Культурные особенности
государства зависят в значительной
степени и от господствующей
в стране религии, а более
широко - от сложившейся официальной
идеологии. Поэтому цивилизационные
типы государства зачастую разграничиваются
по религиозному признаку. В современной
западной литературе постоянно
подчеркивается различие между
государствами христианской, мусульманской
и других цивилизаций с тем,
чтобы "доказать" культурное
превосходство государств христианской
цивилизации в западном ее варианте перед
прочими государствами.
Культурное своеобразие
цивилизационных типов государств
обусловлено также этническими
и географическими факторами.
Научная и популярная литература изобилует
такими терминами, как, например, государства
арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций;
не менее часто встречаются в литературе
и такие термины, как государства Средиземноморской,
Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.
Во-вторых, цивилизационный
тип государства рассматривается
в науке как категория, отображающая
противоположные тенденции в
развитии культуры в сфере
межгосударственных отношений. Как
известно, к концу XIX века произошла
смена свободной рыночной конкуренции
капиталистической монополией и капитализм
вступил в империалистическую стадию
своего развития, которая характеризуется
господством в экономике и политике монополистического
капитала. Наступила эра борьбы империалистических
стран за раздел и передел мира, эра мировых
экономических кризисов и войн. После
первой мировой войны образуются тоталитарные
фашистские государства. После второй
мировой войны, начиная с середины 50-х
годов, человечество вступает в эпоху
научно-технической революции. Развертывание
НТР сопровождается интернационализацией
мировых хозяйственных и культурных связей,
ростом взаимозависимости государств
и расширением интеграционных процессов.
В-третьих, термин цивилизационный
тип государства обозначает определенные
тенденции в развитии человеческой
культуры во взаимоотношениях
государства с обществом. В
условиях товарного производства
и обмена неизбежно существование
двух тенденций развития взаимоотношения
государства с обществом. Первая
выражается в существовании различных
авторитарных типов государства,
в которых государство рассматривается
как самоцель, а гражданское общество
как казначей, всецело подчиненный
ему и лишенный собственной
воли[8]. Таковы военно-полицейские,
деспотические и другие государства,
поглощающие собой гражданскую
жизнь людей, как общественную,
так и частную. Вторая линия
развития взаимоотношений государства
с обществом в условиях современного
капиталистического товарного производства
выражается в усилении независимости
общества от государства; она находит
свое проявление в либеральных правовых
государствах.
Таким образом, упрощенно
можно сказать, что цивилизация
— это уровень развития общества.
При этом учитываются не только
экономический, но и другие факторы: образовательный,
этнический, религиозный, культурный,
географический и др.
Представители: Арнольд
Тойнби, Освальд Шпенглер, Питирим
Сорокин.
Историю
человечества объясняют как историю
самобытных цивилизаций, каждая
из которых проходит в своем
развитии этапы становления, расцвета
и гибели.
Различают
западные и восточные цивилизации,
а также западную христианскую,
восточную христианскую, мусульманскую,
буддийскую цивилизации.
Тип
государства определяется по
типу цивилизации.
По отношению
государства и личности различают
следующие виды государств:
а) традиционные
— в них народ не является
источником власти, полномочия государства
не ограничены;
б) современные
(конституционные) — народ является
источником власти, полномочия государства
ограничены конституцией, государство
признает и гарантирует права
и свободы личности.
5.Заключение
Государство возникает из
предгосударственных форм власти вождя
племени или союза племен, шамана, жреца
вместе с образованием общества, т. е. упорядоченной
совокупности далее вместе с общественным
разделением труда, появлением частной
собственности, социальной дифференциацией
членов общества и образованием классов,
а следовательно, вместе с отношениями
имущественного, социального и функционального
неравенства и возникновением политики,
организующей и регулирующей общественные
отношения и ее новой институциональной
формы — власти с органами управления
и контроля. Таким образом, государство
— результат и фактор общественного развития,
одновременного формирования политической
и социальной организации общества.
Однако все эти факторы
не имели бы сейчас такого значения,
если бы за всей этой чередой исторических
событий не последовал раскол общества
на антагонистические классы. Последние
же были не просто большими группами людей,
занимающими самостоятельное место
в системе общественного производства.
Главное заключалось в том, что,
имея непримиримые в тех условиях
интересы, ведя между собой яростную
борьбу, они тем самым поставили
под вопрос само существование цивилизации.
В заключение мне хотелось
бы сказать, что государство —
это наше прошлое, настоящее и
будущее. В настоящее время государство
пытается решить постоянно возникающие
проблемы во многих сферах общественной
жизни.
6.Список литературы
- Алексеев С. С. Государство и право. - М , 1993 г.
- Бабаева В.К. Общая теория права. Курс лекций.1993г.
- Бутенко А.П. . Государство и право, 1993
- Каск Л.И. Функции и структура государства. ЛГУ, 1969
- Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. - М., 1908 г.
- Коркунов Н. М. Русское государственное право. - СП б., 1904 г. Т. 1.
- Лазарев В.В. "Общая теория права и государства" / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.
- Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.24.
- Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2.
- Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 3
- Марченко, М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения
- понятия и содержания / М.Н. Марченко // Правоведение. – 2003. - N 1.
- Утченко С.Л. . Политические учения Древнего Рима. 1977, М.
- Чиркин, В.Е. О публичной власти (Постановка проблемы) / В.И. Чиркин //
- Государство и право. – 2003. N 10.
- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Государство. - дата доступа: 27.03.2012
- Сущность государства. Режим доступа: http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?id=66&r=27
, - дата доступа 27.03.2012.
- Тема 7 "СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ". Режим доступа: http://www.webarhimed.ru/page-24.html , дата доступа: 26.03.2012.