Права и свободы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:48, дипломная работа

Описание

Целью данной курсовой работы является более детальное изучение причин возникновения прав человека, их развитие и изменение во времени. Рассмотрим, как развитие общества и государства способствуют становлению прав человека и их постепенному юридическому закреплению в законодательстве. Более детально остановимся на создании и усовершенствовании социальных институтов и политико-правовых структур по обеспечению зашиты прав и свобод личности в России.

Содержание

Введение
I.Причины и условия зарождения прав человека
1)Великая хартия вольностей 1215г.
а)Исторические условия появления Хартии.
б)Общая характеристика Хартии. Права и свободы отдельных сословий.
в)Историческая судьба Хартии.
2) Декларация прав человека и гражданина (1789г) в истории идей о правах человека.
3) Устав ООН и международный Билль о правах.
II.Права человека: сущность, понятие, классификация.
III.Развитие и обеспечение прав человека в Росcии.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 124.99 Кб (Скачать документ)

     Узко сословные интересы баронства  выражаются в ст.12 и 14 также  и потому, что уплата «щитовых  денег» входила в обязанности  прежде всего непосредственных  вассалов короля. Вместе с тем,  вряд ли можно считать, что  ст.12 создаёт возможность для  откровенной баронской олигархии.  Сам институт «щитовых денег»  не упразднён, в руках короля  остаются и другие финансовые  прерогативы, которые он может  использовать без всякого обращения  к совету – сбор тальи, различных  экстраординарных налогов, к которым  широко прибегал Иоанн и о  которых, кстати, ничего не сказано.  Можно было бы отметить и  тот факт, что бароны волей-неволей  «позаботились» в отношении «щитовых  денег» и о других слоях  населения, ибо на практике  к их уплате в 13в. привлекалось  и свободное, и даже крепостное  крестьянство. Однако, эта «забота», конечно аналогична «заботе»  о виллане в ст.20.

     Статья 61, безусловно, внешне самая  «олигархическая». Она выступает  как гарантия мира и соблюдения  Хартии, и имеет чисто политический  характер. Между тем, в ней,  как и в материальных статьях  Хартии, отразилось чисто вассальное  отношение баронов к королю, стремление  поставить королевскую власть  в рамки феодального обычая. Узаконив  возможность мятежа, в котором  они вполне оправданно видели  единственное средство давления  на короля, бароны исходили из  феодального обычая, предусматривавшего, что злостное нарушение сеньором  своих обязательств в отношении  вассалов может освободить последних  от клятвы верности.

     Положения, аналогичные ст.61, содержались  во многих правовых памятниках  стран Европы периода феодальной  раздробленности, например, в венгерской  «Золотой булле» 1222г. Однако по  сравнению с этими странами  Англия давно уже сделала гигантский  шаг вперёд в области государственной  централизации и укрепления королевской  власти. Попытка законодательно  закрепить в новых условиях  старый феодальный обычай, планирование  в «статье мира» настоящей  войны с королём, вряд ли  может считаться прогрессивной  мерой.

     В то же время, историческая  ситуация в Англии ясно отразилась  на позиции баронов в ст.61. В  отличие от «Золотой буллы»  бароны уже не могли зафиксировать  автоматическое право на восстание  «знатных королевства» в случае  нарушения документа, а тем  более – право на восстание  каждого из них в отдельности.  В ст.61 предусмотрены уже и  специальный комитет как представительный  орган всех баронов, и определённая  процедура исправления нарушения,  но главное – положение об  участии в войне против короля  «общины всей земли». Более того, бароны настаивают на обязательном  участии «общины» в этом движении (положение о всеобщей присяге). Таким образом, бароны попытались  придать возможной войне с  королём видимость не баронского  мятежа; а общего движение всех  свободных, широкой оппозиции  во главе с баронами, как это  уже было в конфликте 1215г.  В ст.61, следовательно, отразилось  осознание баронством исторической  обречённости бывших баронских  мятежей как средства, способного  без поддержки других слоёв  свободного населения нанести  удар по королевской власти.

     Также следует отметить, что оценка  Хартии, вероятно, не может быть  однозначной. В исторической перспективе  она сыграла прогрессивную роль, и прежде всего в области  политической идеологии – роль  политического манифеста, своего  рода феодальной декларации прав. В1215г. Хартия непосредственно  отразила расстановку социально-политических  сил в условиях конфликта, временный  компромисс короля и лидеров  движения – баронов. Однако  зафиксированные в Хартии попытки  крупных феодалов ограничить осуществление королевской властью ряда наиболее ненавистных баронам прерогатив (ст.12,21,34) и ввести в той или иной форме (но в рамках централизованного государства и при сохранении мощного центрального аппарата) контроль за осуществлением этих прерогатив (ст.14,61) не могут считаться определяющими при оценке Хартии. Даже юридически, в том виде, в каком они нашли отражение в этом документе, попытки по сути дела ничего не меняли в положении королевской власти в Англии. Закон (Хартия) не ограничил существенно власть короля, а комитет 25 баронов мог препятствовать осуществлению этой власти лишь в случае нарушения данного закона и после соблюдения определённой процедуры. Что же касается фактической стороны дела, то претензии баронов в корне противоречили долговременному соотношению сил в пользу центральной власти, были утопичны, а потому тотчас отброшены жизнью. Центр тяжести, как представляется, приходится в Хартии всё же на судебно-административные статьи, которые стимулировали прогрессивные тенденции в развитии английской государственности, были реальны, и потому оказались жизнеспособными.

