Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 14:01, курсовая работа
Цель исследования: изучить технологии психологического воздействия на групповое сознание в рамках прошедшей недавно предвыборной компании на Украине по выборам президента.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические и методологические подходы к определению и объяснению факторов психологического воздействия;
2) выявить эффективные формы психологического воздействия в современных условиях развития политических процессов в России;
3) исследовать психологические факторы образования политических предпочтений в ходе избирательных кампаний;
4) выявить и оценить степень и критерии успешности формирования, проявления и изменения социальных представлений;
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Сущность психологического воздействия
1.2. Технологии психологического воздействия на массовое сознание
Глава 2. Применение технологии психологического воздействия в период предвыборной компании по выборам президента
2.1. Современные политические процессы на Украине
2.2. Анализ предвыборных технологий кандидатов на пост президента Украины
Заключение
Список литературы
Выборы, как институт гражданского общества появились в России с переходом к рыночной экономике и демократическим процессам. В условиях демократии определенные группы людей получают доступ к власти и право принимать решения в результате всеобщих свободных выборов.
В настоящее
время избирательные кампании находятся
на стадии своего развития и с момента
проведения первых выборов, непрерывно
идет совершенствование технологии
избирательных кампаний и перенимается
опыт с Запада, где институт выборов
возник намного раньше. По мере того
как росло значение выборов в
политической жизни, также росло
значение избирательных технологий,
накапливался опыт борьбы – побед
и поражений. Демократические выборы
невозможны без выработки соответствующего
развития и использования избирательных
технологий. Избирательные технологии
– это своего рода показатель, по
которому можно судить об уровне развития
избирательной системы. Таким образом,
следует отметить, что развитие и
использование избирательных
Под избирательной
технологией обычно понимают совокупность
логически взаимосвязанных
Современную политическую
кампанию можно рассматривать как
усилия, направленные на безусловный
успех в день выборов. Любая команда
кандидата ограничена в ресурсах,
поэтому важно сделать
Организация избирательной
кампании, безусловно, трудное и
хлопотливое мероприятие. Для того
чтобы убедить избирателей
Целью нашей
работы является отражение особенностей
применения технологии применения психологического
воздействия в политической коммуникации
на примере предвыборной компании по
выборам президента Украины, которые
состоялись в феврале 2010 года. Материалом
для анализа послужили
При этом стоит
учесть, что сегодня на Украине
последовательно реализуется
В условиях кризиса
власти (2004-2010) украинские граждане все
чаще обращаются к масс-медиа как
источнику не только информации, но
и психологического комфорта. В свою
очередь СМИ получили уникальный
шанс – оказывать беспрецедентное
массированное речевое
Самыми яркими
особенностями украинского
В условиях политического выбора, каковым является избирательная кампания, стремление очернить оппонента обусловлено желанием оказать психологическое воздействие и влияние не только на оппонентов – прямых участников конфликтных форм коммуникации, но в первую очередь – на третьих лиц, слушателей/зрителей/читателей, с целью навязать им свои негативные оценки, оказать манипулятивное пиар-воздействие.
В украинском обществе,
как и в любом другом, существует
определенная система оценок, а его
члены имеют представление о
справедливости такой системы. Отсылка
адресантом своих слушателей/читателей
к справедливой, на его взгляд, системе
оценок не требует аргументации и
позволяет адресанту не только соотнести
свои действия и действия своих политических
оппонентов, но и осуществить широкомасштабное
манипулятивное воздействие на общественное
сознание, поскольку каналом такого
воздействия выступают масс-
Как показывает
исследованный материал, кандидаты
на пост президента Украины широко
используют в дискурсивных практиках
как негативные оценочные суждения,
так и позитивные. Естественно, негативные
оценки относятся исключительно
к деятельности политических оппонентов,
а позитивные – самого адресанта.
2.2.
