Разделение властей в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание

Эта тема в теории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для России. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового
государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Работа состоит из  1 файл

мой курсач.docx

— 68.40 Кб (Скачать документ)
  • Принцип гарантированности основных прав и свобод человека игражданина.

Истоком приоритета права  в гражданском обществе служат естественные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, обусловленные социальной природой личности. Правовое государство основывается на безусловном признании неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, на их конституционном закреплении и судебной защите. Люди от природы равны и свободны, имеют незыблемые права, из которых вытекают и их обязанности перед другими людьми и обществом. Права и свободы личности не являются особым даром власти, они коренятся в общественном строе, но непременно должны быть признаны и закреплены государством в основном законе и им гарантированы.

Из признания первичности  прав человека вытекает правовой статус граждан, характер отношений между ними и государством. Отношения между гражданином и государством носят строго правовой характер, это отношения взаимных прав и обязанностей, обеспечивающие свободное развитие личности и подчинение государства обществу. Свобода каждого индивида – предпосылка свободного общества, которая превращает государство из аппарата публичной власти, стоящей над обществом, в организацию, подчиненную интересам общества и защите прав его членов. Не личность и общество служат государству, а государство должно служить человеку и обществу, не право служит государству, а государство должно служить праву.

 

 

 

  • Принцип взаимной ответственности государства и личности.

Правовое государство  предполагает  новый тип отношений между личностью и государством. Это принцип взаимной ответственности личности перед государством и государства перед личностью. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития.

Все отношения между гражданином  и государством строятся только на основании закона, т. е. гражданин несет ответственность перед государством

только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено  в законодательных актах. Государство, определяя меру свободы личности, также ограничивает и себя в собственных действиях и решениях. В случае, если орган государственной власти или должностное лицо своими действиями или

бездействием причинили  вред гражданину, то государство должно возместить ущерб в полном объеме, независимо от вины конкретного причинителя вреда. Все споры по поводу права между гражданином и государством подлежат рассмотрению в суде. Государство на конституционном уровне устанавливает эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов.

 

  • Принцип разделения властей.

Важнейшим принципом организации  и деятельности правового государства является принцип разделения государственной власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны составлять так называемую систему «сдержек и

противовесов». Главным смыслом  принципа разделения властей является не

простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание  властей ради

обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен  на

обеспечение конституционных  прав и свобод личности, которые  могут быть

гарантированы только при  самостоятельном функционировании этих ветвей

власти.

Глава 2. Принцип  разделения властей.

 

2.1. Становление  понятия принципа разделения  властей и его сущность.

Теория разделения властей, именуемая также принципом разделения властей, в том виде, как она  воспринимается ныне применительно  к государственному режиму, появилась  более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье.

Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей изложены в главном его  труде "Два трактата о государственном  правлении" (1690), а идеи Монтескье  о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения - в романе "Персидские письма", историческом очерке "Размышления  о причинах величия и падения  римлян" и основном его произведении - "О духе законов" (1748).

Подобно другим научным идеям  и концепциям теория разделения властей  возникла не на пустом месте. Она была подготовлена всем предшествующим социально-политическим развитием и накоплением исторического  опыта в организации государственно-правовой жизни и поддержании стабильности в обществе и государстве.

Теория разделения властей  возникает и начинает "материализовываться" лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают  все необходимые предпосылки  для активного участия широких  слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах  страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск  путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных  или граждан; предпринимаются попытки  ограждения их, а вместе с ними всего  общества и государства от возможной  узурпации всей государственной  власти как со стороны отдельных  лиц, так и со стороны отдельных  органов государства.

Именно в такой период, в конце XVII в., в период так называемой "славной революции" в Англии, и в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье  разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается  каркас здания под названием теории разделения властей.

При рассмотрении процесса формирования теории разделения властей  в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание таких мировоззренческого фонда  и обстановки, в которых стало  возможным появление концепции  разделения властей, оформление составляющих ее элементов. Во-вторых, это создание собственно концепции, оформление ее отдельных  частей и гармоническое соединение их воедино. И, в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся  в результате накопления практического  опыта по претворению основных положений  теории разделения властей в жизнь".

По мнению ученых, длительность этих фаз по времени далеко не одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. до второй половины XVII в. Вторая, основная, фаза - со второй половины XVII до середины XVIII в. И третья, завершающая, фаза охватывает период с середины XVII и до конца  первой половины XIX в.

В частности, для глубокого  понимания истоков, роли и назначения данной концепции в Англии весьма важным является не только констатация  таких объективно существовавших факторов, которые самым непосредственным образом сказались на содержании теории разделения властей, но и становление "удобной" для набиравшего в  тот период силу нового класса буржуазии  конституционной монархии, получившей затем законодательное закрепление  в Билле о правах (1689) и Акте об устроении (1710), а также достижение социально-политического компромисса  между земельной и денежной аристократией, между фактически господствовавшей в стране буржуазией и официально правящим дворянством, и др.

