Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:12, курсовая работа
Эта тема в теории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для России. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового
государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.
Характерными особенностями развития идей правового государства в России со второй половины XIX в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.являются следующие. Во-первых, становление и развитие их под сильным воздействием западных демократических идей.
Речь при этом идет не
только о традиционном влиянии на
российскую политическую мысль, скажем,
идей Вольтера, считавшего, что "чем
больше законы, созданные по договору
между людьми, приближаются к естественному
закону, тем более сносна жизнь",
или учений Руссо, Дидро, Локка, Гельвеция,
Гольбаха или Монтескье. Большое
влияние оказывали также и "рядовые"
исследователи государственно-
Во-вторых, формирование и развитие идей правового государства в России в данный период осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве (явном или скрытом) с идеями просвещенного абсолютизма.
В сознании многих просвещенных
людей по-прежнему доминировали автократические
идеи о священности и
По-прежнему в обществе были
широко распространены и пользовались
активной поддержкой, особенно в правящих
кругах, идеи, высказанные еще Н.
Карамзиным в его известной "Записке
о древней и новой России"
(1811 г.), адресованной Александру I, в
которой он решительно выступал против
какого бы то ни было законодательного
ограничения самодержавия*(413)
Россия, писал он, всегда "основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием". Власть монарха всегда должна быть выше закона.
Однако в литературе рассматриваемого
периода все большую
И, в-третъих, формирование и
развитие идей правового государства
в России на рубеже XIX-XX вв. осуществлялись
на фоне и в контексте бурных академических
дискуссий о соотношении
Важное значение для развития идей правового государства в России имела разработка проблем гражданского общества и конституционного государства.
Согласно бытовавшему
в отечественной юридической
литературе в начале XX в. мнению конституционное
государство представляло собой
не что иное, как "практическое осуществление
идеи правового государства". Эта
идея, писал Ф. Кистяковский, с давних
времен теоретически развивалась в
политических учениях, но "только в
конституционном государстве
Правовое государство при этом определялось как такое государство, которое "в своих отношениях к подданным связано правом, подчиняется праву". Иными словами - это есть такое государство, "члены которого по отношению к нему имеют не только обязанности, но и права; являются не только подданными, но и гражданами".
Одним из важнейших условий нормального функционирования правового государства в этот период считалось не только осуществление на практике принципа разделения властей, но и постоянное поддержание баланса властей.
Особое внимание при этом
обращалось на предотвращение наиболее
часто встречающихся в
Гарантиями против такого захвата власти должно служить, по мнению Ф. Кистяковского и других авторов, следующее. Во-первых, "право народного представительства ежегодно определять бюджет и численность армии", ставящее в зависимость от законодательной власти те "материальные и личные силы государства", которыми распоряжается исполнительная власть.
Во-вторых, ответственность министров перед народным представительством, выражающаяся в праве последнего делать им запросы, выражать свое мнение по поводу действий и передавать их суду за преступления по должности. Это же во многих странах касается и главы государства, который может быть привлечен к ответственности парламентом за преступления
И, в третьих, право судебной власти "в конкретных случаях, подлежащих ее рассмотрению, проверять законность правительственных распоряжений и оставлять без исполнения распоряжения, не согласные с законом".
Следующий этап развития идей правового государства в России с 1917 по 1985 г. не отличался особой позитивной активностью. Скорее, даже наоборот. В практическом отношении, в плане не только теоретической разработки, но и практического внедрения в жизнь идей правового государства данный период в российской государственно-правовой истории был, несомненно, шагом назад.
Анализ научных источников и официальных документов этого периода со всей очевидностью свидетельствуют о том, что на данном этапе развития нашего общества не было недостатка в научных трудах и решениях государственных и партийных властей, в которых бы в той или иной мере не развивались идеи, созвучные идеям правового государства.
Это и идеи разделения функций
партийных и государственных
органов, и идеи все более активного
участия широких слоев
Более того, в 60-80-е годы в
нашей стране проводились дискуссии
о соотношении права и закона,
где подвергался сомнению издавна
сложившийся тезис о том, что
право и закон есть идентичные
явления и понятия, что закон
как ведущий нормативно-
В этот же советский период развивались идеи "государства законности" и конституционности, уделялось значительное внимание повышению жизненного уровня трудящихся масс, гарантиям их социально-экономических прав и свобод.
