Понятие типологии государства. Основные подходы к типологизации государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание

Цель этой курсовой работы - наиболее полно раскрыть понятие государства, его сущность и типологию.
Для достижение этой цели нужно выполнить следующие задачи:
Выделить признаки государства
Изучить понятие «типология государства»
Рассмотреть понятие «сущность государства»

Содержание

1.Введение 2
2. Понятие и признаки государства. 4
2.1.Понимание и определение государства 4
2.2. Признаки государства 7
3.Сущность государства 13
4. Понятие типологии государства. Основные подходы к типологизации государств. 18
4.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода 19
4.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода. 25
5.Заключение 28
6.Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Готовое.docx

— 74.86 Кб (Скачать документ)

Итак, публичная власть как  признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным  воплощением, реализацией объективных  общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

В своем содержании, институциональном  составе, структуре и системе  государственного аппарата, соотношении  государственных органов, принципах  и организации их деятельности публичная  власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной  принадлежности, конкретной стадии их исторического движения.

Следует отметить, что власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных  органах и учреждениях, публичная  власть становится государственной  властью, т. е. той реальной силой, которая  обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит тем  или иным силовым структурам и  специальным учреждениям.

3. Государственный суверенитет.  Понятие «государственный суверенитет»  появилось в конце средних  веков, когда потребовалось отделить  государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет - обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,- это колония либо доминион.

Суверенитет как признак  государства означает верховенство и независимость государства, государственной  власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным  государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

Как признак государства  суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в  обществе. Он есть непосредственное выражение  самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и  даже просто реально реализовать  свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как "суверенитет народа", "народ - единственный источник власти", "право нации на самоопределение", "государственное образование" показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы  правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов  и движений в обществе, от конкретно-исторического  типа общества.

Итак, суверенитет как  свойство (атрибут) государственной  власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной  власти внутри страны обозначает:

  1. универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны
  2. ее прерогативы (государственная власть может отменить, при-знать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон)
  3. наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость  государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном  праве свободно решать все свои дела.

4. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными.

5. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами. Если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются в основном государственными органами.

6. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер. Если к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью правоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусмотренные в нормах права.

7. Армия. Она необходима  для защиты территориальной целостности  государства. Обычно пограничные  споры и военные конфликты  возникают между смежными государствами.  По своему размеру армия должна  быть способной отразить любую  агрессию. Но армия требует на  свое содержание и поддержание  боеготовности значительных материальных  затрат. В некоторых государствах  армия используется во внутренних  конфликтах.

8. Налоги. Это обязательные  платежи с получаемого дохода  граждан и организаций. Их размеры  и сроки уплаты устанавливает  государство, издавая соответствующие  законы. Налоги необходимы для  содержания государственных органов,  армии, выплаты пенсий, пособий  многодетным семьям, безработным,  инвалидам. Если в стране происходят  различного рода чрезвычайные происшествия (ЧП), то выделяется часть средств также из налоговых поступлений для устранения последствий ЧП, бедствий.

Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это  организация политической власти, действующей  в отношении всего населения  на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный  аппарат принуждения.

Государственное единство имеет  много  измерений:

а) современное государство  являются мирным единством. Этим оно  отличается от средневековых общин, которые допускали междоусобицу и самооборону и не знали общеохватывающего, эффективного общественного порядка.

б) государство характеризуется  единством решений. Согласно определенному порядку компетенций и процедур оно принимает решения в спорных вопросах, касающихся общего блага, которые не могут быть решены общественной саморегуляцией. Государственное единство в принятии решений оправдывает себя также в спорах об интерпретации данных норм, не в последнюю очередь и конституции. Здесь имеет место момент сравнивания между государством и католической церковью: там, где содержание обязательных текстов неясно, требуется инстанция, которая может дать обязывающую интерпретацию.

в) современное государство  является «единством деятельности и действия». Будучи таковым оно способно решать современные задачи. В нём организована активность человека Нового времени, рассматривающего естественный окружающий мир и порядок общежития как задачу, требующую в зависимости от меняющихся политических потребностей и целей нового оформления.

