Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:12, курсовая работа
в данной работе будут решены следующие задачи:
- будут рассмотрены основные теоретические аспекты, отражающие суть правоохранительных органов и позволяющие более чётко понять изучаемую проблему;
- будут исследованы и проанализированы статистические данные по исследуемой теме;
- будут установлены основные проблемы правоохранительных органов в Кировской области;
- будут предложены собственные пути решения существующих проблем.
Введение 3
1. Теоретические аспекты
1.1 Понятие, принципы правоохранительных органов 5
1.2 Функции правоохранительных органов 8
1.3 Основные направления деятельности 13
1.4 Система правоохранительных органов 16
2. Правоохранительные органы Кировской области
2.1 Федеральная служба судебных приставов по 19
Кировской области
2.2 Арбитражный суд Кировской области 21
2.3 Прокуратура Кировской области 23
2.4 УФНС по Кировской области 25
2.5 Иные правоохранительные органы 27
3. Основные проблемы правоохранительных органов 30
Кировской области и пути их решения
Заключение 49
Список литературы 50
Как одну из причин преступности среди правоохранителей необходимо отметить действующие установки по ведению дел. Часто руководство ставит перед исполнителями такие задачи по оперативности расследований, выполнить которые, не нарушив законов или, как минимум, процедурных правил, фактически невозможно. Начальствующий состав отделений полиции придерживается той точки зрения, что четкая и ответственная работа в дежурные сутки – залог и раскрытия преступления, и высокого качества следствия. «Все возможное пытаются сделать на допросах, очных ставках, опознаниях, вплоть до предъявления обвинения. Это, во-первых, способствует установлению истины по уголовному делу, исключает сговор подозреваемого и его близких со свидетелями с целью искажения реальных обстоятельств, помогает легко воспроизвести детали сообщений, которые еще не стерлись из памяти, а, во-вторых, дает немалую экономию процессуальных сроков».
С одной стороны, логика ясная, с другой стороны, известно, что большое количество правонарушений со стороны правоохранителей совершаются именно сразу после задержания, когда человек оказывается в отделении. Стремление в краткие сроки раскрыть преступление и предъявить обвинение, боязнь контактов задержанного с внешним миром провоцирует на спешный и поверхностный характер ведения работы, иногда на выбивание показаний, сопровождающееся физическим и психологическим давлением.
Если
попытаться свести основные причины, то
получиться следующий перечень:
• нарушение гарантий защиты сотрудников;
• морально-психологический климат в
коллективе, служебная дисциплина (44% уволившихся);
• низкий уровень мотивационной готовности
кандидатов к службе в органах внутренних
дел;
• недостаточный уровень адаптации молодых
сотрудников к условиям служебной деятельности;
• низкий уровень профориентационной
организации работы;
• низкий уровень зарплаты;
• нестабильность/сменяемость руководящего
состава;
• молодые сотрудники жалуются на плохое
знание своих должностных обязанностей.
Эти причины во многих случаях действуют взаимосвязано и обуславливают совершение правонарушений.
Что касается последнего из перечисленных факторов, то часто можно встретить в качестве объяснения неправомерного поведения «ложно понятый долг». Вполне возможно, что если существует проблема «плохого знания своих должностных обязанностей», а также неукорененность норм, содержащихся в Кодексе чести рядового и начальствующего состава МВД, то возникают ситуации профессиональной дезориентации, приводящие к правонарушениям. Но чаще понятие «ложно понятого долга» используется как универсальное объяснение, а в условиях дефицита ресурсов (финансовых, кадровых, материальных и пр.) и как оправдание правонарушений.
Эксперты, связанные с МВД, считают, что «… в настоящее время среди сотрудников существует твердое мнение в том, при исполнении служебных обязанностей допустимо нарушать закон. Так как в современных условиях сплоченности и организованности преступности, активного противоборства преступников правоохранительным органам раскрыть сложное преступление и привлечь виновных к уголовной ответственности не нарушив закон невозможно».
