Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:21, курсовая работа
Целью работы является уточнение сущности правовой культуры.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть структуру правовой культуры;
- определить понятие виды правовой культуры;
- рассмотреть механизм формирования правовой культуры.
Объект исследования – система отношений связанных с правовой культурой.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ 5
2. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ 9
3. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ 5
2. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ 9
3. МЕХАНИЗМ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Понимание правовой культуры связано как с рядом теоретических вопросов (уточнение терминологического аппарата «культура» и «правовая культура», выделение основных подходов к исследуемому явлению), так и с процессами, происходящими в обществе (изменение ценностей, способа деятельности, качества жизни). Мы полагаем, что вышеизложенное формирует единый комплекс, состоящий из различных подходов, объединенных стремлением исследователей раскрыть такое явление, как правовая культура.
Правовая культура
– это проявление правовой образованности
гражданина. Культура как собирательное
понятие имеет множество
Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры и, прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура – важнейший элемент правовой системы общества.
В настоящее время большинство современных ученых различных научных направлений полагают, что для более детального исследования феномена правовой культуры требуется изучение ее понятийно-категориального аппарата, который включает в себя виды, структуру (как совокупность структурообразующих элементов), типы и уровни. Это мы и попытались сделать в курсовом исследовании.
Целью работы является уточнение сущности правовой культуры.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть структуру правовой культуры;
- определить понятие виды
- рассмотреть механизм формирования правовой культуры.
Объект исследования – система отношений связанных с правовой культурой.
Предметом исследования является правовая культура как проявление правовой образованности гражданина.
Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности правовой культуры. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Одной из актуальных проблем в теории права является проблема правовой культуры. Что представляет собой данный феномен правовой реальности, как он взаимодействует и соотносится с другими элементами правовой реальности, какова его структура и функции, каким образом осуществляется трансляция правовой культуры, какие факторы влияют на нее — на эти вопросы призвана ответить теория государства и права.
В юридической науке выделяют несколько концепций правовой культуры:
а) антропологическая (все то, что создано человеком в правовой сфере);
б) социологическая (система принятых в данном обществе правовых норм, целей, ценностей, идеалов);
в) философская (способ бытия человека в правовой реальности)1.
На наш взгляд, правовая культура — это элемент правовой системы, представляющий собой социальный феномен, отражающий, порождающий и моделирующий правовую жизнь во всем ее многообразии.
Каким же образом правовая культура соотносится с правовой реальностью? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо рассматривать правовую реальность в определенном деонтологическоонтологическом пространстве, полюсами которого выступают: норма — факт; цель — действие; ценность — предмет; идеал — действительность2.
Каждая из этих
осей порождает свое пространство,
в рамках которого происходит осмысление
правовой реальности. Ось «норма —
факт» порождает парадигму
Для того чтобы «войти» в парадигму правовой культуры, необходимо использовать ось «ценность — предмет». Порождаемое ею пространство образует социокультурное пространство права, или пространство правовой культуры. Объекты правовой реальности могут выступать элементами правовой культуры только потому, что они, во-первых, обладают для субъекта правовой культуры определенной ценностью, а во-вторых, имеют определенные границы и существуют в пространстве и времени. Таким образом, к объектам правовой культуры относятся только те объекты правовой реальности, которые представляют определенную ценность для субъекта права. По нашему мнению, объект правовой реальности обладает ценностью для субъекта права, если оказывает влияние на поведение субъекта права в общественных отношениях, входящих в предмет правового регулирования3.
Следующей характеристикой правовой культуры является ее форма — способы внешнего выражения и существования правовой культуры и ее культурных элементов. Можно выделить три формы правовой культуры:
а) материальная (письменные памятники права, действующие нормативные акты, международные договоры, акты правоприменения, договоры, иные писаные документы);
б) организационная (действия и деятельность субъектов права, имеющие юридическое значение);
в) духовная (идеологемы (идея классового права, идея естественного права, утилитаристская концепция права, идея божественного происхождения государства и т. д.), мифы, учения, концепции, доктрины и т. д.)4.
Структура правовой культуры во многом зависит от того, какой концепции мы придерживаемся. Исходя из антропологической концепции, элементами правовой культуры можно считать любые объекты, созданные человеком в правовой сфере: законодательство, обычаи, правовые доктрины, юридические учреждения и т. д. Если взять за основу социологическую концепцию, элементами правовой культуры будут правовые нормы, ценности и цели. Если придерживаться философской концепции, то элементами правовой культуры будут способы бытия человека в правовой реальности: в качестве субъекта правотворчества, реализации, применения и толкования права. Структура правовой культуры — это ее внутреннее строение, т. е. расположение элементов правовой культуры и связей между ними.
Элемент правовой культуры — это любое правовое явление, участвующее в осуществлении функций правовой культуры и характеризующее ее особенности. В свою очередь, все элементы правовой культуры делятся на материальные (юридические документы), организационные (юридически значимые действия субъектов права) и духовные (идеологемы, мифы, доктрины, концепции, учения, идеологии и т. д.)5.
Такое понимание правовой культуры позволяет отличить ее от правосознания, которое включает в себя правовую идеологию и правовую психологию.
