Разделение властей в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание

Эта тема в теории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для России. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового
государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Работа состоит из  1 файл

мой курсач.docx

— 68.40 Кб (Скачать документ)

                                                    Введение.  
          Тема «Разделение властей в правовом государстве» в теории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для России. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной 
реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, 
начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в 
связи с этим, общегосударственной цели — создания правового 
государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом 
государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со 
стороны отечественных теоретиков права. К настоящему моменту мы уже 
можем говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, 
как в теоретическом, так и в практическом плане. Исходя из этого, в 
изучении принципа разделения властей в теории государства и права можно 
выделить следующий круг вопросов:

          Как происходило становление правового государства? На каких принципах строиться правовое государство? Каковы исторические корни принципа разделения властей? Каково содержание принципа разделения властей? Как осуществляется данный принцип на практике в Российской Федерации?

               Для выяснения ответов на эти вопросы при написании настоящей курсовой работы использовались нормативные акты, научно–учебные пособия: М.Н. Марченко «Теория государства и права», В.Н. 
Хропанюка «Теория государства и права», М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе 
«Конституционное право Российской Федерации», З.М. Черниловского 
«Всеобщая история государства и права»; научные работы: И.А. Исаева, 
М.Н. Золотухиной «История политических и правовых учений России»; энциклопедические издания, а также материалы периодических изданий.  
         В целом данные источники отражают современные точки зрения в правовой науке на принцип разделения властей в правовом государстве.  
          Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме и его сравнительный анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и принципы правового государства.

 

    1. Понятие, происхождение и сущность правового государства.

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей. Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество, а также прослеживается в рассуждениях передовых для своего времени мыслителей – философов, историков и писателей Китая, Индии и ряда других стран. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось прототипом правового государства.

В знаменитых диалогах древнегреческого философа-идеалиста Платона под  названием «Государство», «Политик»  и «Законы» проводилась мысль  о том, что там, где «закон не имеет  силы и находится под чьей-либо властью» неизбежна «близкая гибель государства». Соответственно, «там, где  законы установлены в интересах  нескольких человек, речь идет не о  государственном устройстве, а только о внутренних распрях». Платон говорил, что только там «где закон-владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались также в работах  ученика и критика Платона  – Аристотеля. Аристотель считал, что  «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме  государственного строя»1. Он также отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы2.

С идеями древнегреческих  мыслителей о праве, свободе, человеческом

достоинстве перекликаются  гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей. «Государство, – утверждает Цицерон, – есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов»3.

Весьма важным в плане  формирования идей, составивших впоследствии основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном  правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все», а не только некоторые «избранные граждане».  Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым  любому закону должно быть свойственно  стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой  и угрозами», а также выдвигавшиеся  им призывы к человеколюбию, «законосообразности», к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение власти к свободным гражданам и даже рабам. Подобные гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или  по истечении определенного времени  в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве  должны торжествовать не зло, насилие  и произвол, а право и закон, развивались и в Древней Индии  и Китае. Наряду с представлениями  о мире, умещавшимися в формулах типа «сознание рождается из вещей  и умирает тоже в вещах» или  «жизнь - это корень смерти, а смерть - корень жизни», в Китае еще в  глубокой древности проводилась  мысль о том, что «в государстве  должен царить порядок», основанный на законе. Утверждалось, что государю, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, необходимо быть справедливым, а «управление страной должно соответствовать спокойствию. Нельзя силой насаждать порядок в стране.

Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной  власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом  и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи  права и государства, закона и  политики античных мыслителей оказали  заметное влияние на становление  и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. Новое  юридическое мировоззрение требовало  новых

представлений о свободе  и достоинстве личности путем  их утверждения  посредством права. Обеспечение политической свободы  личности возможно

только на основе правовой организации и деятельности системы  законодательной, исполнительной и  судебной властей.