Тарасов Н.В., исследователь преступности в правоохранительных органах, придерживается мнения, что необходимо четко разделять условия и мотивы совершения преступлений. Он считает, что основными мотивами преступного поведения являются психологические особенности личности. «Мотивы преступлений коренятся в сознании виновных и определяют направленность и характер действий» .
Уверенность
в безнаказанности, вседозволенности,
финансовые проблемы, социально-бытовая
неустроенность – наиболее распространенные
на данный момент условия совершения
преступлений, те обстоятельства, которые
ускоряют реализацию преступных действий.
Условия совершения преступлений – это
именно те обстоятельства, существование
или отсутствие которых зависит от эффективного
управления. Условия поддаются изменению,
мотивы – требуют более кропотливой работы.
В хорошо работающей правоохранительной
системе должны быть созданы такие условия,
которые препятствовали бы реализации
преступных мотивов.
Что касается мотивов преступного поведения, то автор считает важным разделять мотивы «профессиональных» или «служебных» преступлений и «общеуголовных». Такое разделение представляется целесообразным, так как позволяет отчетливее понять причины произвола правоохранительных органов. Например, такие мотивы «служебных» преступлений как стремление выглядеть профессиональными в своей работе, добиться лучших результатов на службе приводит к грубым недозволенным методам работы, к насилию.
Тарасов приводит следующую статистику по опрошенным осужденным сотрудникам МВД:
Служебные»
преступления против правосудия (превышение
должностных полномочий, преступление
против правосудия: принуждение к дачи
показаний, привлечение заведомо невиновного
к уголовной ответственности, незаконное
освобождение от ответственности, фальсификация
доказательств):
Мотив – Доля от осужденных
• «выслужиться» – 43,7%
• корысть – 20,3%
• карьеризм, стремление продвинуться
по службе – 8,6%
• показать свое превосходство над другими
людьми – 8,5%
• под давлением или по примеру своих
коллег – 4,7%
• отомстить кому-либо – 4,3%
• скрыть ранее совершенное преступление
– 4,2%
• затруднились ответить – 9,9%
Внешние
по отношению к правоохранительным
органам эксперты склонны возлагать
надежды на реформирование структуры.
Но по данным внутреннего исследования
(экспертный опрос МВД) 42% опрошенных
считают, что реформы могут только усугубить
состояние с преступностью среди правоохранителей.
При этом никаких конкретных мер взамен
реформирования не предлагается.
Внешние факторы и
правовая база
Давая негативную оценку современной работе правоохранительных органов, большинство авторов обосновывают тезис о том, что изменение ситуации в лучшую сторону зависит от внешних по отношению к правоохранительной сфере факторов. Иногда речь идет и о таких отдаленных влияниях, как работа СМИ, которые «навязывают мысль о непобедимости преступности». Нередко подчеркивается превалирующее влияние общей социальной, экономической и политической необустроенности в стране, что, конечно же, нельзя не брать в расчет, так как милиция и другие организации правоохранительной сферы системно включены в функционирование общественных институтов. Но было бы грубым упрощением сводить все проблемы правоохранительной сферы к криминализации общественных отношений. Во всяком случае, преступления против личности не имеют прямой и жесткой зависимости от состояния экономики.
Одной из причин произвола называется ведомственное правотворчество. Закон не имеет практической реализации, пока не приняты подзаконные правовые акты, которые иногда извращают содержание самого закона. В результате закон обессмысливается и девальвируется.
По данным Института государства и права РАН, четверть всех нарушений законности в правоохранительной деятельности (преступления со стороны сотрудников полиции) в стране происходит из-за несовершенства законодательных актов, их неполнотой, неясностью, противоречивостью.
«Порочная практика, согласно которой закон не действует до тех пор, пока не обрастет ведомственными и инструктивными документами, зачастую извращающими изначальный смысл законов, приводит к неверию в закон, создает атмосферу произвола, злоупотреблений, роста правонарушений со стороны самих сотрудников ОВД – в конечном итоге к нарушению прав человека и гражданина».
