Права и свободы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:48, дипломная работа

Описание

Целью данной курсовой работы является более детальное изучение причин возникновения прав человека, их развитие и изменение во времени. Рассмотрим, как развитие общества и государства способствуют становлению прав человека и их постепенному юридическому закреплению в законодательстве. Более детально остановимся на создании и усовершенствовании социальных институтов и политико-правовых структур по обеспечению зашиты прав и свобод личности в России.

Содержание

Введение
I.Причины и условия зарождения прав человека
1)Великая хартия вольностей 1215г.
а)Исторические условия появления Хартии.
б)Общая характеристика Хартии. Права и свободы отдельных сословий.
в)Историческая судьба Хартии.
2) Декларация прав человека и гражданина (1789г) в истории идей о правах человека.
3) Устав ООН и международный Билль о правах.
II.Права человека: сущность, понятие, классификация.
III.Развитие и обеспечение прав человека в Росcии.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 124.99 Кб (Скачать документ)

·  Право на частную собственность

·  Трудовые права (право на труд и свободу труда)

·  Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

·  Право на социальное обеспечение

·  Право на жилище

·  Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

     К культурным правам относятся:

·  Право на образование

·  Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)

·  Право на участие в культурной жизни

·  Академические свободы

·  Право на благоприятную окружающую среду

     Общие принципы:

·  Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;

·  Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;

·  Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;

·  В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;

·  Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;

·  Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;

·  Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);

·  Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;

·  Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

     Рассмотрев теоретический аспект данной темы, мы видим, что права человека имеют сложную структуру. Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Термин "права человека" относится к очень широкому спектру прав: от права на жизнь до права свободно участвовать в культурной жизни общества.

 

 

 

 

III. Развитие и обеспечение прав человека в Росcии.

     Из того что мы уже рассмотрели выше, мы знаем, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в современном их понимании, возможно только в демократическом гражданском обществе и правовом государстве. Весьма значим, тот факт, что формирование демократического гражданского общества с его правовым государством, принципами приоритета прав человека, верховенства права, разделения властей, народного представительства (парламентаризма) и другое – является основополагающим путем создания прочной системы гарантий основных прав и свобод.

     Статья 1 (ч.1) Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции РФ 6 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

     Высоко оценивая значимость этих конституционных записей, следует, однако, отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и права и свободы человека в реальности не стали высшей ценностью. Этот факт закономерный, определяемый как предшествующей историей, так и той сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Рассмотрим основные причины трудностей формирования правового государства и обеспечения прав человека в России.

     Первая и основная трудность – это сами исторические традиции России, которые были несовместимы с демократией и свободой. Россия - страна, в которой господствовал системоцентристский подход во взаимоотношениях личности и власти. Идеи свободы и прав человека, всеобщего равенства и справедливости, получили широкое распространение в государствах Европы и в США в XVII-XVIII веках и ставшие универсальным лозунгом буржуазных революций, не были чужды политической мысли России. Однако возникли они во второй половине XVIII века. К сожалению, эти идеи не могли быть восприняты общественным сознанием народа, безграмотного, задавленного крепостным правом и самодержавием, с безграничной верой в «доброго царя».

     Предыстория конституции в России берёт свое начало в первой половине ХIХ века. Существенное значение имеют идеи французских и английских мыслителей, повлиявших на конституционные проекты декабристов. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция – это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны.

     Интересно заметить, что в этот период государственного строительства Российской империи, принятие конституции многими государственными деятелями рассматривалась как международно-статусная необходимость. Во многих европейских странах конституции действовали (даже на территории Российской империи – в Польше), тем самым Россия как бы отставала от всей Европы, что играло существенное значение в ее международном статусе.

     Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести «План государственного преобразования» графа М.М. Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон «определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой».

     Интерес представляют воззрения декабристов, выраженные в «Русской правде» П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также «Манифесте к русскому народу» Северного общества (ХIХ). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная – Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий. В основу декабристских проектов политического и социального переустройства России были положены принципы естественного права, выработанные мыслителями века Просвещения: Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых, авторы были хорошо знакомы. Под «естественными правами» понимались личная свобода человека, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, а также создание представительного образа правления при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Эти положения своим острием были направлены против феодально-абсолютистских порядков и содержали большой для того времени революционный заряд. Они декларировали и основы буржуазно-правового государства.