Однако многие теоретические разработки идей, созвучных идеям правового или "околоправового" государства в рассматриваемый период, так и остались не чем иным, как лишь теоретическими разработками. На практике, особенно в 30-40-е годы - период сталинских репрессий и беззакония в стране, торжествовали совсем иные идеи и принципы.
Значительный шаг в развитии идей правового государства в России был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так называемой перестройки и в настоящее время.
Именно в этот период были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура. В Конституции 1993 г. впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе, как социальное, правовое государство, а также гарантированны основные принципы правового государства, такие как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, принцип верховенства закона, принцип гарантированности основных прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, и др.
Принципы — это
Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом. Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти.
Можно выделить следующие основные принципы правового государства, характеризующие его сущность и социальное назначение:
гражданина;
властей;
Правовое государство начинается там, где законодатель считает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми началами.
Право и государство – это относительно самостоятельные явления общественной жизни. Между правом и государством существует функциональная связь, которая означает: государство не может нормально функционировать без права, а право без государства. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности и реальном существовании правовой государственности. Становление правовой государственности предполагает господство права в общественных отношениях, признание приоритет права в государственной политике, ограничение власти основами права и нравственности, правление правового закона.
При установлении правовой основы общества право имеет приоритет
над государством в том смысле, что государственная власть, политика подчиняется праву. Приоритет права над государством означает, что каждый
человек обладает естественными и неотчуждаемыми правами и свободами, только народ имеет суверенное и неотъемлемое право определять форму и содержание деятельности государства, а также демократичность институтов государственной власти.
Господство права во всех сферах общественной жизни предполагает сочетание двух аспектов: во-первых, в форме правовой организации системы государственной власти и, во-вторых, в виде верховенства правового закона. При этом необходимо иметь в виду тот факт, что правовая законность и правовая организация государственной власти должны быть таковыми не только по названию, но и по содержанию. Речь идет именно о приоритете правового закона, в основу которого положены принципы свободы, равенства и справедливости.
Принцип верховенства правового закона означает, что закон как выражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов и имеет высшую юридическую силу. Однако не всякий закон может быть назван правовым. Под правовым законом понимается такой закон, который отвечает определенным правовым принципам и не противоречит естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. «Закон – это не продукт произвольной деятельности государства, – пишет В. Н. Кудрявцев, – он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости»5. Правовое государство начинается там, где законодатель
понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежат свобода и равенство их участников. Исходя из этих критериев и следует говорить о верховенстве права, его господстве в общественной жизни. Высшую юридическую силу имеет основной закон государства, который устанавливает основы конституционного строя страны, правовое положение личности, порядок организации и деятельности высших органов государственной власти страны. Конституция страны имеет значение непосредственно действующего права. В конституции страны необходимо закрепить и конкретизировать принципы верховенства права и механизмы его осуществления, для того, чтобы избежать произвола и сохранить стабильный правопорядок.
Верховенство права должно быть не только в законотворческой деятельности государства, но и в правоприменительной деятельности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны действовать строго в рамках предписаний законодательных актов. Соблюдение принципа законности – гарант стабильности и развития общества.
Верховенство правового закона также означает его всеобщность, т. е.
его предписания в равной степени распространяются на все субъекты правоотношений. Закон один для всех и в любой ситуации перед ним все равны. Ему обязан подчиняться и глава государства, обладающий большими
полномочиями, и должностные лица в органах исполнительной власти, и каждый депутат, который в состоянии изменить закон только совместно с другими депутатами, в процессе особой и достаточно тщательной длительной процедуры обсуждения и принятия нового законопроекта. Отступление от данного принципа приводит к различного рода злоупотреблениям, произволу, правонарушениям, что, в конечном счете, сказывается и на общем состоянии стабильного функционирования общества и государства.
Информация о работе Разделение властей в правовом государстве