Понятие типологии государства. Основные подходы к типологизации государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание

Цель этой курсовой работы - наиболее полно раскрыть понятие государства, его сущность и типологию.
Для достижение этой цели нужно выполнить следующие задачи:
Выделить признаки государства
Изучить понятие «типология государства»
Рассмотреть понятие «сущность государства»

Содержание

1.Введение 2
2. Понятие и признаки государства. 4
2.1.Понимание и определение государства 4
2.2. Признаки государства 7
3.Сущность государства 13
4. Понятие типологии государства. Основные подходы к типологизации государств. 18
4.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода 19
4.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода. 25
5.Заключение 28
6.Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Готовое.docx

— 74.86 Кб (Скачать документ)

В таком обществе полноправным классом  могли быть только люди владевшие  землей – помещики, феодалы, различные  мелкие дворяне. Причем объем их прав на ранних стадиях развития феодальных государств определялся количеством  земли. А положение крестьян в  реальности мало отличалось от рабского, хотя  конечно, принимало другие уже более человечные формы.

В отличие от рабовладельческого, феодальное государство могло развиваться более быстрыми темпами и более плавно. Определенный вес здесь приобретают, конечно не сразу, наука, торговля, развитие техники. Это очень важно поскольку именно развитие торговли и техники определяет во многом процесс перехода к следующему типу государства.

В феодальном государстве сущность классового общества оставалась: общество держалось на классовой эксплуатации. Крепостное общество всегда было более  сложным чем общество рабовладельческое. В нем был большой элемент развития торговли, промышленности, что вело еще в то время капитализму.

В правовом отношение феодальные государства еще не могли иметь хорошей основы для развития. Дальше признания естественных прав дело не пошло. Между рабовладельческим обществом и феодальным можно провести параллель в том, что большая часть населения страны имела ограниченные права. И при рабстве и при крепостном праве господство небольшого меньшинства над громадным большинством их не может обходиться без принуждения.

3)Капиталистическое государство

Развитие торговли позволило за достаточно короткий период выделится новому классу населения – капиталистам. Наиболее активный рост капитала имел место в Европе после открытия Америки (1492 г.). Постоянный товарообмен, непрерывный поток драгоценных металлов позволили сосредоточить большое количество свободных денежных средств в руках узкого круга людей, значение сельского хозяйства постепенно падало, вернее сказать, люди переставали  зависеть от земли так, как это было во времена феодализма. А, следовательно, значение класса феодалов постепенно терялось. Главную роль играли уже не земельные участки, а финансовые средства, сосредоточенные в руках небольшого числа предприимчивых людей.

Падали экономические показатели помещичьего класса, и развивалась  сила нового класса – представителей  капитала. Теперь в основном экономику  государства составляла собственность  капиталистов. И назначение государства  менялось, в том смысле, что класс  буржуазии подчинил себе всех остальных. Перестройка общества происходила  таким образом, чтобы все граждане стали как бы равными, что отпало прежнее деление на рабовладельцев и рабов, чтобы все считались  равными перед законом, не зависимо от того, кто каким капиталом владеет. Закон одинаково охраняет всех, охраняет собственность, у кого она есть, от покушений со стороны той массы, которая, не имея собственности, не имея ничего, кроме своих рук, постепенно нищает, разоряется и превращается в пролетариев. Таково капиталистическое  общество.

Провозглашенная свобода капиталистического общества это свобода не для всех, а для тех, кто имеет собственность, которую необходимо охранять. Свобода  капиталистического общества не полноценна. Общества, которое выступило против крепостничества, против самого крепостного  права с лозунгом свободы, которое  объявляет своим лозунгом свободу  всенародную, говорит, что оно выражает волю всего народа, отрицает, что  оно классовое государство.

Суть общества здесь на меняется, ведь  собственность буржуазии мало чем отличается от собственности феодалов. Как писали классики марксизма, любая собственность делает какой   либо класс людей зависимы от другого класса. Капиталистическое   общество не исключение из этого правила. Борясь против крепостного права, оно объявило собственность свободной и особенно гордилось тем, что будто государство перестало быть классовым.

4)Социалистическое государство

Социалистическое государство  – это последняя стадия развития общества по классификации принятой в формационном подходе. Оно противопоставляется  трем другим типам государства, не являясь  само государством в общепринятом смысле этого слова. Социалистическое государство  – уже не является, в отличие  от трех предыдущих, типом эксплуататорского  государства. Существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое двигается в классовых противоположностях, было необходимо государство, т.е. организация эксплуататорского класса для поддержания внешних условий производства, значит, в особенности для насильственного удержания эксплуатируемого класса в определяемых данным способ производства условиях подавления (рабство крепостничество наемный труд).

