Разделение властей в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание

Эта тема в теории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для России. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового
государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Работа состоит из  1 файл

мой курсач.docx

— 68.40 Кб (Скачать документ)

Характерными особенностями  развития идей правового государства  в России со второй половины XIX в. и  вплоть до Октябрьской революции 1917 г.являются следующие. Во-первых, становление  и развитие их под сильным воздействием западных демократических идей.

Речь при этом идет не только о традиционном влиянии на российскую политическую мысль, скажем, идей Вольтера, считавшего, что "чем  больше законы, созданные по договору между людьми, приближаются к естественному  закону, тем более сносна жизнь", или учений Руссо, Дидро, Локка, Гельвеция, Гольбаха или Монтескье. Большое  влияние оказывали также и "рядовые" исследователи государственно-правовой материи, развивавшие идеи правового  государства.

Во-вторых, формирование и  развитие идей правового государства  в России в данный период осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной  власти, в противоборстве (явном  или скрытом) с идеями просвещенного  абсолютизма.

В сознании многих просвещенных людей по-прежнему доминировали автократические  идеи о священности и неприкосновенности монархической власти, о единственном пути дальнейшего развития России через  ее (этой власти) укрепление и совершенствование.

По-прежнему в обществе были широко распространены и пользовались активной поддержкой, особенно в правящих кругах, идеи, высказанные еще Н. Карамзиным в его известной "Записке  о древней и новой России" (1811 г.), адресованной Александру I, в  которой он решительно выступал против какого бы то ни было законодательного ограничения самодержавия*(413).

Россия, писал он, всегда "основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась  мудрым самодержавием". Власть монарха  всегда должна быть выше закона.

Однако в литературе рассматриваемого периода все большую популярность и значимость стали приобретать  либерально-демократические правовые мотивы.

И, в-третъих, формирование и  развитие идей правового государства  в России на рубеже XIX-XX вв. осуществлялись на фоне и в контексте бурных академических  дискуссий о соотношении государства  и права не только на этом этапе, но и на самой первой, изначальной  стадии их возникновения и развития.

Важное значение для развития идей правового государства в  России имела разработка проблем  гражданского общества и конституционного государства.

Согласно бытовавшему  в отечественной юридической  литературе в начале XX в. мнению конституционное  государство представляло собой  не что иное, как "практическое осуществление  идеи правового государства". Эта  идея, писал Ф. Кистяковский, с давних времен теоретически развивалась в  политических учениях, но "только в  конституционном государстве она  нашла в себе практическое выражение".

Правовое государство  при этом определялось как такое  государство, которое "в своих  отношениях к подданным связано  правом, подчиняется праву". Иными  словами - это есть такое государство, "члены которого по отношению  к нему имеют не только обязанности, но и права; являются не только подданными, но и гражданами".

Одним из важнейших условий  нормального функционирования правового  государства в этот период считалось  не только осуществление на практике принципа разделения властей, но и постоянное поддержание баланса властей.

Особое внимание при этом обращалось на предотвращение наиболее часто встречающихся в политической жизни разных стран попыток узурпации  всей государственной власти со стороны  исполнительной власти.

Гарантиями против такого захвата власти должно служить, по мнению Ф. Кистяковского и других авторов, следующее. Во-первых, "право народного  представительства ежегодно определять бюджет и численность армии", ставящее в зависимость от законодательной  власти те "материальные и личные силы государства", которыми распоряжается  исполнительная власть.

Во-вторых, ответственность  министров перед народным представительством, выражающаяся в праве последнего делать им запросы, выражать свое мнение по поводу действий и передавать их суду за преступления по должности. Это  же во многих странах касается и  главы государства, который может  быть привлечен к ответственности  парламентом за преступления

И, в третьих, право судебной власти "в конкретных случаях, подлежащих ее рассмотрению, проверять законность правительственных распоряжений и  оставлять без исполнения распоряжения, не согласные с законом".

Следующий этап развития идей правового государства в России с 1917 по 1985 г. не отличался особой позитивной активностью. Скорее, даже наоборот. В практическом отношении, в плане не только теоретической разработки, но и практического внедрения в жизнь идей правового государства данный период в российской государственно-правовой истории был, несомненно, шагом назад.

Анализ научных источников и официальных документов этого  периода со всей очевидностью свидетельствуют  о том, что на данном этапе развития нашего общества не было недостатка в  научных трудах и решениях государственных  и партийных властей, в которых  бы в той или иной мере не развивались  идеи, созвучные идеям правового  государства.

Это и идеи разделения функций  партийных и государственных  органов, и идеи все более активного  участия широких слоев населения  в управлении делами общества и государства, и провозглашение принципа "все  во имя человека", все для блага  человека", и развитие идей общенародного  государства, и многое другое.

