Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 14:01, курсовая работа
Цель исследования: изучить технологии психологического воздействия на групповое сознание в рамках прошедшей недавно предвыборной компании на Украине по выборам президента.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические и методологические подходы к определению и объяснению факторов психологического воздействия;
2) выявить эффективные формы психологического воздействия в современных условиях развития политических процессов в России;
3) исследовать психологические факторы образования политических предпочтений в ходе избирательных кампаний;
4) выявить и оценить степень и критерии успешности формирования, проявления и изменения социальных представлений;
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Сущность психологического воздействия
1.2. Технологии психологического воздействия на массовое сознание
Глава 2. Применение технологии психологического воздействия в период предвыборной компании по выборам президента
2.1. Современные политические процессы на Украине
2.2. Анализ предвыборных технологий кандидатов на пост президента Украины
Заключение
Список литературы
Основой любой техники манипуляции, как мы уже выяснили выше, является постоянное повторение лозунгов, призывов. Рассмотрим предвыборные PR-лозунги основных кандидатов на пост президента Украины.
1. Виктор Янукович.
Лозунги: в начале «Услышу каждого», в середине «Правительство Тимошенко неэффективно. У меня есть программа для Украины», в конце «Украина для людей».
2. Юлия Тимошенко.
Лозунги: в начале «Все мешают - она работает», в середине «Она – это Украина», в конце «Украина - это ты», сквозное «Украина Победит».
3. Сергей Тигипко.
Лозунг: «Сильный президент - сильная страна».
4. Арсений Яценюк.
Лозунги: в начале кампании «Спасти страну. Арсений», в продолжение «Страну спасет новая индустриализация», «Страну спасет продуктивное село», «Страну спасет боеспособная армия», «Страну спасут образованные, здоровые люди».
5. Виктор Ющенко.
Лозунги: в начале «Мы сделали!», в середине «Мы сделаем!», сквозное сообщение «Украине быть!».
Лидеры по количеству политической наружной рекламы с лозунгами – Арсений Яценюк, Юлия Тимошенко и Виктор Янукович. Как показала практика, внедрение лозунков в массовое сознание оказалось верным способом победы в выборах – Тимошенко и Янукович вышли во второй тур, Янукович в итоге стал президентом. Яценюк же хоть и не одержал какую-либо значительную победу, но запомнился как новый яркий политик.
Уделим особое внимание лозунгам Ю. Тимошенко, как самым ярким на наш взгляд. Тут стоит отметить, что время появления лозунга «Все мешают - она работает» («Вони блокують. Вона працює») – период жесткого противостояния в Верховной Раде и блокирования депутатами Партии регионов трибуны парламента в борьбе за принятие закона по социальным стандартам. Это предопределило появление рекламных билбордов. Широкое обсуждение в масс-медиа ситуации в парламенте, а также отмеченная выше медиатизация украинского социума сделали метоимения легко узнаваемыми адресатами: они – Партия регионов, она – премьер-министр Ю. Тимошенко. По сути слоганом дается высокая оценка деятельности премьер-министра, кандидата в президенты. Основное воздействующее назначение первой части рекламного текста («Вони блокують») состоит в присвоении оценки и создании подобия аргументации, без чего положительная оценка деятельности главы правительства на фоне экономического кризиса, падения производства, повышения безработицы и т.п. была бы воспринята обществом с недоверием. Параллельно с позитивной оценкой работы главы правительства вводится негативная оценка ее оппонентов. В ходе избирательной кампании первая часть политической рекламы менялась, информируя обо всех делах правительства Ю. Тимошенко, неизменной оставалась вторая часть – «Вона працює».
Такая форма подачи информации обладает, как известно, большой притягательной силой, поскольку предполагает соучастие адресата в создании сообщения путем извлечения скрытой информации. Интерпретируя сообщение в запланированном адресантом виде, адресат принимает нужную адресанту информацию, не ищет ее подтверждения, обоснования. В этом и заключается манипулятивная составляющая такой формы информации.
Однако положительный эффект данного политического лозунга оказался сомнительным, поскольку его форма получила в рекламных текстах неожиданные и разнообразные интерпретации, в том числе и игровые: «Вона працює – Україну грабує» («Она работает – Украину грабит»), «Вони кака. Вона цяця» («они кака – она ляля/куколка») и т.д.
Не стоит
забывать о таком способе
Рассмотрим теперь, как кандидаты задействовали такие методы черного пиара, как выпады против оппонентов.
При анализе эмпирического материала у нас создалось ощущение, что высказывания кандидатов в основном были направлены на критику Ю. Тимошенко, которая напротив – избрала технологию позитивного PR.
Так, критика
Ю. Тимошенко звучала практически
в каждом выступлении президента.
В ходе прямой линии в «КП в
Украине», он сказал, что и она, и
В. Янукович «приведут страну к тоталитаризму»
и что «украинцы при
В. Янукович в высказываниях против Ю. Тимошенко коснулся эпидемии гриппа. Лидер Партии регионов заявлял, что за счет средств, потраченных Тимошенко на предвыборные визиты в регионы, можно было бы обеспечить лекарствами половину заболевших и что эпидемия стала результатом разрухи, до которой довела страну «оранжевая команда», а именно отсутствия отопления и уборки мусора в ряде мест Западной Украины. По его словам, эпидемия пройдет после выборов, когда эта команда будет отстранена от власти.