Существенное отличие социалистического  государство от всех остальных типов  государств и состоит в отсутствии этих условий подавления. Здесь отсутствуют  классы, а следовательно, нет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых. В социалистическом государстве нет того аппарата насилия, который присущ государству, можно сказать, что государство как таковое отсутствует, нет тех факторов, которые поддерживали государство будь оно рабовладельческим, феодальным или капиталистическим. Больше нет классов и установленного аппарата подчинения. Когда государство становится действительно представителем всего общества оно само себя делает излишним. Когда нет классов, нет государства, нет ни какого аппарата насилия, некого подавлять государство постепенно отмирает. На основании этого следует оценивать фразу про «свободное народное государство» как научно  несостоятельную.    

Социалистический тип  права – это высший тип правовой системы общества, диаметрально противоположный  всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в  закон волю трудящихся масс, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического  общества к высшему, коммунизму, государство  и право во всех своих элементах  и признаках  постепенно перерастают  в систему общественного коммунистического  самоуправления и социальных норм коммунистического  общежития.

 В марксистском понимании  исторический тип государства  определяется зависимостью классового  содержания государственной и  правовой организации общества  от типа экономического базиса  классового общества. В этой связи  вводится понятие переходной  государственности. 

Переходное государство  – представляет собой государственность, возникающую в результате национально  – освободительной борьбы зависимых  народов и опирающуюся на разнотипные  производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства  должны примкнуть к определенному  историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность  экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) – экономическая основа этих государств.

 Концепцию переходного  государства разработал В.И.Ленин. В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию.

 Главной задачей государства  социалистической ориентации считалось  создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных  предпосылок для перехода к  социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному  типу государства.

Первопричина смены исторических типов государств  считается социально – экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства, новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип государственности и права . Смена одного исторического типа государства другим происходит в результате социальной революции.

 Смена исторических  типов государств неизбежно влечет  за собой ликвидацию устаревшей  государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.

Преемственность между историческими типами государств заключается, главным образом , в использовании структуры , форм и методов организации государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства.

 Наиболее четко черты  преемственности прослеживаются  основоположниками марксизма –  ленинизма в эксплуататорских  типах государств, которые роднит  их общая эксплуататорская сущность, необходимость установления государственности,  позволяющей держать в повиновении  подавляющее большинство населения  страны. Одновременно подчеркивается, что преемственная связь при  смене исторических типов государства  и права по-разному проявляется  и при переходе от эксплуататорского  общества к социализму.

 Анализируя все известные  эксплуататорские типы государств, марксистско – ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

  1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями  которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком.
  2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров, подавляющей большинство населения.
  3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него.
  4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально – экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей.

 В отличие от эксплуататорских  государств социалистическое государство  представляет собой организацию  политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства  социалистического типа:

  1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
  2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов, и всего народа.

Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Типом государства называется "совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно  – экономической формации классового общества и характеризующихся единством  классовой сущности и экономической  основы"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода.

Понятие цивилизации, лежащее  в основе цивилизационной типологии  государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с  понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие  понятию варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация.

 Наиболее плодотворным, на наш взгляд, является определение  цивилизации как эпохи в человеческой  культуре, которая следует после  эпохи варварства, но содержит  варварство в себе, "в снятом  виде", в виде "цивилизованного варварства" [8, c.17].

 Понятие цивилизации  в отличие от понятия культуры  выражает определенный, исторически  ограниченный этап развития человечества.

 Возникновение и существование  цивилизованного общества связано  с эпохой становления и развития  товарного производства и обмена  и базирующихся на нем классово-антагонистических  общественных отношений. Общественное  развитие на этой ступени осуществляется  в антагонистической форме. "Без  антагонизма нет прогресса. Таков  закон, которому цивилизация подчинялась  до наших дней", - писал К.  Маркс. 

 Характеризуя буржуазную  цивилизацию, основоположники диалектического  и исторического материализма  К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что она содержит в себе  варварство как неизлечимый недуг,  как проказу. Поэтому понятие  цивилизации можно определить  лишь в паре с понятием варварства. В категориях "цивилизация - варварство" выражаются, соответственно, лучшие  и худшие образцы и продукты  жизнедеятельности общества товаропроизводителей.

 Можно выделить три  группы отношений, которые определяют  цивилизационные характеристики  государства и лежат в основе  его цивилизационной типологии.  В понятии цивилизационного типа  государства выражаются обусловленные  уровнем развития товарного производства  и обмена культурные особенности  государств, проявляющиеся:

  • в отношениях между обществом (государством) и природой
  • в межгосударственных отношениях,
  • в их взаимоотношениях с обществом

 В соответствии с  этим термин цивилизационный  тип государства обычно употребляется  в научной литературе в трех  значениях, которые, однако, четко  не различаются вследствие недостаточной  разработанности цивилизационной  типологии государства [7, c.286]

 Во-первых, понятием цивилизационный  тип государства обозначается  совокупность признаков государства,  отражающих уровень и особенности  культуры в сфере взаимодействия  общества с природой. Особенности  взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими), географическими,  этническими и технико-экономическими  факторами. Все эти факторы  по-своему влияют на цивилизационные  характеристики государства, на  его структурные особенности и функции. Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т.е. технико-экономические факторы. На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

Информация о работе Понятие типологии государства. Основные подходы к типологизации государств