предписаний - предписанием-дефиницией. Оно представляет собой правовую формулу, выражающую законченную мысль, содержащую определение какого-либо юридического, политического или иного понятия (или толкование термина, если исходить из лингвистического понимания дефиниции).

      Общий принцип отбора терминов, требующих  разъяснения, теоретически достаточно прост. Определяя необходимый "для  целей настоящего закона" объем  разъясняемых терминов (понятий, ими  обозначаемых), законодатель должен руководствоваться  потребностями практики единообразного толкования и применения уголовно-правовых норм, в которых используются эти термины (понятия). Вербальная (словесная) законодательная дефиниция должна быть значима. Главный показатель - обнаружившиеся в практике (или смоделированные на стадии разработки законопроекта) различные варианты толкования того или иного термина (понятия) либо полное отсутствие практики применения уголовно-правовой нормы с соответствующим неясным признаком.

     Гипотеза  – это одна из частей нормы, которая  обозначает действие. Альтернативная гипотеза обозначает  выбор того или иного действия.

      Недопустимо вынесение альтернативных решений  арбитражного суда, т.е. с альтернативным вариантом поведения истца в  процессе его исполнения. Довольно часто нормы права содержат альтернативные элементы - гипотезу, диспозицию или санкцию, позволяющую выбрать несколько вариантов поведения. Например, кредитор в гражданско-правовом обязательстве всегда имеет альтернативу в выборе способов защиты: он имеет право потребовать исполнения обязательств в натуре и взыскать долг. В таком случае нельзя вынести решение, предусматривающее одновременно обязание ответчика, к примеру, поставить товар и взыскать долг (например, денежные средства, уплаченные в качестве предварительной оплаты). При наличии альтернативы истец должен определиться со своими требованиями и в решении арбитражного суда должен быть сформулирован вполне определенно один из вариантов защиты права. Если же в стадии исполнения взыскатель придет к выводу о необходимости выбора другой из имеющихся альтернатив, то здесь надо либо изменять способ исполнения (если решение имеет факультативный характер, о чем идет речь далее), либо предъявлять иск с новым требованием (основания здесь совпадают), либо заключать мировое соглашение с должником на условиях, отличных от решения арбитражного суда.

 
Форма правления Форма государства Политический  режим
Парламентерская

монархия

унитарное Либерально - демократическая

Информация о работе Понятие и сущность государства. Исторические типы и формы государства