Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:32, курсовая работа
Цель этой курсовой работы - наиболее полно раскрыть понятие государства, его сущность и типологию.
Для достижение этой цели нужно выполнить следующие задачи:
Выделить признаки государства
Изучить понятие «типология государства»
Рассмотреть понятие «сущность государства»
1.Введение 2
2. Понятие и признаки государства. 4
2.1.Понимание и определение государства 4
2.2. Признаки государства 7
3.Сущность государства 13
4. Понятие типологии государства. Основные подходы к типологизации государств. 18
4.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода 19
4.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода. 25
5.Заключение 28
6.Список литературы 29
Итак, публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).
В своем содержании, институциональном составе, структуре и системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их деятельности публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического движения.
Следует отметить, что власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.
Олицетворенная в
3. Государственный суверенитет.
Понятие «государственный
Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.
Как признак государства
суверенитет фиксирует
Итак, суверенитет как
свойство (атрибут) государственной
власти заключается в ее верховенстве,
самостоятельности и
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
4. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными.
5. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами. Если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются в основном государственными органами.
6. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер. Если к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью правоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусмотренные в нормах права.
7. Армия. Она необходима
для защиты территориальной
8. Налоги. Это обязательные
платежи с получаемого дохода
граждан и организаций. Их
Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.
Государственное единство имеет много измерений:
а) современное государство являются мирным единством. Этим оно отличается от средневековых общин, которые допускали междоусобицу и самооборону и не знали общеохватывающего, эффективного общественного порядка.
б) государство характеризуется единством решений. Согласно определенному порядку компетенций и процедур оно принимает решения в спорных вопросах, касающихся общего блага, которые не могут быть решены общественной саморегуляцией. Государственное единство в принятии решений оправдывает себя также в спорах об интерпретации данных норм, не в последнюю очередь и конституции. Здесь имеет место момент сравнивания между государством и католической церковью: там, где содержание обязательных текстов неясно, требуется инстанция, которая может дать обязывающую интерпретацию.
в) современное государство является «единством деятельности и действия». Будучи таковым оно способно решать современные задачи. В нём организована активность человека Нового времени, рассматривающего естественный окружающий мир и порядок общежития как задачу, требующую в зависимости от меняющихся политических потребностей и целей нового оформления.
г) единство решений и действий современного государства является условием его правового единства. Последнее оправдывает себя в фиксации и осуществлении права, в значении норм, а также в их интерпретации. Государство и право находятся в тесном, неразрывном единстве, которое в известном смысле имеет органический характер. Как социальные явления государство и право возникают одновременно. Но различны точки зрения о том, как соотносятся между собой государство и право. В нормативисткой концепции права государство - первично, право - вторично. Право - продукт не чьей-либо жизнедеятельности, а именно государства.
Согласно общепризнанным
и цивилизованным взглядам, права
человека принадлежат ему от рождения.
Они не предоставляются не другими
людьми, ни гражданским обществом, ни
государством, ни законами, изначально
присущи человеку и всего лишь
признаются и соблюдаются другими
членами человеческого
Источник прав человека - он сам, его потребности и интересы, его образ существования и развития. Он же выступает их носителем. С этой точки зрения право обладает социальным, человеческим происхождением, а не государственным. Оно - продукт нормальной жизнедеятельности человека, а не государства.
д) государство, желающее осуществить свою программу действия в случае конфликтов, вопреки сопротивлению общественных групп обеспечить внутренний мир и сыграть свою партию в «международном концерте», с необходимостью является также единством власти. Основой служит «монополия на легитимное физическое насилие».
Одно лишь государство
имеет право применить и
е) государство является союзом солидарности, члены которого отвечают друг за друга и за целостность. Солидарность относится не только к одновременности, она простирается сквозь времена. Государство - это единство во времени. Оно связывает настоящее поколение, как в хорошем, так и в плохом, с предыдущими поколениями, от которых оно наследует историю и за которых оно отвечает.
Сущность государства заключается в его роли, назначении в том или ином обществе. Выявление сущности государства в практическом плане означает определение характера его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается, а также с различными его составными частями: социальными группами, классами, кланами и т.д. Установить сущность любого государства - значит определить:
а) служит оно всему обществу или только его части;
б) в какой мере государство выражает и защищает интересы всего общества и в какой - интересы и ценности господствующих кругов общества;
в) интересы какой части общества государство полностью или частично игнорирует или же ущемляет.
Можно утверждать, что в современной науке сложились два основных подхода к определенною сущности государства.
Первый, марксистский подход характерен для ученых бывших социалистических стран. Сущность государства рассматривалась ими однозначно с классовых позиций: государство - орудие неограниченной власти господствующего класса. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств. Действительно, мировая наука и историческая практика доказали связь возникновения государства с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, которая в отличие от первобытного общества служит прежде всего интересам привилегированной части общества. Возникшие государства по своей сущности были в первую очередь политической организацией собственников основных средств производства: рабовладельческое государство политической организацией рабовладельцев, феодальное - феодалов и других богатых сословий. Следовательно, классовый подход в рассмотрении сущности государства позволяет обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. И в этом большая заслуга марксистского этапа в исследовании теоретических вопросов государства.
Однако с дальнейшим осмыслением сути государства (это касается правоведов постсоциалистических государств) стало очевидным, что установление марксисткой наукой классового характера государственной власти не исчерпывает проблемы ее сущности, а использование только классового подхода весьма ограничивает возможности всестороннего научного познания государства.
Поэтому другой подход заключается в рассмотрении сущности государства, исходя из общечеловеческих, общесоциальных задач. Традиционно он был представлен трудами западных правоведов и политологов. В постсоциалистический период их идеи во многом восприняты и отечественными исследователями. Сама сила общественного развития заставила ученых бывшего социалистического блока пересмотреть свои позиции на сущность государства по ряду объективных причин. Во-первых, стало ясно, что определение «социалистическое государство» как политическая организация собственников основных средств производства не соответствует реальной действительности, поскольку собственником этих средств стал не рабочий класс, не крестьянство, не интеллигенция, а партийно-государственный аппарат. Как следствие, власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией, государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-государственной верхушке. Во-вторых, социалистическое государство превратилось в тоталитарную организацию политической власти, где принуждение являлось основным средством управления обществом.
Информация о работе Понятие типологии государства. Основные подходы к типологизации государств