Ряд положений теории правового  государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой  общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Гроций, Гобс, Спиноза, Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и многие другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного  права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством  таких правоустановлений, которые  обеспечивали бы каждому человеку свободное  пользование своим достоянием с  согласия всех. Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование  демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы  граждан. Он утверждал, что государство  могущественно только тогда, когда  оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и  удовлетворение его интересов, и  предостерегал современных ему  правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных. Гоббс разработал ряд прогрессивных положений  о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Джон Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане»4. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

Обращаясь к этому периоду  борьбы за политические и правовые идеалы, великий русский писатель-сатирик  М.Е. Салтыков-Щедрин вспоминал в  рассуждениях одного из своих героев: "В конце пятидесятых и в  начале шестидесятых годов я просто-напросто ощущал, что подо мною горит земля. Я не жил в то время, а реял и  трепетал при звуках: "гласность", "устность", "свобода слова", "вольный труд", "независимость  суда" и т.д., которыми был полон  тогдашний воздух. В довершение всего, я был мировым посредником". Философские основы теории правового государства создавались и развивались великим немецким философом Иммануилом Кантом, многократно указывавшим на необходимость опоры государства на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.

Значительное освещение и развитие идей правового государства отражается в произведениях современных западных юристов, политологов и социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме они закрепляются в текущем законодательстве и даже в конституциях ряда западных государств.

Прямое закрепление идея правового государства нашла, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1 о том, что Испания - это "социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм".  Она закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в ст. 20 и 28 провозглашающем, что "Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством" и что "конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона".Законодательное закрепление права и свободы человека получили также в Конституции США 1789 г., были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции 1789г.

Таким образом, идея правового  государства, т.е. государства, где государственная  власть ограничена правом, соблюдаются  права и свободы граждан, уходит корнями еще в античное общество и проходит долгий период формирования вплоть до наших дней. Безусловно, главным достижением данной идеи является не только формирование модели правового государства в различных странах, но и закрепления его принципов в действующем законодательстве.

 

 

 

    1. Становление понятие правового государства в России.

Идеи правового государства  на протяжении длительного времени  занимали умы не только зарубежных, но и отечественных ученых-юристов. Об этом свидетельствуют, в частности, фундаментальные исследования С.А. Котляревского "Власть и право. Проблемы правового государства" (М., 1915), "Лекции по общей теории права" Н.М. Коркунова (Спб., 1898), "Лекции по общему государственному праву" Ф. Кистяковского (М., 1912), "Очерки философии права" И.В. Михайловского (Томск, 1914), "Общая теория права" (Вып. 1-4), (Спб., 1912-1914), работы многих других авторов. Об этом же говорят и переводы с иностранных языков на русский  ряда публикаций, посвященных проблемам  правового государства.

Идеи правового государства, нередко именовавшегося "государством законности", "государством правопорядка" и пр., наряду с идеями права, гуманизма  и справедливости играли значительную роль в формировании и развитии правового  сознания российских граждан, в особенности  интеллигенции, на протяжении весьма длительного  периода истории, начиная со второй половины XIX в. и вплоть до настоящего времени.

Весьма важное значение с  точки зрения формирования и развития идеи правового государства в  России в конце XIX - начале XX в. имели  также закрепленные в законодательных  актах положения, касающиеся осуществления  законодательной власти государем  императором "в единении с представителями  народа", порядка выборов в  Государственную Думу (Указ от 6 августа 1905 г.), о правах и обязанностях российских подданных, среди которых "право  свободно избирать место жительство и занятие", приобретать и отчуждать  имущество, "беспрепятственно выезжать за пределы государства" и др.

Разумеется, в условиях самодержавия было бы весьма наивно говорить о становлении  правового государства. Ибо основной законодательный массив был направлен  не только на сохранение, но и на укрепление самодержавной власти. И тем не менее появление в нормативно-правовых актах таких общих статей и разделов, непременно апеллирующих к закону, как положения о том, что "никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных", "никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном", и др., несомненно, свидетельствует о том, что в российской государственно-правовой жизни и идеологии сформировались идеи, созвучные идеям правового государства.

Всю историю формирования и развития идей правового государства  в России можно разделить, с известной  долей условности, на три периода: первый этап - со второй половины XIX в. и  вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй - с 1917 по 1985 г.; и третий этап - с 1985 г. и вплоть до настоящего времени. Каждый этап соотносится с определенным периодом развития российского общества и государства и имеет свои особенности.

Информация о работе Разделение властей в правовом государстве