Применение технологии психологического воздействия в период предвыборной компании по выборам президента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить технологии психологического воздействия на групповое сознание в рамках прошедшей недавно предвыборной компании на Украине по выборам президента.

Задачи исследования:

1) проанализировать теоретические и методологические подходы к определению и объяснению факторов психологического воздействия;

2) выявить эффективные формы психологического воздействия в современных условиях развития политических процессов в России;

3) исследовать психологические факторы образования политических предпочтений в ходе избирательных кампаний;

4) выявить и оценить степень и критерии успешности формирования, проявления и изменения социальных представлений;

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования

1.1. Сущность психологического воздействия

1.2. Технологии психологического воздействия на массовое сознание

Глава 2. Применение технологии психологического воздействия в период предвыборной компании по выборам президента

2.1. Современные политические процессы на Украине

2.2. Анализ предвыборных технологий кандидатов на пост президента Украины

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.10 Кб (Скачать документ)

Применение  технологии психологического воздействия в  период предвыборной компании по выборам  президента (курсовая)  

  СОДЕРЖАНИЕ   

Введение

Глава 1. Теоретические  основы исследования

  1.1. Сущность  психологического воздействия

  1.2. Технологии  психологического воздействия на  массовое сознание

Глава 2. Применение технологии психологического воздействия  в период предвыборной компании по выборам  президента

  2.1. Современные  политические процессы на Украине

  2.2. Анализ предвыборных  технологий кандидатов на пост  президента Украины

Заключение

Список  литературы  

  ВВЕДЕНИЕ   

  Характерной тенденцией происходящих в последние годы политических процессов все более явственной становится их психологизация. Она  выражается, с одной стороны, в  доминировании целенаправленного  психологического воздействия на массовое сознание с целью добиться определенного  политического результата (в частности, в выборных процессах), с другой стороны, в обостренном восприятии людьми политических событий.

  Пестрота и  неоднозначность политических программ и лозунгов дезориентирует людей, осложняет  возможность их социальной и политической ориентации, и часто приводит к  аполитичности, безразличию, апатии.

  В этих условиях тем более актуальным становится научный анализ проблемы психологического воздействия на массовое сознание в  различных сферах жизнедеятельности  общества, прежде всего в политической, где применяются разнообразные  методы информационного, психологического, технологического прессинга. С особой остротой это проявляется в обстановке выборных политических процессов, которые  с высокой степенью точности отражают соотношение политических сил, уровни активности отдельных граждан и  социальных групп. Субъекты власти и  различные политические движения стремятся  не только иметь наиболее полную и  достоверную информацию о массовых социально-психологических явлениях и состояниях социальных групп, но и  влиять на них, используя самые современные  технологии и методы воздействия, в  том числе манипулятивного характера.

  Богатый теоретический  материал, использованный в данной работе, содержится в работах отечественных  политических психологов и социологов: Г.В. Голосова, Е.В. Егоровой-Гантман, О.П. Кудинова, А.В. Овруцкого, Д.В. Поспелова, Г.Г. Почепцова, Н.С. Павловой, Е.Б. Шестопал, исследовавших политические процессы на примере избирательных кампаний. В то же время ощущается явный  недостаток исследования проблем психологического воздействия на массовом уровне в  контексте тех социальных изменений, свидетелями которых мы являемся. Это обусловило актуальность выбранной  нами темы курсовой работы.

  Объект исследования: предвыборная компания по выборам президента Украины.

  Предмет исследования: технологии психологического воздействия  в период предвыборной компании по выборам президента Украины.

  Цель исследования: изучить технологии психологического воздействия на групповое сознание в рамках прошедшей недавно предвыборной компании на Украине по выборам президента.

  Задачи исследования:

  1) проанализировать  теоретические и методологические  подходы к определению и объяснению  факторов психологического воздействия;

  2) выявить эффективные  формы психологического воздействия  в современных условиях развития  политических процессов в России;

  3) исследовать  психологические факторы образования  политических предпочтений в  ходе избирательных кампаний;

  4) выявить и  оценить степень и критерии  успешности формирования, проявления  и изменения социальных представлений;

  Для написания  дипломной работы нами использовались следующие методы исследования:

  1) изучение, обработка  и систематизация теоретического  и практического материала (критическая,  справочная и научно-популярная  литература, художественный текст);

  2) эмпирические  наблюдения: формально-логические - индуктивные,  дедуктивные, традуктивные умозаключения;  содержательно-теоретические - анализ  и синтез.  

  ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  

  1.1. Сущность психологического  воздействия  

  С глубокой древности  проблема воздействия людей друг на друга с целью изменения  их общественного поведения представляет живой интерес ученых. На всех этапах познание этой проблемы стимулировалось  живыми потребностями общества - основой  общественной и политической жизни.

  С середины XIX века начинается период научного осмысления проблем феномена влияния и психологического воздействия, особенно таких его  видов как внушение, убеждение, заражение, подражание. Этот этап совпал с выделением социальной и политической психологии в самостоятельное направление  психологии, что было связано с  именами Г. Тарда, Г. Лебона и других известных авторов. Существенный вклад  внес на рубеже XIX-XX вв. известный русский  ученый В.М. Бехтерев.

  В настоящее  время особое значение приобретает  глубокое и всестороннее знание психологических  закономерностей, определяющих установки  и поступки людей. В равной степени  важно грамотное использование  методов психологического воздействия (воспитательных, управленческих, пропагандистских, психокоррекционных и т.п.), осуществляемых в различных формах (массовых, групповых, межличностных, индивидуальных и т.п.) с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение, внушение, заражение и  т.п.). Каждый из этих видов воздействий, обладая своей спецификой и возможностями, получает полное и эффективное воплощение только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых данные воздействия  осуществляются, и зависит от точной их инструментовки в конкретных обстоятельствах.

  Проблема воздействия (что не всегда осознается) занимает особое место в психологической  науке, поскольку именно в ней  наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением  психическими явлениями. Именно в проблематике психологического воздействия рельефно выражена связь запросов и требований социального заказа сегодняшнего дня, общественной практики и потребности  развития психологической науки  в целом.

  Результатом психологического воздействия на отдельного человека или массу людей является изменение  его субъективных характеристик (потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения и т.п.). Поэтому с  точки зрения прогрессивного развития общества важно, чтобы этого рода воздействие способствовало бы всестороннему  развитию личности, формированию ее высоких  нравственных качеств, раскрытию ее творческих потенциалов, возможности  постоянного самосовершенствования, навыков просоциального поведения (Доценко Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизм и защита. М: Черо, 1997.).

  В политической сфере актуальна проблема обеспечения  гарантий самостоятельного, рационального  политического выбора, способствующего  демократическому ходу развития политического  процесса. Однако, теория и практика показывают, что далеко не всякое воздействие  может оказывать позитивное влияние. Основные проблемы как раз и связаны  с недостаточной выраженностью  или отсутствием навыков эффективной  организации процессов межличностного взаимодействия, общения, умений правильной инструментовки психологических воздействий в соответствии с индивидуальными характеристиками другой личности, а также навыков личного соучастия в этом процессе.  

  1.2. Технологии психологического  воздействия на  массовое сознание  

  Как известно, люди становятся более внушаемы, когда  они образуют толпу, массу. Сегодня  речь идёт преимущественно о «психологической толпе», в которую объединяются «читатели  газет, аудитория радио, члены какой–либо партии, даже если физически они  не находятся вместе» (Лебон Г. Психология народов и масс.– СПб., 1896. - С.170.).

  Технология  политической манипуляции предполагает следующие моменты:

  1) внедрение  в сознание под видом объективной  информации неявного, но желательного  для определённых групп содержания;

  2) воздействие  на болевые точки общественного  сознания, возбуждающие страх, тревогу,  ненависть и т. д.;

  3) реализацию  неких замыслов и скрываемых  целей, достижение которых коммуникат  связывает с поддержкой общественным  мнением своей позиции» (Амелин  В.Н. Социология политики. – М., 1992. - С.61.).