Правовая культура
активно взаимодействует с
Основные направления воздействия правовой культуры на социальную действительность и есть функции правовой культуры.
К числу основных функций можно отнести:
а) отражательную (правовая культура отражает существующую правовую реальность и наоборот);
б) моделирования (правовая культура во многом определяет поведение субъектов права, предлагая, а подчас навязывая им исторически выработанные модели поведения);
в) селективную (любое явление правовой действительности проходит через своеобразное сито правовой культуры, т. е. посредством правовой культуры осуществляется отбор тех или иных правовых норм, институтов и т. д.);
г) генетическую (правовая культура порождает правовую реальность);
д) регулятивную (правовая культура и ее элементы подчиняют поведение и деятельность субъектов права не только определенным правовым нормам, но и правовым ценностям, стереотипам и идеалам);
е) правовой идентификации (правовая культура во многом определяет тот или иной тип правовой системы и всякий раз его подтверждает, не давая правовой системе преобразоваться из одного типа в другой);
ж) правовой социализации (правовая культура способствует выработке тех или иных социально-правовых свойств личности)6.
В теории права можно выделить различные виды правовой культуры в зависимости:
а) от принадлежности (правовая культура общества; правовая культура личности; правовая культура группы лиц);
б) уровня развития (традиционная правовая культура; правовая культура модерна; правовая культура постмодерна);
в) особенностей взаимодействия правовой культуры с другими правовыми культурами (открытая правовая культура; закрытая правовая культура; смешанная правовая культура).
При этом правовая культура общества, группы лиц или личности — это элементы правовой системы, представляющие собой социальный феномен, отражающий, порождающий и моделирующий соответственно правовую жизнь общества, группы лиц или личности во всем ее многообразии7.
В основе традиционной правовой культуры лежит традиция, заложенная тысячелетия назад, господство авторитета, социально-правовая иерархия. Объем полномочий и, соответственно, обязанностей возрастает по мере повышения уровня социальной иерархии. Имеет место социальная солидарность членов того или иного сообщества. Принцип равенства не признается. Любое сопротивление образцам традиционной правовой культуры подавляется, вплоть до изгнания из общества. Данный тип правовой культуры является монопольным. Плюрализм правовых культур не допускается8.
Правовая культура модерна базируется на идее человека как устроителя Вселенной, поэтому в ее основе лежит идея прав человека, свободы индивидуума, справедливости, а посему происходит отрицание системы иерархических привилегий, признание формального равенства людей. Общество в этом случае свой тип культуры ставит выше других ее типов.
Правовая культура постмодерна пока только формируется. Для нее характерен правовой плюрализм и признание необходимой свободы индивидуума, многообразия правовых культур, концепций, течений. Правовая культура постмодерна напоминает ризому, т. е. множественность правовых культур в одном обществе, утрату иллюзий универсальности правового развития, отказ от идей правовых универсалий, преувеличения роли случая в детерминации правовых процессов.
Для открытой правовой культуры характерно активное взаимодействие с другими видами правовой культуры, обмен культурными элементами и образцами. Данный тип правовой культуры более других склонен к изменениям, сохраняя при этом свою самобытность. Иные культуры рассматриваются как дружественные или нейтральные.
Закрытая правовая культура характеризуется изолированностью от других типов культуры, отсутствием обмена или очень слабым обменом с другими элементами. Данный тип правовой культуры не склонен к изменениям, любые новшества, идущие извне, воспринимаются как попытки разрушения правовой культуры, и потому отвергаются. Иные правовые культуры рассматриваются либо как нейтральные, либо как враждебные9.
Смешанная правовая культура избирательно взаимодействует с другими правовыми культурами. Обмен культурными образцами, как правило, имеет односторонний характер. Правовые культуры (смешанного или закрытого типа) рассматриваются как дружественные или нейтральные, а правовые культуры открытого типа расцениваются как враждебные, опасные. Тем не менее смешанные правовые культуры чаще всего взаимодействуют с открытыми правовыми культурами, хотя и крайне неохотно. Здесь господствует идея превосходства смешанной культуры (своей) над всеми другими культурами. Именно смешанная правовая культура характерна для России.
Правовая культура как феномен правовой реальности нуждается в воспроизводстве, что достигается благодаря социокультурному механизму трансляции правовой культуры, представляющему собой систему социальных и культурных средств, при помощи которых формируются и транслируются образцы правовой культуры.
К числу основных элементов этого механизма относятся:
а) источники права;
б) общественная среда;
г) социокультурная таблица;
д) средства трансляции;
е) продукт правовой культуры;
ж) культура правотворческого органа;
з) культура правоприменительного органа; и) культура субъектов реализации права10.
Анализ данного механизма показывает, что нормы, содержащиеся в источниках права, посредством информационного правового воздействия направляются в социальную среду, где просеиваются через социокультурную таблицу, транслирующую только те нормы, которые соответствуют ценностям общества, закрепленным в ней. Благодаря средствам трансляции правовой культуры мы получаем так называемые культурные элементы. Те же средства трансляции формируют культуру правотворческого органа, которая проявляется в законах и других нормативных правовых актах, направляемых во внешнюю среду.