Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:12, курсовая работа
Эта тема в теории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для России. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового
государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.
Тема «Разделение властей в правовом государстве»
в теории государства и права является
достаточно актуальной на современном
этапе, особенно для России. Связано это
в первую очередь с тем, что в советское
время, на протяжении длительного исторического
периода данная тема не находила отражения
в отечественной правовой концепции, более
того сам факт разделения властей отрицался
как идеологически несоответствующий
общей стратегической цели социалистического
государства. С коренной
реконструкцией государства и соответствующих
государственных структур,
начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века
в России, с выдвижением, в
связи с этим, общегосударственной цели
— создания правового
государства, вопрос места и роли принципа
разделения властей в правовом
государстве, его проблематика, приобретает
пристальное внимание со
стороны отечественных теоретиков права.
К настоящему моменту мы уже
можем говорить об определённых результатах
в изучении данного вопроса,
как в теоретическом, так и в практическом
плане. Исходя из этого, в
изучении принципа разделения властей
в теории государства и права можно
выделить следующий круг вопросов:
Как происходило становление правового государства? На каких принципах строиться правовое государство? Каковы исторические корни принципа разделения властей? Каково содержание принципа разделения властей? Как осуществляется данный принцип на практике в Российской Федерации?
Для выяснения ответов на эти вопросы
при написании настоящей курсовой работы
использовались нормативные акты, научно–учебные
пособия: М.Н. Марченко «Теория государства
и права», В.Н.
Хропанюка «Теория государства и права»,
М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе
«Конституционное право Российской Федерации»,
З.М. Черниловского
«Всеобщая история государства и права»;
научные работы: И.А. Исаева,
М.Н. Золотухиной «История политических
и правовых учений России»; энциклопедические
издания, а также материалы периодических
изданий.
В целом данные
источники отражают современные точки
зрения в правовой науке на принцип разделения
властей в правовом государстве.
Основными
методами, используемыми в данной работе,
являлись исследование научного материала
по заданной теме и его сравнительный
анализ.
Глава 1. Понятие и принципы правового государства.
Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей. Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество, а также прослеживается в рассуждениях передовых для своего времени мыслителей – философов, историков и писателей Китая, Индии и ряда других стран. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось прототипом правового государства.
В знаменитых диалогах древнегреческого
философа-идеалиста Платона
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались также в работах ученика и критика Платона – Аристотеля. Аристотель считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя»1. Он также отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы2.
С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом
достоинстве перекликаются
гуманистические взгляды и
Весьма важным в плане
формирования идей, составивших впоследствии
основу теории правового государства,
явился сформулированный Цицероном
правовой принцип, согласно которому «под
действие закона должны подпадать все»,
а не только некоторые «избранные
граждане». Важным оказалось выработанное
им положение, в соответствии с которым
любому закону должно быть свойственно
стремление хотя бы «кое в чем убеждать,
а не ко всему принуждать силой
и угрозами», а также выдвигавшиеся
им призывы к человеколюбию, «законосообразности»,
к борьбе за свободу и справедливость,
за гуманистическое отношение
Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.
Идеи о взаимосвязи
права и государства, закона и
политики античных мыслителей оказали
заметное влияние на становление
и развитие учений о правах и свободах
личности, разделении властей, конституционализме
в эпоху Нового времени. Новое
юридическое мировоззрение
представлений о свободе и достоинстве личности путем их утверждения посредством права. Обеспечение политической свободы личности возможно
только на основе правовой организации и деятельности системы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Гроций, Гобс, Спиноза, Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и многие другие.
Гроций был первым выдающимся
теоретиком школы естественного
права. Целью государства он считал
охрану частной собственности
Обращаясь к этому периоду
борьбы за политические и правовые
идеалы, великий русский писатель-
Значительное освещение и развитие идей правового государства отражается в произведениях современных западных юристов, политологов и социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме они закрепляются в текущем законодательстве и даже в конституциях ряда западных государств.
Прямое закрепление идея правового государства нашла, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1 о том, что Испания - это "социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм". Она закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в ст. 20 и 28 провозглашающем, что "Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством" и что "конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона".Законодательное закрепление права и свободы человека получили также в Конституции США 1789 г., были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции 1789г.
Таким образом, идея правового государства, т.е. государства, где государственная власть ограничена правом, соблюдаются права и свободы граждан, уходит корнями еще в античное общество и проходит долгий период формирования вплоть до наших дней. Безусловно, главным достижением данной идеи является не только формирование модели правового государства в различных странах, но и закрепления его принципов в действующем законодательстве.
Идеи правового государства
на протяжении длительного времени
занимали умы не только зарубежных,
но и отечественных ученых-
Идеи правового государства, нередко именовавшегося "государством законности", "государством правопорядка" и пр., наряду с идеями права, гуманизма и справедливости играли значительную роль в формировании и развитии правового сознания российских граждан, в особенности интеллигенции, на протяжении весьма длительного периода истории, начиная со второй половины XIX в. и вплоть до настоящего времени.
Весьма важное значение с точки зрения формирования и развития идеи правового государства в России в конце XIX - начале XX в. имели также закрепленные в законодательных актах положения, касающиеся осуществления законодательной власти государем императором "в единении с представителями народа", порядка выборов в Государственную Думу (Указ от 6 августа 1905 г.), о правах и обязанностях российских подданных, среди которых "право свободно избирать место жительство и занятие", приобретать и отчуждать имущество, "беспрепятственно выезжать за пределы государства" и др.
Разумеется, в условиях самодержавия
было бы весьма наивно говорить о становлении
правового государства. Ибо основной
законодательный массив был направлен
не только на сохранение, но и на укрепление
самодержавной власти. И тем не
менее появление в нормативно-
Всю историю формирования и развития идей правового государства в России можно разделить, с известной долей условности, на три периода: первый этап - со второй половины XIX в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй - с 1917 по 1985 г.; и третий этап - с 1985 г. и вплоть до настоящего времени. Каждый этап соотносится с определенным периодом развития российского общества и государства и имеет свои особенности.
Информация о работе Разделение властей в правовом государстве