Более того, в 60-80-е годы в  нашей стране проводились дискуссии  о соотношении права и закона, где подвергался сомнению издавна  сложившийся тезис о том, что  право и закон есть идентичные явления и понятия, что закон  как ведущий нормативно-правовой акт, исходящий от государства, всегда имеет правовой характер.

В этот же советский период развивались идеи "государства  законности" и конституционности, уделялось значительное внимание повышению  жизненного уровня трудящихся масс, гарантиям  их социально-экономических прав и  свобод.

Однако многие теоретические  разработки идей, созвучных идеям  правового или "околоправового" государства в рассматриваемый  период, так и остались не чем  иным, как лишь теоретическими разработками. На практике, особенно в 30-40-е годы - период сталинских репрессий и беззакония в стране, торжествовали совсем иные идеи и принципы.

Значительный шаг в  развитии идей правового государства  в России был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так  называемой перестройки и в настоящее время.

Именно в этот период были расширены политические права и  свободы российских граждан, упразднена политическая цензура. В Конституции 1993 г. впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе, как социальное, правовое государство, а также гарантированны основные принципы правового государства, такие как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, принцип верховенства закона, принцип гарантированности основных прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, и др.

 

    1. Принципы правового государства.

Принципы — это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом. Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти.

Можно выделить следующие  основные принципы правового государства, характеризующие его сущность и социальное назначение:

  • принцип приоритета права во всех сферах общественной жизни;
  • принцип верховенства правового закона;
  • принцип гарантированности основных прав и свобод человека и

гражданина;

  • принцип взаимной ответственности государства и личности;
  • принцип осуществление государственной власти путем разделения

властей;

 

 

 

  • Принцип приоритета права во всех сферах общественной жизни

Правовое государство начинается там, где законодатель считает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми началами.

Право и государство –  это относительно самостоятельные  явления общественной жизни. Между правом и государством существует функциональная связь, которая означает: государство не может нормально функционировать без права, а право без государства. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности и реальном существовании правовой государственности. Становление правовой государственности предполагает господство права в общественных отношениях, признание приоритет права в государственной политике, ограничение власти основами права и нравственности, правление правового закона.

При установлении правовой основы общества право имеет приоритет

над государством в том  смысле, что государственная власть, политика подчиняется праву. Приоритет права над государством означает, что каждый

человек обладает естественными  и неотчуждаемыми правами и свободами, только народ имеет суверенное и неотъемлемое право определять форму и содержание деятельности государства, а также демократичность институтов государственной власти.

Господство права во всех сферах общественной жизни предполагает сочетание двух аспектов: во-первых, в форме правовой организации системы государственной власти и, во-вторых, в виде верховенства правового закона. При этом необходимо иметь в виду тот факт, что правовая законность и правовая организация государственной власти должны быть таковыми не только по названию, но и по содержанию. Речь идет именно о приоритете правового закона, в основу которого положены принципы свободы, равенства и справедливости.

 

  • Принцип верховенства правового закона

Принцип верховенства правового  закона означает, что закон как выражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов и имеет высшую юридическую силу. Однако не всякий закон может быть назван правовым. Под правовым законом понимается такой закон, который отвечает определенным правовым принципам и не противоречит естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. «Закон – это не продукт произвольной деятельности государства, – пишет В. Н. Кудрявцев, – он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости»5. Правовое государство начинается там, где законодатель

понимает принципы ограничения  своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежат свобода и равенство их участников. Исходя из этих критериев и следует говорить о верховенстве права, его господстве в общественной жизни. Высшую юридическую силу имеет основной закон государства, который устанавливает основы конституционного строя страны, правовое положение личности, порядок организации и деятельности высших органов государственной власти страны. Конституция страны имеет значение непосредственно действующего права. В конституции страны необходимо закрепить и конкретизировать принципы верховенства права и механизмы его осуществления, для того, чтобы избежать произвола и сохранить стабильный правопорядок.

Верховенство права должно быть не только в законотворческой деятельности государства, но и в правоприменительной деятельности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны действовать строго в рамках предписаний законодательных актов. Соблюдение принципа законности – гарант стабильности и развития общества.

Верховенство правового  закона также означает его всеобщность, т. е.

его предписания в равной степени распространяются на все  субъекты правоотношений. Закон один для всех и в любой ситуации перед ним все равны. Ему обязан подчиняться и глава государства, обладающий большими

полномочиями, и должностные  лица в органах исполнительной власти, и каждый депутат, который в состоянии изменить закон только совместно с другими депутатами, в процессе особой и достаточно тщательной длительной процедуры обсуждения и принятия нового законопроекта. Отступление от данного принципа приводит к различного рода злоупотреблениям, произволу, правонарушениям, что, в конечном счете, сказывается и на общем состоянии стабильного функционирования общества и государства.

Информация о работе Разделение властей в правовом государстве