Объективные факторы - реально  существующие условия и предпосылки, несомненно, являются той базой, основой, на которой возникают и функционируют  как отдельные идеи, так и сама теория разделения властей. Они, безусловно, имеют важнейшее значение для  процесса возникновения и развития рассматриваемой концепции и  играют при этом доминирующую роль.

Однако далеко не второстепенное значение для данного процесса имеют  и субъективные факторы, в частности, политико-правовые и философские  воззрения самого основателя доктрины разделения властей Дж. Локка.

Будучи сторонником теории естественного права, общественного  договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, наконец, идеологом  социального компромисса и защитником идей либерализма, Дж. Локк не без оснований  рассматривал разрабатываемый им принцип  или теорию разделения властей как  один из способов достижения сложившихся  в его мировоззрении целей  и решения ряда социально-политических задач.

Представляя государство  как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими  же установленного общего закона и  создавших судебную инстанцию, правомочную  улаживать конфликты между ними, Дж. Локк считал, что только такой, а  не какой бы то ни было иной институт как государство - носитель публичной (политической) власти, способен защитить права и свободы граждан, гарантировать  их участие в общественно-политической жизни, добиться "главной и великой  цели" - сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество.

Однако успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны государства непременно требует, согласно воззрениям знаменитого  философа, четкого разделения его  публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и  соответственно наделения ими различных "сдерживающих" друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных  органов.

В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются  на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) - на монарха  и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные  органы располагаются в иерархическом  порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.

Отстаивая данный способ организации  власти и распределения ее между  различными государственными органами, Дж. Локк активно выступал против концепции  абсолютизации и неограниченности власти. Абсолютная монархия, писал  в связи с этим автор, которую  не которые считают "единственной формой правления в мире", на самом  деле "несовместима с гражданским  обществом и, следовательно, не может  быть формой гражданского правления".

Дело в том, пояснял  ученый, что поскольку она сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать  и естественную свободу человека.

Последняя заключается в  том, что человек по природе своей  полностью свободен "от какой  бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется власти другого человека, но руководствуется  только законом природы". В отличие  от естественной свободы "свобода  человека в обществе" состоит  в том, что он не подчиняется никакой  другой "законодательной власти, кроме той, которая установлена  по согласию в государстве, и не находится  в подчинении чьей-либо воле и не ограничен каким-либо законом, за исключением  тех, которые будут установлены  этим законодательным органом в  соответствии с оказанным ему  доверием".

Согласно философским  и политическим воззрениям Дж. Локка, если абсолютная монархия - это построенная  тирания и беззаконие - находится  в глубоком противоречии с природой человека и общественным договором, то публичная политическая власть, построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует  естественной природе людей.

Аналогичные идеи о разделении властей развивались и дополнялись  позднее в работах Ш. Монтескье. В каждом государстве, писал он, "есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

В силу первой части государь или учреждение создают законы, временные  или постоянные, и исправляют или  отменяют существующие. В силу второй они объявляют войну или заключают  мир, посылают и принимают послов, обеспечивают безопасность, предотвращают  нашествия. В силу третьей власти они карают преступления и разрешают  столкновения частных лиц. Последнюю  власть можно назвать судебной, а  вторую - просто исполнительной властью  государства".

Неразрывно связывая идею политической свободы с идеей  гражданской свободы и выступая за строгое соблюдение законов, регулирующих отношения между гражданами и  государством, Монтескье, так же, как  и Локк, усматривал в четком разделении и взаимном сдерживании властей  не только реальную гарантию прав и  свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония.

Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие механизма их взаимного сдерживания  друг друга, с неизбежностью ведет, по мнению мыслителя, к сосредоточению власти в руках одного лица, государственного органа или небольшой группы людей, а также к злоупотреблению  государственной властью и произволу.

Рассматривая истоки теории разделения властей, равно как и  процесс ее становления и развития, в научной и учебной юридической  литературе совершенно справедливо  указывается на то, что, несмотря на общность многих положений, высказанных  Локком и Монтескье в отношении  рассматриваемой теории, учение Монтескье  о разделении властей "обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими  концепциями".

В чем это проявлялось? Во-первых, в том, что Монтескье  соединил либеральное понимание  свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Свобода, доказывал просветитель, "устанавливается только законами и даже законами основными". А, во-вторых, в том, что он более определенно высказался за включение в состав властей, подлежащих разграничению, судебных органов. Система государственного управления, построенная на основе принципа разделения властей, в первую очередь законодательной и исполнительной власти, дополнялась у Монтескье принципом независимости судей.

Информация о работе Разделение властей в правовом государстве