в)Историческая судьба Хартии.

     Заложив в Англии основы правового  порядка, который должен был  сменить безраздельно господствовавшую  систему правительственного произвола,  Великая Хартия не создала  вполне удовлетворительных технических  средств, которые бы гарантировали  проведение в жизнь юридически  поставленных ею принципов и  делали невозможным возвращение  к старому порядку. Великая  Хартия явилась лишь первым  и чрезвычайно важным шагом  английского общества по пути  к свободе. Она юридически формулировала  выдвинутую жизнью задачу и  тем создала почву для правомерной  борьбы и дала в руки обществу  широкую и определённую программу,  способную объединить самые различные  общественные элементы в их  стремлении к свободе.

      Юридическую силу Хартия 1215г.  имела лишь несколько месяцев.  В конце августа 1215г. римский  папа, примирившийся с Иоанном,  аннулировал Хартию папской буллой.

     Иоанн Безземельный, уступив перед  вооружённой силой своих подданных,  впоследствии отказался от Хартии. Снова началась вооружённая борьба, но смерть Иоанна (1216г.) помешала  довести её до какого-либо определённого  результата. Но Хартия уцелела.  Его наследник, малолетний Генрих III, уступая баронам, подтверждает  Хартию. Такого рода подтверждения  сделались своего рода традицией  (44 раза между 1327 и 1422гг.).

     В условиях начавшейся баронской  войны, после смерти Иоанна  в 1216г. от имени малолетнего  Генриха III было осуществлено  первое переиздание Хартии. 22 её  статьи (10,11,12,14,15,25,27,42,45,48,49,50,51,52,53,55,57,58,59,61,62,63) не были включены в Хартию 1216г.

     Второе переиздание документа  произошло в 1217г., когда был  воспроизведён вариант 1216г. с  незначительными изменениями.

     Последнее переиздание Хартии 1215г.  состоялось в 1225г. Феодалам  удалось добиться включения в  текст 1225г. некоторых уступок.  В последней статье Хартии 1225г.  говорилось, что соблюдение Хартии  зависит от воли короля, взамен  чего ему гарантируются субсидии  со стороны большого совета  феодальных магнатов. Такой совет  действительно созывался Генрихом III до 1258г. Однако в своей политике  король совершенно не считался  с ним, и при отказе в субсидиях  пополнял казну за счёт различных  налогов и поборов.

     Текст 1225г. был окончательно  подтверждён королём Эдуардом I в  парламенте и стал законом,  который в латинской редакции  получил название «Статус о  неразрешении налогов» (1297г.). В этом  акте было, в частности, провозглашено,  что никакие налоги, пособия и  поборы не будут налагаться  и взиматься без воли и общего  согласия архиепископов, епископов,  графов, баронов, рыцарей, горожан  и иных свободных людей королевства.  Из всех статей Хартии 1215г.  в него вошли с изменениями  ст.1,9,13,20,21,22,23,33,39,40,41,47, причём они  были сведены в 9 статей.

     В дальнейшем Хартия постоянно  модифицировалась, её содержание  толковалось и изменялось применительно  к новым условиям. Особое внимание  привлекала ст.39. Между 1331 и 1363г.  парламент много раз интерпретировал  эту статью, придав ей почти  современное звучание. Так, «законный  приговор равных» получил трактовку  «судебная процедура с участием  жюри присяжных»; термин «закон  страны» приобрёл вид «надлежащей  правовой процедуры»; слова «ни  один свободный человек» были  сначала заменены словом «никто»,  а затем словами «ни один  человек, какого бы сословия  или состояния он ни был…».

     Своё подлинно новое существование  она начнёт в период, предшествующий  английской революции, в XVII веке, когда знаменитый судья Кок  извлечёт её из архива, отряхнув  «пыль веков», истолкует в интересах  ликвидации абсолютизма, расширения  парламентских и судебных полномочий. Общие формулировки Хартии, продиктованные  социальным составом коалиции 1215г., в особенности постоянное упоминание  «свободных людей», облегчило дело, за которое ратовал Кок. Признанная  официальной политической доктриной  послереволюционного правительства,  Хартия становится символической  частью неписаной английской  конституции.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2). Декларация прав человека и гражданина (1789г) в истории идей о правах человека

 

     Следующая важная веха в истории идей прав человека — Французская Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г. Она открыла первую страницу нового ускорения, которое получил мир с конца XVIII в. Это сжатое, концентрированное выражение политической платформы нового господствующею строя, время которого наступило.