Такие активные выпады оппонентов против Тимошенко можно объяснять и тем, что она являлась главным противником.
Одной из наиболее активно используемых в предвыборной компании темой суждений кандидатов, обвиняющих оппонентов в чрезмерном рвении к власти: «По словам Виктора Ющенко, Юлия Тимошенко стремится к установлению хаоса в стране, чтобы получить возможность стать «сильной рукой» («Комсомольская правда» от 23.12.2008); «Те, кто сидит на Грушевского в исполнительной власти, хотят хаоса в стране, – сказал Ющенко. – Он им нужен, чтобы побудить страну отказаться от демократии и установить в Украине диктатуру» («Сегодня» от 24.12.2008); «По-видимому, непреодолимое и в то же время безосновательное желание лидера Партии регионов как можно скорее вернуться к власти сыграло с ним злую шутку, приведя к странным метаморфозам в сознании дважды экс-премьера… а не для получения власти любой ценой,» – отмечается в заявлении БЮТ» (www.proua.com); «Сегодня вы идете по трупам ради своей цели» (президент в адрес премьер-министра, «Рабочая газета», от 13.02.2009).
Можно также
отметить оценочные суждения, обвиняющие
оппонента в нанесении ущерба
стране, отдельной области, границам
Украины и т.д.: «Тимошенко привела
во власть людей с судимостями, а
ее депутаты занимаются захватом бизнеса
других людей и незаконными сделками
с землей в Киевской области, –
говорит Ющенко» («Сегодня» от 24.12.2008);
«Я считаю, что Президент страны,
который сегодня работает на то,
чтобы было «чем хуже, тем лучше»,
и зарабатывает на беде, должен уйти
в отставку завтра вместе с председателем
НБУ, – заявила Тимошенко в
эфире телеканала «Украина» в
пятницу вечером» (www.rbc.ua от 19.12.2009); «Вы
довели Украину до дефолта в 1997 году
(премьер-министр в адрес
Еще некоторые
негативные суждения в адрес оппонентов
с обвинениями в нарушении
морального облика нормального члена
общества, в нечестности и
Конечно, в период предвыборной компании использовались не только публичные высказывания кандидатов против оппонентов. Основной проблемой избирательной компании 2010 стала проблема независимости СМИ. Не секрет, что телеканалы и ведущие печатные СМИ находились в руках определенных олигархических ФПГ, которые и являются основными игроками выборов. Они диктовали редакционную политику и манипулировать общественным сознанием. Так, к примеру, против Арсения Яценюка в прессе было несколько заказных статей, одна из которых представляла собой отчет о том, какой доход у него, у его семьи,а также сколько у него денег в банках, диведенды, проценты и т.д. и т.п. (Газета по-киевски от 27.10.09).
Отметим также,
что речевой ресурс пиар-воздействия
в украинском политическом дискурсе
в период выборов не исчерпывался
только вербальными средствами. Широко
использовались политиками и невербальные
элементы. В этом ракурсе хотелось
бы привести в качестве примера Юлию
Тимошенко, единственную из известных
политиков-женщин, которая использует
подчеркнутый сексизм как главный
инструмент воздействия на электорат:
прозрачные гипюровые кофточки, декольтированная
спина, плотно облегающие бедра платья,
застёжка-«молния» на спине до середины
бедер, бесконечные наряды «от кутюр»,
белый цвет одежд – символ чистоты,
невинности), кокетливые сердечки на белом
фоне (символ возглавляемого ею политического
блока) – всё это вкупе с
косой-веночком (апелляция к украинскому
фольклорному образу) создает необычайно
привлекательный образ женщины-
При этом созданный
ее невербальный образ хорошо коррелирует
с вербальными ярлыками и лозунгами
«Голосуй сердцем!» и является, на
наш взгляд наиболее успешным примером
эффективного применения технологии психологического
воздействия на электорат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний
день в демократическом обществе
находится довольно широкий арсенал
психологических средств
Своё наиболее
широкое применение в демократическом
обществе технологии психологического
воздействия находят в
Методы политических
манипуляций постоянно
Разумеется, в той или иной форме манипуляция сознанием существовала и существует практически в любой форме общественного устройства любой эпохи.
Исследование механизмов и масштабов политических манипуляций позволяет сказать со всей определённостью: манипулирование в его сегодняшней форме свело действительное участие народа в своей судьбе практически на нет, превратив проявления «воли народа» не более чем в декоративные (неэффективные) выступления.
Целью нашей
работы явилось отражение особенностей
технологии применения психологического
воздействия в политической коммуникации
на примере предвыборной компании по
выборам президента Украины, которые
состоялись в феврале 2010 года. Материалом
для анализа послужили
Стоит отметить,
что средства психологического воздействия
в политическом процессе неизбежно
будут совершенствоваться и развиваться
с увеличивающимся ускорением. С
одной стороны, это необходимо сегодняшнему
политическому режиму как условие
его относительно стабильного существования,
с другой - это диктуется бурным
научно-техническим прогрессом, когда
возникают новые формы контроля
за личностью и её сознанием.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