Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 14:01, курсовая работа
Цель исследования: изучить технологии психологического воздействия на групповое сознание в рамках прошедшей недавно предвыборной компании на Украине по выборам президента.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические и методологические подходы к определению и объяснению факторов психологического воздействия;
2) выявить эффективные формы психологического воздействия в современных условиях развития политических процессов в России;
3) исследовать психологические факторы образования политических предпочтений в ходе избирательных кампаний;
4) выявить и оценить степень и критерии успешности формирования, проявления и изменения социальных представлений;
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Сущность психологического воздействия
1.2. Технологии психологического воздействия на массовое сознание
Глава 2. Применение технологии психологического воздействия в период предвыборной компании по выборам президента
2.1. Современные политические процессы на Украине
2.2. Анализ предвыборных технологий кандидатов на пост президента Украины
Заключение
Список литературы
3) использование
эмоциональных установок и
Таким образом,
можно провести различие между позитивной
и негативной пропагандой, где первая
осуществляется в интересах тех,
кому адресована, а не ограничивается
кругом заинтересованных лиц, и не преследует
манипулятивных целей; а вторая создаёт
иллюзорную реальность, пользуясь низкой
критичностью внушаемостью масс с целью
манипулирования ими в
Рассмотрим другие способы психологического воздействия на общественность.
Использование
СМИ в целях политического
манипулирования представляет наибольшую
опасность для граждан и
1) осуществляется незаметно для управляемых;
2) не влечёт за собой прямых жертв и крови;
3) не требует
больших материальных затрат, которые
необходимы для подкупа или
успокоения многочисленных
Манипулятор неизбежно сталкивается с проблемой восприятия своего сообщения аудиторией, которая обладает неким набором стереотипов. Он может внедрить своё сообщение несколькими путями:
1) используя уже существующие стереотипы путём их усиления;
2) незначительно
скорректировав существующие
3) изменив, точнее
заместив существующие
Л. Войтасик выделяет
две причины возникновения
1) склонность людей к упрощённому мышлению;
2) стремление
выразить абстрактные понятия
в конкретных образах (
«Из описанных двух источников возникают стереотипы, которые выступают как условные «ярлыки», наклеиваемые на людей и явления. Они глубоко затрагивают весь процесс восприятия. Стереотипы также участвуют в создании устойчивых взглядов, определяющих ложное отношение к некоторым идеям, людям и предметам». Другими словами, стереотипы искажают реальность, создавая некую псевдореальность. Технологи получают возможность искусственно конструировать реальность, создавая и внедряя в массовое сознание стереотипы, вернее, системы стереотипов. Стереотипы сужают выбор, а зачастую и вовсе его не оставляют.
В нестабильной политической системе, например, в современной России, Украине, манипуляции общественным мнением более распространены.
Современные манипуляторы умело используют закономерности массовой психологии. Так один из широко распространённых и внешне безобидных манипуляционных приёмов, называемый «спираль умолчания», который часто используют СМИ, состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить массы в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции, в её победе. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своём мнении или изменять его. В результате «спираль умолчания» закручивается, обеспечивая победу манипуляторам (Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - М., 1999. - С.360).
Манипулятивная
деятельность СМИ превращает выбор
граждан из свободного сознательного
решения в формальный акт, заранее
запрограммированный
Манипуляции сознанием
избирателей с развитием СМИ
превратились в «индустрию», т.е. поставлены
на серьёзную технологическую, научную
и финансовую базу. Избиратели зачастую
становятся объектом целенаправленного
воздействия с целью достижения
определённых целей той или иной
группой влияния. Особая роль в этом
процессе принадлежит телевидению.
Телевидение (для формирования отталкивающего
чувства) по отношению к неугодным
политикам использует непривлекательные
ракурсы их показа или соответствующим
образом монтирует заснятые кадры.
Для скрытого внушения массам определённых
политических идей оно нередко организует
шумные развлекательные шоу и
т.д. Значительно усиливается
Необходимо отметить, что внушение достигается не содержанием информации, а формой её подачи, содержащимся в ней «эмоциональным зарядом», который позволяет снизить критичность восприятия информации, т.е. манипуляторы используют и пытаются сделать ещё глубже характерные особенности массовой психологии.
Для того, чтобы привлечь «усреднённого индивида» (т.е. «человека-массы») к экрану телевизора, мало сообщить информацию. Нужно обличить её в привлекательную форму. Таким образом, телевизионные новости становятся симбиозом журналистики и развлекательного шоу.