    

     Как известно, Французская революция 1789 г. поставила перед человечеством вопросы, многие из которых, по-видимому, принадлежат к числу вечных. Таким предстает вопрос о правах человека или о том, что есть человек в обществе себе подобных. Уничтожив сословные привилегии и перегородки, революция провозгласила: люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. В этом основа Декларации ценностей, установившей, что цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека».

    

     Рожденная в итоге революции Декларация стала (наряду с документами периода борьбы за независимость США) величайшим документом, подчеркнувшим значение человека в истории, «формулировавшим проблему прав человека и предложившим ее прогрессивное решение.

     

     По содержанию она представляет собой компактный, структурно достаточно четкий документ, состоящий из небольшой вводной части и 17 статей. Вот некоторые их них: «Статья 1. Люди рождаются свободными и равноправными и пребывают таковыми. Статья 2. Источник суверенности заключен по своей сути в самом народе Статья 3. Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другим. Статья 4. Закон обладает лишь правом запрещать такие действия, которые вредны для общества. Статья 5, Закон является выражением всеобщей воли. Статья 16. Свободное выражение мыслей и мнений является одним из наиболее ценных прав человека. Каждый может свободно говорить, писать и печатать с учетом ответственности за злоупотребления этой свободой в случаях, установленных законом. Статья 17. Никто не может быть лишен собственности, коль скоро она является священным и нерушимым правом». Эти и другие статьи составили документ такой силы влияния и такого содержания, который далеко вышел за пределы интересов одной части общества, воплощал общечеловеческие нравственные и правовые императивы.

    

     Центральная идея Декларации — обеспечение свободы. Этой идеей пронизаны как содержание всех статей, так и внутренняя логика документа. Декларация провозглашает свободу, одновременно пытаясь определить ее пределы (ст.ст. 1, 4, 5). В ней перечисляются конкретные виды прав и свобод (ст.ст. 2, 10, 11, 17); фиксируются основные принципы организации и функционирования государственной власти, призванные гарантировать провозглашенную свободу (ст.ст. 3, 13—16); регламентируются принципы судебной защиты прав и свобод (ст.ст. 7—9). Она провозгласила принцип разделения властей, ответственность и подотчетность должностных лиц. В ней признана и подчеркивается самостоятельная ценность человеческой личности, внимание к личности возведено в ранг государственных интересов. Более того, Декларация определила гарантии прав человека и принципы законности, включая презумпцию невиновности. В числе естественных и неотъемлемых прав человека Декларация провозгласила свободу, собственность, безопасность и сопротивление насилию.

    

     Декларация прав человека и гражданина встретила разное отношение и во Франции, и за ее пределами. Начав с провозглашения «Прав Человека и Гражданина», французские революционеры во многом сами скомпрометировали революцию, нарушив провозглашенные права, особенно во время якобинской диктатуры. Тем не менее, популярность Декларации не спадала; считаться с ней пришлось всем: и сторонникам «нового режима», и его противникам. Распространенная по всему миру современниками революции 1789 г., французами и их иностранными единомышленниками — Т. Джефферсоном, И. Гете, Ф. Мирандой и другими идея Великой французской революции, провозгласившей человека гражданином, вселяла надежду на всеобщее братство. Именно за эти идеалы боролись люди в XIX—XX вв. в условиях, когда национальные и социальные вопросы стали приобретать все большее значение.

   

      Многие народы Европы и Латинской Америки, Азии и Африки брали на вооружение эти идеалы. Свобода, равенство и братство в достаточной степени акклиматизировались на всех широтах, продолжая вдохновлять на борьбу за них. С пристальным вниманием встретили Декларацию 1789 г. в России. Так, политико-правовые аспекты Декларации получили поддержку в трудах таких известных русских ученых, как Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев и др. Обратила внимание на Декларацию и Екатерина II. Прошло более 200 лет с тех пор, когда во Франции Учредительное собрание провозгласило Декларацию прав человека и гражданина.

    

   

      Позади большой и трудный путь, в ходе которого ее признавали и отвергали, одни считали ее авторитетным источником документов и вдохновляющим ориентиром в борьбе за права человека, другие ее запрещали. Как показала более чем двухсотлетняя история, постулаты Декларации универсальны и неподвластны времени. Однако затрагивали интересы различных слоев населения, они нелегко и непросто воплощаются в жизнь. Нужно время. И сегодня во всех странах мира, в том числе и в Беларуси, в той и ни мной форме существует проблема расхождений между юридическими провозглашенными свободами и правами и реальными возможностями в области обеспечения прав человека.

Информация о работе Права и свободы человека