Анализ предвыборных
технологий кандидатов
на пост президента
Украины
Рынку украинских
избирательных технологий – более
10 лет. Особенно развился этот сектор в
последние пять лет, в связи с
постоянными избирательными кампаниями
(очередные парламентские
Использование
традиционных технологий (листовки, встречи
кандидатов с избирателями, выступления
по ТВ и прочее) уже не дают нужного
эффекта. Известно, что побеждают
те, кто имеет новационные
1. Технология
мега-брендов. На протяжении
2. Новацией
выборов президента Украины
Сам формат такой pr-активности подразумевает не только контакт с целевой аудиторией непосредственно на мероприятии, но и широчайший охват ЦА следующими способами:
- аудитория ТВ/радио-вещания;
- аудитория
печатных СМИ, освещающих
- аудитория
социальных сетей и блогосферы
(фото/видео с мероприятия,
Стоит также отметить, что постеры с изображением сердца и фотографии какого-либо музыканта играли двойную роль. Артисты как бы рекламировали тур, а впечатление создавалось, что они агитируют за Тимошенко
Стоит также отметить, что Тимошенко активно использовала позитивную риторику, говорила о надежде и любви, человеческом тепле, которого недостает украинцам во время кризиса. О сильном государстве, которое строит украинский народ.
Кроме того, предвыборная
компания Тимошенко отличалась тем,
что во время нее шла игра на
отождествление Украины (патриотических
чувств) с образом Тимошенко. С
одной стороны манипуляция «
С точки зрения «внедрения» в массовое сознание (запоминания образа или фамилии кандидата) наиболее успешной, на наш взгляд, являются кампания Яценюка и Тигипко.
Особенно это важно в период до официального начала избирательной кампании. Так как законодательство Украины запрещает ведение прямой агитационной кампании, кандидаты используют непрямую рекламу. Политикам необходимо привлечь внимание граждан к себе и своей политической силе. Методы, которые они используют, разнообразны. Например, старт кампании Арсения Яценюка был связан с привязкой своего образа к имени АРСЕНИЙ. С одной стороны, тут нет никакого призыва голосовать за Яценюка (нет даже упоминания его фамилии) с другой цветовая гамма в стиле милитари должна была играть на «угрозе», «опасности» и других настроениях избирателей. Сначала по всей Украине появились биллборды и сити-лайты одного типа – «АРСЕНИЙ. Спасти страну». Параллельно с этим Яценюк стал постоянно появляться на основных ток-шоу на ТВ. Фактически произошло объединение образа кандидата с цветовой гаммой его кампании. С начала сентября эта кампания перешла во вторую фазу – внедрения в общественное сознание основных лозунгов-слоганов (Нова индустриализация, Продуктивное село, Боеспособная армия и прочее). Несмотря на то, что многие эксперты указывают на депрессивные и отталкивающие брендовые цвета Яценюка, они все же не оставили равнодушными избирателей. Он смог позиционировать себя как «новое лицо» украинской политики.
Второй пример – это кампания Сергея Тигипко. Он избрал рекламу собственной горячей линии, на которой дают ответы на важные для избирателей вопросы: как бороться с беспределом чиновников, как избежать безработицы. Вторым этапом кампании Тигипко на узнавание стала реклама его программной книги «Украина: проект развития». Вероятно он руководствовался идеей: «хочешь получить человека на пять минут - действуй листовкой, хочешь на неделю - действуй статьей, хочешь на всю жизнь - действуй книгой».
Еще одним способом привлечь внимание к своей персоне является использование приема – реклама через ресурс СМИ. Речь идет не только о публикации имиджевого интервью или статьи, а о рекламе самого СМИ, в котором используется слоган и фото кандидата. Так, Сергей Тигипко использовал ресурс газеты «Комментарии».
Успешной кампанией
на мобилизацию сторонников и
привлечения новых голосов
Компания же Януковича преследовала собой цель удержать образ «спокойной силы».
Перечисленные выше приемы можно приписать к более-менее «законным» технологиям психологического воздействия. Однако есть и другая стороны коммуникативных процессов в период выборов на Украине 2010 года – «черный пиар», который, в принципе, неотделим от любой избирательной кампании. Рассмотрим более подробно провокативные технологии.
Их используют
для того чтобы вклиниться в избирательную
гонку или спровоцировать интерес
к себе у тех кто не интересуется
политикой. Так, еще один кандидат -
Инна Богословская решила поиграть на
настроениях пророссийских
Другим примером манипуляции является неофициальная листовка Анатолия Грищенко – «Наш Путин», которая также распространялась в Крыму.
Кроме того, к
разряду провокативных