В большинстве «журналистских» установочных материалов критерии неподвижны и заранее фиксированы, а факты ищут только для того, чтобы вставить их в уже выделенные концепции. Если факты не сходятся с имеющейся точкой зрения – их игнорируют» (Бонет П. Зачем резать уши. // Век. – 1997. - № 15.).
При всей справедливости
критики, направленной в адрес СМИ,
они остаются мощнейшим каналом
политической коммуникации, адекватной
замены которому пока нет. По мнению М.
Парети, СМИ «отбирают большую
часть информации и дезинформации,
которыми мы пользуемся для оценки
социально-политической действительности.
Наше отношение к проблемам и
явлениям, даже сам подход к тому,
что считать проблемой или
явлением, во многом предопределены теми,
кто контролирует мир коммуникаций"
(Паренти М. Демократия для немногих.
- М., 1990. - С. 216.). Но и при всей своей
мощи они не могут быть полностью
независимы даже в демократическом
обществе. Исследователи выделяют четыре
типа контроля над СМИ: легальный, нормативный,
структурный и экономический. Для
современной России характерно преимущественное
использование экономических
Конечно, журналист
при всём желании не может быть
абсолютно беспристрастным. «Такого
явления, как беспристрастная
Для проведения
манипуляций СМИ имеют в
1. «Определение».
Идеи, личности, объекты сопрягались
с характеристиками (положительными
или отрицательными в
2. «Блестящая
всеобщность». Описывая какие-то
события, в которых необходимо
получить поддержку аудитории,
применялись «добродетельные
3. «Рекомендация». Нужное положение вкладывается в уста личности, пользующейся популярностью в определенных группах (известный журналист, адвокат, актер, проповедник и т. п.). Они обращались к аудитории, такое выражение, как «Я один из вас. Я понятый народом избранник» и т. п.
4. «Подтасовка
карт». Возможность и
5. «Присвоение кличек », или «Наклеивание ярлыков».
6. «Перенос»
– приём, с помощью которого
бесспорный авторитет какой-то
личности переносится на
7. «Свои ребята».
С помощью этого приёма
8. «Вместе со всеми», т.е. инспирация коллективных действий (Власов А.И. Политические манипуляции. – М., 1982. - С.98.).
Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют свои манипуляции, является информация. Информацию можно:
- сфабриковать,
выдавая её за подлинную,
- отредактировать, добавив различные домыслы;
- интерпретировать
факты в выгодном для
- утаить важную
информацию, какие-либо существенные
детали, проявлять избирательное
внимание к фактам в
- сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию;
- приписать кому-либо заявлений, которых он никогда не делал;
- опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность;
- неточное цитирование,
когда приводится часть фразы
или выступления, которая в
отрыве от контекста
Таким образом, СМИ не только отражают политическую реальность, но и участвуют в её формировании и даже в создании новой реальности. Одним из средств выражения и фиксации политической реальности является язык политики.
Язык, на котором политики общаются с избирателями, имеет свои особенности. Он является составной частью политической культуры общества. В известном смысле «язык политики можно рассматривать как естественный код политической культуры, причём код, открывающий доступ едва ли не ко всем её сферам и пластам» (Гаджиев К.С. Политическая философия. – М., 1999. - С. 546.). Кроме того, язык – это средство коммуникации между лидером и его избирателями. Он «действует в некотором роде как связующее звено политического общества, как инструмент поддерживания необходимого информационного уровня общества» (Гаджиев К.С. Политическая философия. – М., 1999. - С. 546.). И к тому же, язык, как и любое другое средство коммуникации, является мощнейшим орудием манипуляции сознанием избирателей.
Язык может служить как для сплочения людей, так и для их разобщения. Это обстоятельство используется в политике самым активным образом.
Своё наиболее широкое применение в демократическом обществе манипуляции находят в избирательном процессе, в ходе предвыборной борьбы, делая выбор граждан далёким от самостоятельного. Для манипуляций используются характерные особенности «человека-массы», которые делают его лёгкой добычей манипуляторов. Но манипуляции используются не только в целях прихода к власти, но и как средство её реализации, и сохранения.
Современные манипуляторы
используют множество средств, способов
и приёмов манипуляции массовым
поведением в политике. Общество должно
отдавать себе отчёт в потенциальной
возможности манипулирования
ГЛАВА
2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В ПЕРИОД ПРЕДВЫБОРНОЙ
КОМПАНИИ ПО ВЫБОРАМ
ПРЕЗИДЕНТА