г) единство решений и  действий современного государства  является условием его правового  единства. Последнее оправдывает  себя в фиксации и осуществлении  права, в значении норм, а также  в их интерпретации. Государство  и право находятся в тесном, неразрывном единстве, которое в  известном смысле имеет органический характер. Как социальные явления  государство и право возникают  одновременно. Но различны точки зрения о том, как соотносятся между  собой государство и право. В  нормативисткой концепции права государство - первично, право - вторично. Право - продукт не чьей-либо жизнедеятельности, а именно государства.

Согласно общепризнанным и цивилизованным взглядам, права  человека принадлежат ему от рождения. Они не предоставляются не другими  людьми, ни гражданским обществом, ни государством, ни законами, изначально присущи человеку и всего лишь признаются и соблюдаются другими  членами человеческого общества. Кто же создал права человека и  в чём их источник?

Источник прав человека - он сам, его потребности и интересы, его образ существования и  развития. Он же выступает их носителем. С этой точки зрения право обладает социальным, человеческим происхождением, а не государственным. Оно - продукт нормальной жизнедеятельности человека, а не государства.

д) государство, желающее осуществить  свою программу действия в случае конфликтов, вопреки сопротивлению  общественных групп обеспечить внутренний мир и сыграть свою партию в  «международном концерте», с необходимостью является также единством власти. Основой служит «монополия на легитимное физическое насилие».

Одно лишь государство  имеет право применить и обладать организационной возможностью принуждения: полицией армией, исполнительными, административными  и судебными органами. В результате этого инструментария оно отличается от негосударственных союзов. Вообще говоря, его особенность заключается  в средствах, а не в целях.

е) государство является союзом солидарности, члены которого отвечают друг за друга и за целостность. Солидарность относится не только к  одновременности, она простирается сквозь времена. Государство - это единство во времени.  Оно связывает настоящее  поколение, как в хорошем, так и в плохом, с предыдущими поколениями, от которых оно наследует историю и за которых оно отвечает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Сущность государства

Сущность государства  заключается в его роли, назначении в том или ином обществе. Выявление  сущности государства в практическом плане означает определение характера его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается, а также с различными его составными частями: социальными группами, классами, кланами и т.д. Установить сущность любого государства - значит определить:

а) служит оно всему обществу или только его части;

б) в какой мере государство  выражает и защищает интересы всего общества и в какой - интересы и ценности господствующих кругов общества;

 в) интересы какой части общества государство полностью или частично игнорирует или же ущемляет.

Можно утверждать, что в  современной науке сложились два основных подхода к определенною сущности государства.

Первый, марксистский подход характерен для ученых бывших социалистических стран. Сущность государства рассматривалась ими однозначно с классовых позиций: государство - орудие неограниченной власти господствующего класса. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств. Действительно, мировая наука и историческая практика доказали связь возникновения государства с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, которая в отличие от первобытного общества служит прежде всего интересам привилегированной части общества. Возникшие государства по своей сущности были в первую очередь политической организацией собственников основных средств производства: рабовладельческое государство политической организацией рабовладельцев, феодальное - феодалов и других богатых сословий. Следовательно, классовый подход в рассмотрении сущности государства позволяет обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. И в этом большая заслуга марксистского этапа в исследовании теоретических вопросов государства.

Однако с дальнейшим осмыслением  сути государства (это касается правоведов постсоциалистических государств) стало очевидным, что установление марксисткой наукой классового характера государственной власти не исчерпывает проблемы ее сущности, а использование только классового подхода весьма ограничивает возможности всестороннего научного познания государства.

Поэтому другой подход заключается в рассмотрении сущности государства, исходя из общечеловеческих, общесоциальных задач. Традиционно он был представлен трудами западных правоведов и политологов. В постсоциалистический период их идеи во многом восприняты и отечественными исследователями. Сама сила общественного развития заставила ученых бывшего социалистического блока пересмотреть свои позиции на сущность государства по ряду объективных причин. Во-первых, стало ясно, что определение «социалистическое государство» как политическая организация собственников основных средств производства не соответствует реальной действительности, поскольку собственником этих средств стал не рабочий класс, не крестьянство, не интеллигенция, а партийно-государственный аппарат. Как следствие, власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией, государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-государственной верхушке. Во-вторых, социалистическое государство превратилось в тоталитарную организацию политической власти, где принуждение являлось основным средством управления обществом.

Информация о работе Понятие типологии государства. Основные подходы к типологизации государств