Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:48, реферат
Социальная культура – это система социально-значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений идей, верований и традиций, общих для людей, связанных с определённым образом, социально приобретённых, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.
1. Введение 3
2. Языковая история культуры. 5
3. Культура как объект социального познания. 7
4. Основные элементы культуры. 8
5. Типы и взаимодействие культур .Субкультура, контркультура, этноцентризм и культурный релятивизм. 15
6. Культуры в жизни общества. 19
7. Виды культуры. 22
8. Вывод 25
9. Список литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРОЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное
учреждение среднего
профессионального
образования “Барнаульский
государственный
профессионально
– педагогический
колледж ”
Специальность:080110”Экономика
и бухгалтерский
учет”
Реферат
Тема: Культура в общественной системе.
Дисциплина: Основы
социологии и политологии.
Студентка: Март
В.С.
Преподаватель: Супрун Т. А.
Оценка
дата
Барнаул 2009
Содержание:
Введение
Социальная культура – это система социально-значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений идей, верований и традиций, общих для людей, связанных с определённым образом, социально приобретённых, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.
Если речь идёт о культуре не всего общества, а его части, тогда нередко используют и понятие субкультура. Это может быть культура какой-либо социальной группы или общности. В каждом отдельном обществе, помимо общей для всех или большинства доминирующей культуры, может существовать и действительно существует несколько, и даже десятки субкультур. Например, в российском обществе в рамках общероссийской культуры существует татарская, башкирская, чувашская, якутская и др., культуры как её субкультуры; особые культуры православных, мусульман, буддистов и др., так же, как субкультуры российской культуры. Однако из разновидностей субкультуры, выступает контркультура, как культурной или иной частью общества (оппозиционной части молодёжи, преступного мира и др.) противостоящая доминирующей культуре общества в целом.
Наряду
со знаниями частью социальной культуры
являются социальные ценности и нормы.
Социальные ценности – продукт
социального взаимодействия людей
и их групп, в процессе которого обнаруживается
способность того или иного социального
явления или процесса удовлетворять
потребности, и интересы, желания
личности, социальной группы или общества
в целом и происходит её оценка.
Именно они позволяют каждому
члену общества понять и усвоить,
что в нём признаётся добром, а
что злом; какие черты поведения
личности принимаются, одобряются и
насколько, а какие и насколько
осуждаются. Конечно, не все люди в
одном и том же обществе привержены
одним и тем же ценностям, одинаково
понимают и принимают принципы добра,
равенства, справедливости, свободы, братства
и т. д. Одни – сторонники коллективизма,
другие– индивидуализма для одного
главное в жизни – карьера,
для другого – богатство, для
другого честность и
Социальные нормы – это более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, социальные отвечают на вопрос, как относится к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Так, в демократическом обществе мир, свобода, равенство и братство людей, их честь достоинство, социальная справедливость, солидарность, гражданский долг, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.
Социальные
нормы производны от социальных ценностей
и основываются на них. Социальные нормы
– это правила поведения, ожидания
и стандарты, регулирующие поведение
людей, общественную жизнь в соответствии
с ценностями. Определённой культуры
и определяющие стабильность и целостность
общества. Соблюдение этих норм обеспечивается
в обществе обычно путём применения
социальных поощрений и социальных
наказаний, т. е. позитивными и негативными
санкциями, выступающими как более
конкретный, прямой и непосредственный
элемент в структуре социальной
регуляции. Особенно важно для ценностно-
1.Языковая
история культуры.
Культура - одно из двух трёх самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.
О
том, как формировались и
Во всех случаях раннего употребления слово culture означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, животных и растений.
Это привело к появлению дополнительных значений слова, таких как англ. Coulter - лемех, происходящее от латинского culter, обозначающего то же орудие. Дальнейшая эволюция связана, очевидно, с перенесением представлений о культивировании, возделывании естественных процессов на человеческое развитие, причём агрикультурный, сельскохозяйственный долгое время сохраняется. Так Френсис Бекон говорил о »культуре и удобрении умов».
Два момента нужно отметить особо. Во-первых, метафора становиться всё более привычной, пока, наконец, такие термины, как культура ума, не начали восприниматься прямо и непосредственно, а не в переносном смысле; во-вторых, слово культура относящееся к частным процессам, всё чаще использовалось при характеристике процессов развития и совершенствования вообще, что означало универсализацию термина. Именно на этом рубеже XVII- начале XIX веков и началась многообразная и запутанная современная история слова культура.
Тогда же, в конце XVIII - начале XIX сформировалось устойчивое значение самостоятельного термина цивилизация. Это слово происходит от латинского Civis - гражданин и Civilis, принадлежащий к гражданину. В результате довольно долгой эволюции оно стало выражать смысл исторического процесса и его достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка. В то же время во Франции, а затем в Англии оно стало использоваться во множественном числе - стали говорить о цивилизациях.
Примерно те же процессы (правда, с определёнными задержками) отмечаются и в русском языке. Само слово культура впервые зарегистрировано в Карманном словаре иностранных слов, но особого применения не имело, и не встречалось даже у властителей дум. Но уже в 60-е годы оно полноправно обосновывается в словарях русского языка, а в 80-е получает широкое распространение. Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание, образование умственное и нравственное.
Подобным же образом и термин цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими переводными книгами. В XX века в России под словом цивилизация стало пониматься общее состояние общества или даже уровень воспитания или конкретных персон, противопоставляемое дикости или варварству.
Попытаемся подвести итог лингвистического развития слова культура в современных языках:
Перечисленные значения слова культура связаны между собой частично по происхождению, частично по смыслу.
Существует ряд дисциплин, сосредоточившихся на описании и анализе культуры и культур. Это этнология, этнография, культурная и социальная антропология, культурологи, социология культуры и философия культуры.
Этнография и этнология должны сосредотачиваться на описании народов (этносов) Земли, а культурная и социальная антропология должны заниматься исследованием культур разных народов, поскольку физический аспект этносов изучает физическая антропология. Различия культурной антропологии и социальной так же не велики. Фактически эти дисциплины имеют один и тот же предмет и ту же методологию.
Можно сказать, что этнология, этнография, культурная и социальная антропология - это систематически сравнительные науки о культурах разных обществ и разных эпох, основывающиеся, прежде всего на сборе и анализе эмпирического материала. Различия между ними в этой мере, в какой они вообще существуют (это, скорее, различия между школами и отдельными исследователями в рамках из каждой дисциплин), состоят в уровне абстракций при анализе явлений культуры.
Американские антропологи дают такое
определение культуры: культура в самом
широком смысле слова - это то, из-за чего
ты становишься чужаком, когда покидаешь
свой дом.
2.Культура
как объект социального
познания.
Термин “культура” латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы и ее обрабатывания. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые названы естественными причинами. В дальнейшем слово “культура” получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура представляет как сотворенная человеком “вторая природа” надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства.
В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетическую, не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которое они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что “культура – это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой”.