Правоохранительные органы РФ - основные положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества. Закономерно в этой связи и изменение функций правоохранительных органов государства. В этой работе мы попытаемся четко разграничить функции правоохранительных органов Российской Федерации. Поскольку на современном этапе развития Российская Федерация переживает постоянную перестройку правоохранительных органов, изменение их функций, создание новых и пересмотр уже имеющихся, то возникает необходимость как то упорядочить их функции для более наглядного представления выполняемых ими задач для стабилизации правовой ситуации в обществе.

Работа состоит из  1 файл

ТГП.docx

— 56.61 Кб (Скачать документ)

Наиболее  тесно связаны между собой  функции, осуществляемые по уголовным  делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции  по конкретному уголовному делу могут  следовать одна за другой, могут  реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут  осуществляться и не правоохранительными  органами, а другими участниками  судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять  функцию обвинения, сам подсудимый -  выполняет функцию защиты.

Некоторые одноименные функции выполняются  различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности: функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности, налоговой полиции  и др.; функцию расследования при  дознании выполняют органы милиции, безопасности, налоговой полиции, пожарной охраны и т.д.; функцию расследования  при производстве предварительного следствия выполняют следователи  прокуратуры, внутренних дел, безопасности, налоговой полиции; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным дедам, военные суды по уголовным делам, а также арбитражные суды.

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов  нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию  обязаны выполнять по существу все  без исключения правоохранительные органы. Депо в том, что осуществление  любой другой функции так или  иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов  для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо  записана, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.5

Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе органов  власти и управления. Так, Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ с системой общих и военных судов, а также  Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие  арбитражные суды представляют судебную власть в  стране - одну из трех ветвей власти. Это важно подчеркнуть, поскольку  в печати и иных средствах массовой информации иногда высказывается мнение о том, что судебная власть - это  только Конституционный Суд. Такая  трактовка субъектов судебной власти противоречит главе VII Конституции  Российской Федерации о судебной власти.

Отправление правосудия имеет приоритетное значение среди других функций. Оно состоит  в том, что суды при отправлении  правосудия являются единственными  в государстве органами, которые  по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих  процедур обжалования принимают  окончательное решение.6 Такое высокое и независимое положение судов, которое теперь, по общему правилу, не является пустой декларацией, дало повод для предложений не относить суды к правоохранительным органам. Сторонники такого подхода упускают из вида, по крайней мере, два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных не означает ни лишения его независимости, ни подчинения другим правоохранительным органам. К примеру, отнесение органов юстиции к правоохранительным органам не должно вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел и прокуратуры. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной прав. Это уже совсем лишено логики и прямо противоречит Конституции РФ. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права. И данное обстоятельство никто не оспаривает.7

В то же время нельзя отрицать, что суды, как органы одной из ветвей власти занимают среди правоохранительных органов особое место. Поэтому вряд ли было верно включать председателей  судов в число членов комитетов  по усилению борьбы с преступностью, которые были созданы в 1989г., по решению  Верховного совета СССР в районах, городах, областях (краях), республиках и СССР в целом. Сомнительно также оставление открытым по существу того же вопроса  в ст. 8 Федерального закона РФ “О прокуратуре  Российской Федерации” (председатель суда входит в состав координационного совещания при прокуратуре). По нашему мнению, председатель суда (от районного до Верховного) может приглашаться на координационные совещания при прокуроре только в качестве наблюдателя. Решения этого совещания при прокуроре не могут быть обязательны для суда не только по отдельным делам или по отдельным категориям дел, но и по более общим вопросам правовой политики. Для него во всех случаях обязательны только указания закона, который применяется в результате судебного разбирательства.

Каждой  функции соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые  предоставляются - в зависимости  от содержания функции - тем или иным правоохранительным органам. Исходя именно из этих положений, была построена правоохранительная система в дореволюционной России; в период тоталитарного режима от нее допускались серьезные, ведущие  к произволу отступления. В то время в МВД были сосредоточены: оперативно-розыскная, дознавательная и следственная функции, в значительной степени - судебная (“особое совещание”, “тройки”, “двойки”) и исполнение уголовных наказаний.