  Для укоренения социальных мифов технология манипулирования  предполагает использование богатейшего  арсенала конкретных методов и стратегий  воздействия на сознание масс. К  ним относятся не только прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, но и более тонкие, рафинированные способы: полуправда (чтобы обеспечить доверие), наклеивание ярлыков и  др. Но самый распространенный метод  – это политическая пропаганда.

  Стратегии политической пропаганды предназначены для превращения  индивидов в толпу и вовлечения их в определённую деятельность. Пропаганда предполагает наличие массовой аудитории, прочно ориентированной на определённые стереотипы, и преодолеть критический  настрой аудитории можно посредством  смены стереотипов. С.Московичи выделяет такие стратегии пропаганды как: убеждение, утверждение, повторение и  т.д. Эти стратегии имеют результатом  коллективное внушение. «Убедить кого–либо  – не значит доказать ему справедливость своих доводов, но заставить действовать  в соответствии с этими доводами»,–  пишет Московичи, поддерживая точку  зрения Лебона (Московичи С. Наука  о массах //сб. Психология масс. –  Самара, 1998. - С. 514.).

  Следуя этому  убеждению можно сделать вывод: пропагандист, представляя идею, использует научные термины, обосновывает и  доказывает свою теорию, основываясь  на разумные, логические доводы; а агитатор выбирает некоторые легко постигаемые  эмоциональные факты и с их помощью работает над чувствами  масс.

  Согласно определению  Г. Блуммера, «пропаганда может пониматься как умышленно спровоцированная и направляемая кампания с целью  заставить людей принять точку  зрения, настроение или ценность, и  её особенность состоит в том, что, стремясь достичь эту цель, она  не предоставляет беспристрастного обсуждения противоположных взглядов. Цель доминирует, а средства подчинены  этой цели» (Блуммер Г. Коллективное поведение // сб. Психология масс. –  Самара, 1998. – С..562.).

  Он отмечает, что первичной характеристикой  пропаганды является попытка добиться принятия какой-то точки зрения не на основе её достоинств, а апелляцией к каким-то иным мотивам. Именно эта  черта делает пропаганду подозрительной. В сфере общественной дискуссии  и общественного обсуждения пропаганда функционирует с целью формирования мнений и суждений не на основе достоинств данного предмета, а главным образом  играя на эмоциональных установках и чувствах. Её цель – навязать некую  установку или ценность, которая  начинает восприниматься людьми как  нечто естественное, истинное и подлинное  и, таким образом, как нечто такое, что выражается спонтанно и без  принуждения (Блуммер Г. Коллективное поведение // сб. Психология масс. –  Самара, 1998. - С.562.).

  По мнению многих исследователей, имеется ряд правил, которые обычно применяются в  пропаганде. Во-первых, конечно же, чтобы  привлечь желаемую точку зрения или  установку, необходимо привлечь к ним  внимание людей. Во-вторых, объект, на который  желательно обратить интерес, должен быть преподнесён в благоприятном  и привлекательном свете, как, например, в рекламе. В-третьих, образы, используемые для влияния на людей, должны быть простыми и отточенными. В-четвёртых, необходимо постоянное повторение лозунгов, призывов или представляемых образов. В-пятых, лучше всего не спорить, а просто твердить одно и то же вновь и вновь. Такая простая техника считается особенно эффективной применительно к большей массе людей, так как учитывает и использует закономерности массовой психологии.

  Можно выделить три основных способа, которыми пропаганда, как правило, достигает своей  цели:

  1) простая подтасовка  фактов и предоставление ложной  информации. Так как суждения  и мнения людей формируются  теми данными, которые им доступны, то, очевидно, что пропагандист, манипулируя  фактами, скрывая одни и искажая  другие, может максимально способствовать  формированию какой–то определённой  установки;

  2) использование  модели «внутри группы / вне группы».  Так как каждая из групп  стремится воспитать установки  преданности и альтруизма у  своих членов и вселить в  них резкие чувства ненависти  и вражды к чужакам, то манипулятор,  с помощью пропаганды, должен  стремится заставить людей отождествить  его взгляды с их внутригрупповыми  настроениями, а противоположные  взгляды – с их внегрупповыми  установками;

Информация о работе Применение технологии психологического воздействия в период предвыборной компании по выборам президента