Помимо ведомственных документов, зачастую противоречащих между собой, исследователи говорят о проблеме приказного своеволия. Но Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка запрещает исполнение незаконных приказов вышестоящего начальства. Если приказ (в устной или письменной форме) противоречит закону, у рядового сотрудника милиции существует законные основания отказаться от исполнения этого приказа. Но в УК остается статья (ст. 42 УК РФ), подразумевающая уголовное наказание за неисполнение приказа. Сотрудники правоохранительных органов оказываются в противоречивой ситуации, когда действуют взаимоисключающие правовые акты.
Одним из наиболее негативных следствий приказного своеволия является профессиональная деформация сотрудников правоохранительной службы, являющаяся результатом социализации и освоения действующих на практике методов работы. Начиная работать в системе правоохранительных органов, сотрудник оказывается в системе сверхдисциплины, которая держится на приказах. Последние не обсуждаются, а требуют неукоснительного исполнения. Но иногда административно-приказное своеволие подменяет закон.
«… чаще всего именно молодые государственные служащие, недостаточно знакомые с культурой и этикой служебных отношений, подвергаются профессиональной деформации, могут проявлять грубость, устанавливать сомнительные связи с «нужными людьми», совершать коррупционные деяния и т.п.».
Существует
реальная опасность изменений в
мировоззрении личности. Образовывается
глубокий разрыв между идеальным
набором качеств и реально
существующими сотрудниками – носителями
этих качеств. Типичным проявлением
профессиональной деформации является
злоупотребление служебным положением,
совершение различного рода правонарушений
и нарушений законности при исполнении
служебных обязанностей и как крайняя
форма – совершение преступлений.
Экстремальные ситуации в органах, например,
связанные с личностными качествами сотрудников,
воевавшими в Чечне, могут также провоцировать
произвол. Речь не идет о нарушениях закона
в своей каждодневной работе в органах
со стороны ветеранов чеченского конфликта,
а о той атмосфере, которая создается психически
травмированными людьми.
Финансовое и материально-техническое
положение дел в службе
Многие
исследователи, не только связанные
с правоохранительными
• невозможность найти более приличную
и оплачиваемую работу
• размер зарплаты
• наличие льгот.
Тем
не менее, финансовое и материально-техническое
положение дел в
В тоже время о профессиональном мастерстве сотрудников можно говорить только после 8-9 года службы. Поэтому формирование профессионального состава остается актуальной проблемой, и многими исследователи рассматривается как одна из насущных задач в целях противодействия преступности правоохранителей.
Уровень
профессионализма зависит от уровня
правовых знаний и развития правовой
культуры. С точки зрения сотрудников
милиции, состояние правовых знаний остается
недостаточным для профессиональной работы.
Около 30-35%% отметили, что уровень правовых
знаний не отвечает требованиям. Отметим,
что специалисты, связанные с правоохранительной
службой в качестве самостоятельной причины
произвола сотрудников правоохранительных
органов фиксируется дефицит правовых
знаний, правовую безграмотность правоохранителей.
Заключение
Изменения
в правоохранительной сфере, по мнению
экспертов, связанных с МВД, зависят
от государства и его политики в отношении
правоохранительных органов. Отчасти
это верно, но перечисленные в статьях
этих же специалистов мотивы и условия
совершения преступлений, причины произвола
правоохранительных органах, во многом
зависят от самостоятельных причин, имеющих
отношение именно к правоохранительной
системе. Например, желание сотрудника
выглядеть профессионалом и улучшить
отчетность. Решение такого рода проблем
в первую очередь зависит от руководства
правоохранительного учреждения.
«Только при соответствующей государственной
политике на признание общечеловеческих
ценностей соблюдение прав человека как
принцип деятельности милиции может стать
реальным, объективно действующим»[30].
Остается неясным, что значит «соответствующей»
и что в статьях специалистов подразумевается
под «насколько государство может обеспечить
реализацию представлений о необходимых
нравственных и профессиональных ценностях
сотрудников милиции?». Авторы не говорят
конкретно, как государство должно реализовывать
представления о профессиональной нравственности
и что конкретно в этом отношении ждут
от государства правоохранительные органы.
Список литературы
1. www.kirov.arbitr.ru
2. www.prokuratura-kirov.ru
3. www.uvd.kirov.ru