Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 14:01, курсовая работа
Цель исследования: изучить технологии психологического воздействия на групповое сознание в рамках прошедшей недавно предвыборной компании на Украине по выборам президента.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические и методологические подходы к определению и объяснению факторов психологического воздействия;
2) выявить эффективные формы психологического воздействия в современных условиях развития политических процессов в России;
3) исследовать психологические факторы образования политических предпочтений в ходе избирательных кампаний;
4) выявить и оценить степень и критерии успешности формирования, проявления и изменения социальных представлений;
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Сущность психологического воздействия
1.2. Технологии психологического воздействия на массовое сознание
Глава 2. Применение технологии психологического воздействия в период предвыборной компании по выборам президента
2.1. Современные политические процессы на Украине
2.2. Анализ предвыборных технологий кандидатов на пост президента Украины
Заключение
Список литературы
Применение
технологии психологического
воздействия в
период предвыборной
компании по выборам
президента (курсовая)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Сущность психологического воздействия
1.2. Технологии
психологического воздействия
Глава 2. Применение технологии психологического воздействия в период предвыборной компании по выборам президента
2.1. Современные
политические процессы на
2.2. Анализ предвыборных технологий кандидатов на пост президента Украины
Заключение
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Характерной тенденцией
происходящих в последние годы политических
процессов все более явственной
становится их психологизация. Она
выражается, с одной стороны, в
доминировании
Пестрота и неоднозначность политических программ и лозунгов дезориентирует людей, осложняет возможность их социальной и политической ориентации, и часто приводит к аполитичности, безразличию, апатии.
В этих условиях
тем более актуальным становится
научный анализ проблемы психологического
воздействия на массовое сознание в
различных сферах жизнедеятельности
общества, прежде всего в политической,
где применяются разнообразные
методы информационного, психологического,
технологического прессинга. С особой
остротой это проявляется в обстановке
выборных политических процессов, которые
с высокой степенью точности отражают
соотношение политических сил, уровни
активности отдельных граждан и
социальных групп. Субъекты власти и
различные политические движения стремятся
не только иметь наиболее полную и
достоверную информацию о массовых
социально-психологических
Богатый теоретический
материал, использованный в данной
работе, содержится в работах отечественных
политических психологов и социологов:
Г.В. Голосова, Е.В. Егоровой-Гантман, О.П.
Кудинова, А.В. Овруцкого, Д.В. Поспелова,
Г.Г. Почепцова, Н.С. Павловой, Е.Б. Шестопал,
исследовавших политические процессы
на примере избирательных
Объект исследования: предвыборная компания по выборам президента Украины.
Предмет исследования: технологии психологического воздействия в период предвыборной компании по выборам президента Украины.
Цель исследования: изучить технологии психологического воздействия на групповое сознание в рамках прошедшей недавно предвыборной компании на Украине по выборам президента.
Задачи исследования:
1) проанализировать
теоретические и
2) выявить эффективные
формы психологического
3) исследовать
психологические факторы
4) выявить и
оценить степень и критерии
успешности формирования, проявления
и изменения социальных
Для написания дипломной работы нами использовались следующие методы исследования:
1) изучение, обработка
и систематизация
2) эмпирические
наблюдения: формально-логические - индуктивные,
дедуктивные, традуктивные
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.
Сущность психологического
воздействия
С глубокой древности
проблема воздействия людей друг
на друга с целью изменения
их общественного поведения
С середины XIX века начинается период научного осмысления проблем феномена влияния и психологического воздействия, особенно таких его видов как внушение, убеждение, заражение, подражание. Этот этап совпал с выделением социальной и политической психологии в самостоятельное направление психологии, что было связано с именами Г. Тарда, Г. Лебона и других известных авторов. Существенный вклад внес на рубеже XIX-XX вв. известный русский ученый В.М. Бехтерев.
В настоящее время особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей. В равной степени важно грамотное использование методов психологического воздействия (воспитательных, управленческих, пропагандистских, психокоррекционных и т.п.), осуществляемых в различных формах (массовых, групповых, межличностных, индивидуальных и т.п.) с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение, внушение, заражение и т.п.). Каждый из этих видов воздействий, обладая своей спецификой и возможностями, получает полное и эффективное воплощение только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых данные воздействия осуществляются, и зависит от точной их инструментовки в конкретных обстоятельствах.