В настоящее  время уже проведены и разрабатываются  меры по разукрупнению ведомств по обеспечению общественного порядка (МВД РФ) и безопасности (бывшее КГБ). Подразделения и службы по обеспечению  безопасности уже рассредоточены в  ряде ведомств. В настоящее время (по данным Министерства юстиции РФ) в стадии интенсивной разработки находится вопрос о передаче мест заключения и исполнения наказаний  из МВД РФ в Минюст РФ.

Следственный  аппарат в настоящее время  функционирует в рамках четырех  ведомств - прокуратуры, органов МВД, ФСБ, ФСНП. При наличии необходимых  финансовых, кадровых и других средств  обеспечения, видимо, будет предпринята  проработка вопроса о сосредоточении следственного аппарата в рамках.

1.3. Основные направления  деятельности.

От функций  необходимо отличать основные направления  деятельности правоохранительных органов. Эти категории находятся в  разных плоскостях и взаимно дополняют  общую характеристику организации  и деятельности правоохранительных органов. Если функции связаны с  задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые  вытекают из правовой политики государства.8

Прежде  чем рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют  ли правоохранительные органы в политике, и если участвуют, в чем это  участие заключается. Данный вопрос возникает в связи с тем, что  в последние годы много говорится  о деполитизации правоохранительных органов. Во времена тоталитарного  режима правоохранительные органы рассматривались  в качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией  однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало  очевидно, что правоохранительные органы не могут находится под влиянием какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они  просто потеряли бы способность выполнять  возложенные на них функции и  превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных  партийных интересов. Поэтому единственно  верным выходом оказалась деполитизация  правоохранительных органов – они  должны служить государству, которое  провозглашено всенародно утвержденной Конституцией Российской Федерации, и  следовательно, руководствоваться  в своей деятельности его правовой политикой как частью социальной политики.

Исходя  из сказанного следует, что правоохранительные органы должны находится вне политики различных партий и остальных  политических групп. Но это вовсе не означает, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем:      

  • принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;    
  • совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции;    
  • установления принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение преступности и всех правонарушений;    
  • взаимодействия правоохранительных органов при выполнении возложенных на них функций;    
  • определения новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;    
  • возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;   
  • развития финансовой и иной материально-технической базы для деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.

Таковы  основные направления организации  и деятельности  правоохранительных органов, которые детализируются в различных системах правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой, процессуальной и др.) в переходный от тоталитаризма к демократии период, к сожалению, воспринятый многими гражданами как обретение неограниченной свободы действий, включая игнорирование законов, определяющих рамки законопослушного поведения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции правоохранительных органов Российской Федерации.

2.1 Судебная система Российской Федерации.

Судебная система – это совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти.

Судебная  система представляет собой сложную  организованную систему судебных органов, состоящую из отдельных подсистем. Судебная система представлена тремя  подсистемами – федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые  судьи. Система федеральных судов  представлена тремя подсистемами: Конституционный  суд РФ, подсистема федеральных судов  общей юрисдикции и подсистема федеральных  арбитражных судов.

Конституционный суд РФ – это орган конституционного контроля, предназначенный для правовой охраны Конституции России и осуществляющий судебную власть посредством конституционного производства.9

Основным  назначением конституционного контроля является выявление правовых актов  и действий государственных органов  и должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а  также принятие мер по устранению выявленных отклонений.

К задачам  Конституционного Суда РФ относятся: защита основ конституционного строя, прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия конституции  РФ на всей территории РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются  в качестве высшего органа судебной власти по защите конституционного строя. Они проверяют конституционность  законов и нормативных правовых актов, разрешают споры о компетенции, дают толкование конституции, рассматривают жалобы граждан на нарушение конституционных прав.

Мировые судьи субъектов РФ – судьи общей юрисдикции – рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Целью возрождения института мировых судей является обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение процедуры рассмотрения несложных дел.

Мировые судьи могут рассматривать уголовные  дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено  небольшое наказание, дела о расторжении  брака, незначительные дела по имущественным  спорам, дела об административных правонарушениях  и иные дела, отнесенные к их компетенции.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам применения судебной практики. Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции.

Информация о работе Правоохранительные органы РФ - основные положения