Правоохранительные органы РФ - основные положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества. Закономерно в этой связи и изменение функций правоохранительных органов государства. В этой работе мы попытаемся четко разграничить функции правоохранительных органов Российской Федерации. Поскольку на современном этапе развития Российская Федерация переживает постоянную перестройку правоохранительных органов, изменение их функций, создание новых и пересмотр уже имеющихся, то возникает необходимость как то упорядочить их функции для более наглядного представления выполняемых ими задач для стабилизации правовой ситуации в обществе.

Работа состоит из  1 файл

ТГП.docx

— 56.61 Кб (Скачать документ)

Введение.

Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества. Закономерно в этой связи и изменение функций правоохранительных органов государства. В этой работе мы попытаемся четко разграничить функции правоохранительных органов Российской Федерации.  Поскольку на современном этапе развития Российская Федерация переживает постоянную перестройку правоохранительных органов, изменение их функций, создание новых и пересмотр уже имеющихся, то возникает необходимость как то упорядочить их функции для более наглядного представления выполняемых ими задач для стабилизации правовой ситуации в обществе.

В первой части этой курсовой работы мы обозначим, что же относится к  правоохранительным органам Российской Федерации, дадим краткое описание направления деятельности различных  правоохранительных органов, рассмотрим в общем характерные признаки правоохранительных органов и их отличие  от других государственных  органов.

Во второй части мы более подробно рассмотрим функции каждого института  правоохранительных органов Российской Федерации и дадим им описание. Вторая часть этой курсовой работы начинается с определения и разграничения  функций судов, как наиболее крупного и важного института правоохранительных органов Российской Федерации, поэтому  сначала рассмотрим характерные  особенности данного представителя  правоохранительных органов. Далее  рассмотрим такой орган как прокуратура. Поскольку главной функцией прокуратуры  является надзор за исполнением законов, то мы решили рассмотреть этот орган сразу после судов. Далее идет группа правоохранительных органов, которые обеспечивают безопасность Российской Федерации, обеспечивают разведку, охраняют государственную границу. Задача обеспечить порядок в субъектах федерации возлагается на Органы внутренних дел, милицию, внутренние войска РФ. Эти органы мы рассмотрим сразу после Государственных органов обеспечения безопасности Российской Федерации. Далее идут Таможенные органы Российской Федерации, органы предварительного следствия и дознания, Органы юстиции и Нотариальные органы.

После рассмотрения каждого института  правоохранительных органов в заключении мы подведем итог всей проделанной  работе и посмотрим, удалось ли нам  четко определить цели деятельности и функции в целом правоохранительных органов Российской Федерации и  каждого органа в них входящих в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правоохранительные  органы РФ - основные положения.

1.1. Понятие, основные  черты и задачи правоохранительных  органов.

Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться  эволюционным путем на базе согласия всех основных слоев общества при  полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы  в ней высшей ценностью, с возложением  на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты. Конституция устанавливает реальную защиту прав и свобод граждан. В ст. 45, с одной стороны, их защита объявляется обязанностью государства, с другой - каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом.

Самостоятельная защита прав и свобод дает, гражданину широкую возможность использовать в этих цепях свои конституционные  права и свободы.

Принятие  России в Совет Европы в 1996 г. создает  реальные дополнительные гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Дело в том, что Россия обязана  подписать Европейские конвенции  о правах человека и гражданина, которые фактически устанавливают  контроль на уровне европейского сообщества за соблюдением государством и его  органами провозглашенных прав и  свобод. Следует иметь в виду, что в ст. 15 Конституции Российской Федерации прямо записано, что  общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.1

Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной  обязанностью государства, всех его  органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода  невозможна реализация прав и свобод граждан. В то же время, когда нарушение  прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

В отечественной  литературе меры борьбы с преступностью  и иными правонарушениями было принято  делить на общие и специальные. К  общим мерам противодействия  преступности и иным правонарушениям  относились: повышение благосостояния населения, рост его культурного  уровня, повышение образованности, иные меры социального характера. К  специальным мерам относились те из них, которые прямо и непосредственно  воздействовали на преступность и иные правонарушения. Они связаны с  деятельностью правоохранительных органов и иных организаций, принимающих  участие в контроле над преступностью.2

В принципе такой подход, вероятно, является правильным. Но при этом, как нам представляется, недостаточно точно расставлены  акценты. Считалось, что общие меры социального предупреждения являются основными, решающим образом влияющими  на правопослушность граждан. Что касается специальных мер, а это в основном деятельность правоохранительных органов, то они хотя и относились к мерам, которые прямо влияют на преступность и иные правонарушения, признавались не главными, а иногда и второстепенными. В том, как теперь очевидно, просматривается  идеологический подход - стремление выдать желаемое за действительное, соответствующее  идее ликвидации преступности и построения нового общества. По мере ослабления тоталитарного  режима росли преступность и иные правонарушения, которые заставили  по-другому взглянуть на роль правоохранительных органов в противодействии этим явлениям. Анализ мировой практики показал, что роль правоохранительных органов и других государственных и общественных структур, непосредственно связанных с противодействием преступности и иным правонарушениям, гораздо более значительна, чем нами признавалось в прошлые годы.

В законодательстве нет специально сформулированного  понятия “правоохранительные органы”. Оно сложилось на практике. Его  можно также встретить в различных  документах ненормативного характера. Это понятие применяется как  обобщающее для обозначения государственных  органов, на которые возложена обязанность  осуществления правоохранительной деятельности.3

От понятия  “правоохранительные органы” необходимо отличать понятие “правоприменительные органы”, являющееся более широким. Применять право - это, значит, действовать  на основании норм закона, без этого  невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества. Право применяют все юридические  и физические лица. Но о правоприменительных  органах речь идет лишь тогда, когда  право применяют государственные  органы. К ним относятся все  органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правоприменительных.

Правоохранительные  органы составляют определенным образом  обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Деятельность  правоохранительных органов характеризуется  специфическими чертами, реализация которых  призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и  решений. К таким чертам, в частности, относятся:     

  1. начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;     
  2. правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;    
  3. правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;    
  4. решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;    
  5. законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;
  6.     все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.

Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено  расследование уголовных дел  или их судебное разбирательство, часто  называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной  юстиции относятся вое органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи  с преступностью. Не относятся к  уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых  отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.

 

 

 

1.2. Функции правоохранительных  органов.

Известно, что многие государства, например США, Англия, Франция, придерживаются принципа разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Суть такого принципа состоит в независимости  этих властей друг от друга, обеспеченной системой “противовесов” и процедур, которые повышают их ответственность, максимально сокращают возможность  злоупотребления властью. Представляется, что правоохранительные органы и  их деятельность следует оценивать  с позиции существа названного принципа. При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые  они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности  законодательных и иных нормативных  актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского  надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод.4  Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

  •   конституционного контроля;  
  • отправления правосудия;  
  • прокурорского надзора;  
  • расследования преступлений;  
  • оперативно-розыскной;  
  • исполнения судебных решений;  
  • оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;  
  • предупреждения преступлений и иных правонарушений.

В совокупности эти функции характеризуют распределение  компетенции правоохранительных органов  и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или  отсутствие соответствующего правоохранительного  органа. Ниже будет дана подробная  характеристика всех правоохранительных органов. Здесь же рассмотрим только некоторые общие вопросы соотношения  функций, распределения их между  правоохранительными органами и  другими участниками правоохранительной деятельности, определения места  правоохранительных органов в системе  органов власти и управления.

Информация о работе Правоохранительные органы РФ - основные положения