     Стремление осмыслить опыт Французской революции, корни которой были заложены в Реформации и Просвещении, характерно и для большой плеяды русских юристов и историков. Отсюда идеи естественного права и правового государства, которые исследуются в трудах Б.Н. Чичерина, П.Н. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, В.М. Гессена, Л.И. Петражицкого и других. Однако эти либеральные идеи замыкались в узкой среде профессионалов и остались чуждыми общественному сознанию не только народных масс, но даже интеллигенции. Как об этом с горечью писал Б.А. Кистяковский: «Наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала – личность, дисциплинированная правом и устойчивым правопорядком, и личность, наделенная всеми правами и свободно пользующаяся ими, чужды сознанию нашей интеллигенции».

     Прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти. Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр II, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.

     Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу – первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Однако п.п. а), г) ст. 6 гл. 1 Общие положения «Положения о выборах в Государственную Думу» (1905, августа 6) в избирательных правах были ограничены лица женского пола и воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе, они не участвовали в выборах.

     Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров.

     Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905- 1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года. Режим, установленный после Октябрьской революции, стал шагом назад, поскольку он отверг главные демократические ценности – свободу, господство права, права человека, правовое государство. Авторитаризм, полное нивелирование индивидуальности и самобытности человека, отрицание его права на свободу выбора и самоопределения стали универсальными правилами новой жизни. Безраздельное господство марксистской идеологии в годы советской власти в значительной мере способствовало утверждению в обществе лжеколлективистских начал. Рассматривая главное противоречие марксистской доктрины, Н. Бердяев отметил, что «марксизм не хочет видеть за классом человека, он хочет увидеть за каждой мыслью и оценкой человека класс с его классовыми интересами» . Исходя из такого подхода общество, провозгласившее себя освободителем всего человечества от угнетения, подавляло человека, любые проявления его самобытности, если они не вписывались в стереотип «нового советского человека».

     В Советской России долгое время в политической и правовой теории, партийных программах и лозунгах личность провозглашалась высшей социальной ценностью. Однако на деле на первое место всегда ставились интересы государственно-политической власти. Возник культ социалистического государства, в котором те, кто управлял, стали независимыми от тех, кем управляли. Советское социалистическое государство было недемократическим, осуществлявшим тотальную диктатуру над обществом, всеми органами и механизмами его жизнедеятельности.

     Говоря об этапах развития института прав и свобод в России, нельзя отрицать, что по мере развития Советского государства наблюдалось расширение круга и объема прав человека. Так, в Конституции 1918 г. нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в качестве особого раздела. Они наряду с нормами иного характера получали отражение как в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (от 25 января 1918 г.), являвшейся составной частью Конституции, так и в ее разделе "Общие положения". Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов. Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии или преимущества и на этом основании, какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия (ст.20). В то же время, идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишении избирательных прав непролетарских слоёв населения - представителей так называемого «эксплуататорского класса», духовенства, бывших служащих полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров.

     В последующих Конституциях СССР не предусматривалось, как это было в Конституции 1918 г., лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам, однако использование прав допускалось только "в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя".

     Конституция СССР 1924 г. ознаменовала конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза СССР и союзных республик. Было установлено единое союзное гражданство. В отличие от Основного закона 1918 года, «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в новую конституцию включена не была, при этом отдельно указывалось, что она исходит из ее основных положений. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях.

     Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР 1936 г. Однако, она являлась одной из последних глав в Конституции. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Как отмечают большинство исследователей, для своего времени Конституция СССР 1936г. была самой демократической конституцией в мире, но она не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года. На основе принятых конституционных норм в основном сложилась та система государственных органов и учреждений, которая просуществовала до 1989 г., то есть вплоть до формирования современной структуры власти.

Информация о работе Права и свободы человека