Проблема воздействия (что не всегда осознается) занимает особое место в психологической науке, поскольку именно в ней наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением психическими явлениями. Именно в проблематике психологического воздействия рельефно выражена связь запросов и требований социального заказа сегодняшнего дня, общественной практики и потребности развития психологической науки в целом.
Результатом психологического
воздействия на отдельного человека
или массу людей является изменение
его субъективных характеристик (потребностей,
установок, отношений, способностей, деятельности,
поведения и т.п.). Поэтому с
точки зрения прогрессивного развития
общества важно, чтобы этого рода
воздействие способствовало бы всестороннему
развитию личности, формированию ее высоких
нравственных качеств, раскрытию ее
творческих потенциалов, возможности
постоянного
В политической
сфере актуальна проблема обеспечения
гарантий самостоятельного, рационального
политического выбора, способствующего
демократическому ходу развития политического
процесса. Однако, теория и практика
показывают, что далеко не всякое воздействие
может оказывать позитивное влияние.
Основные проблемы как раз и связаны
с недостаточной выраженностью
или отсутствием навыков
1.2.
Технологии психологического
воздействия на
массовое сознание
Как известно,
люди становятся более внушаемы, когда
они образуют толпу, массу. Сегодня
речь идёт преимущественно о «
Технология политической манипуляции предполагает следующие моменты:
1) внедрение
в сознание под видом
2) воздействие
на болевые точки
3) реализацию
неких замыслов и скрываемых
целей, достижение которых
Для укоренения социальных мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов и стратегий воздействия на сознание масс. К ним относятся не только прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, но и более тонкие, рафинированные способы: полуправда (чтобы обеспечить доверие), наклеивание ярлыков и др. Но самый распространенный метод – это политическая пропаганда.
Стратегии политической
пропаганды предназначены для превращения
индивидов в толпу и вовлечения
их в определённую деятельность. Пропаганда
предполагает наличие массовой аудитории,
прочно ориентированной на определённые
стереотипы, и преодолеть критический
настрой аудитории можно
Следуя этому убеждению можно сделать вывод: пропагандист, представляя идею, использует научные термины, обосновывает и доказывает свою теорию, основываясь на разумные, логические доводы; а агитатор выбирает некоторые легко постигаемые эмоциональные факты и с их помощью работает над чувствами масс.
Согласно определению Г. Блуммера, «пропаганда может пониматься как умышленно спровоцированная и направляемая кампания с целью заставить людей принять точку зрения, настроение или ценность, и её особенность состоит в том, что, стремясь достичь эту цель, она не предоставляет беспристрастного обсуждения противоположных взглядов. Цель доминирует, а средства подчинены этой цели» (Блуммер Г. Коллективное поведение // сб. Психология масс. – Самара, 1998. – С..562.).
Он отмечает,
что первичной характеристикой
пропаганды является попытка добиться
принятия какой-то точки зрения не на
основе её достоинств, а апелляцией
к каким-то иным мотивам. Именно эта
черта делает пропаганду подозрительной.
В сфере общественной дискуссии
и общественного обсуждения пропаганда
функционирует с целью
По мнению многих исследователей, имеется ряд правил, которые обычно применяются в пропаганде. Во-первых, конечно же, чтобы привлечь желаемую точку зрения или установку, необходимо привлечь к ним внимание людей. Во-вторых, объект, на который желательно обратить интерес, должен быть преподнесён в благоприятном и привлекательном свете, как, например, в рекламе. В-третьих, образы, используемые для влияния на людей, должны быть простыми и отточенными. В-четвёртых, необходимо постоянное повторение лозунгов, призывов или представляемых образов. В-пятых, лучше всего не спорить, а просто твердить одно и то же вновь и вновь. Такая простая техника считается особенно эффективной применительно к большей массе людей, так как учитывает и использует закономерности массовой психологии.
Можно выделить три основных способа, которыми пропаганда, как правило, достигает своей цели:
1) простая подтасовка
фактов и предоставление
2) использование
модели «внутри группы / вне группы».
Так как каждая из групп
стремится воспитать установки
преданности и альтруизма у
своих членов и вселить в
них резкие чувства ненависти
и вражды к чужакам, то