Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:12, курсовая работа
Эта тема в теории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для России. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового
государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.
Истоком приоритета права в гражданском обществе служат естественные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, обусловленные социальной природой личности. Правовое государство основывается на безусловном признании неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, на их конституционном закреплении и судебной защите. Люди от природы равны и свободны, имеют незыблемые права, из которых вытекают и их обязанности перед другими людьми и обществом. Права и свободы личности не являются особым даром власти, они коренятся в общественном строе, но непременно должны быть признаны и закреплены государством в основном законе и им гарантированы.
Из признания первичности прав человека вытекает правовой статус граждан, характер отношений между ними и государством. Отношения между гражданином и государством носят строго правовой характер, это отношения взаимных прав и обязанностей, обеспечивающие свободное развитие личности и подчинение государства обществу. Свобода каждого индивида – предпосылка свободного общества, которая превращает государство из аппарата публичной власти, стоящей над обществом, в организацию, подчиненную интересам общества и защите прав его членов. Не личность и общество служат государству, а государство должно служить человеку и обществу, не право служит государству, а государство должно служить праву.
Правовое государство предполагает новый тип отношений между личностью и государством. Это принцип взаимной ответственности личности перед государством и государства перед личностью. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития.
Все отношения между гражданином и государством строятся только на основании закона, т. е. гражданин несет ответственность перед государством
только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в законодательных актах. Государство, определяя меру свободы личности, также ограничивает и себя в собственных действиях и решениях. В случае, если орган государственной власти или должностное лицо своими действиями или
бездействием причинили вред гражданину, то государство должно возместить ущерб в полном объеме, независимо от вины конкретного причинителя вреда. Все споры по поводу права между гражданином и государством подлежат рассмотрению в суде. Государство на конституционном уровне устанавливает эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов.
Важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения государственной власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны составлять так называемую систему «сдержек и
противовесов». Главным смыслом принципа разделения властей является не
простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей ради
обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на
обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть
гарантированы только при
самостоятельном
власти.
Глава 2. Принцип разделения властей.
2.1. Становление понятия принципа разделения властей и его сущность.
Теория разделения властей,
именуемая также принципом
Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей изложены в главном его труде "Два трактата о государственном правлении" (1690), а идеи Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения - в романе "Персидские письма", историческом очерке "Размышления о причинах величия и падения римлян" и основном его произведении - "О духе законов" (1748).
Подобно другим научным идеям
и концепциям теория разделения властей
возникла не на пустом месте. Она была
подготовлена всем предшествующим социально-политическим
развитием и накоплением
Теория разделения властей возникает и начинает "материализовываться" лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.
Именно в такой период,
в конце XVII в., в период так называемой
"славной революции" в Англии,
и в середине XVIII в., в период нарастания
революционных настроений во Франции,
усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье
разрабатываются основные положения,
закладывается фундамент и
При рассмотрении процесса формирования теории разделения властей в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание таких мировоззренческого фонда и обстановки, в которых стало возможным появление концепции разделения властей, оформление составляющих ее элементов. Во-вторых, это создание собственно концепции, оформление ее отдельных частей и гармоническое соединение их воедино. И, в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по претворению основных положений теории разделения властей в жизнь".
По мнению ученых, длительность этих фаз по времени далеко не одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. до второй половины XVII в. Вторая, основная, фаза - со второй половины XVII до середины XVIII в. И третья, завершающая, фаза охватывает период с середины XVII и до конца первой половины XIX в.
В частности, для глубокого
понимания истоков, роли и назначения
данной концепции в Англии весьма
важным является не только констатация
таких объективно существовавших факторов,
которые самым непосредственным
образом сказались на содержании
теории разделения властей, но и становление
"удобной" для набиравшего в
тот период силу нового класса буржуазии
конституционной монархии, получившей
затем законодательное
Объективные факторы - реально
существующие условия и предпосылки,
несомненно, являются той базой, основой,
на которой возникают и
Однако далеко не второстепенное значение для данного процесса имеют и субъективные факторы, в частности, политико-правовые и философские воззрения самого основателя доктрины разделения властей Дж. Локка.
Будучи сторонником теории
естественного права, общественного
договора, неотчуждаемости естественных
прав и свобод личности, наконец, идеологом
социального компромисса и
Представляя государство
как совокупность людей, объединившихся
в одно целое под эгидой ими
же установленного общего закона и
создавших судебную инстанцию, правомочную
улаживать конфликты между
Однако успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны государства непременно требует, согласно воззрениям знаменитого философа, четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно наделения ими различных "сдерживающих" друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов.
В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) - на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.
Отстаивая данный способ организации
власти и распределения ее между
различными государственными органами,
Дж. Локк активно выступал против концепции
абсолютизации и
Дело в том, пояснял ученый, что поскольку она сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.
Последняя заключается в том, что человек по природе своей полностью свободен "от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется власти другого человека, но руководствуется только законом природы". В отличие от естественной свободы "свобода человека в обществе" состоит в том, что он не подчиняется никакой другой "законодательной власти, кроме той, которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воле и не ограничен каким-либо законом, за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием".
Согласно философским и политическим воззрениям Дж. Локка, если абсолютная монархия - это построенная тирания и беззаконие - находится в глубоком противоречии с природой человека и общественным договором, то публичная политическая власть, построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует естественной природе людей.
Аналогичные идеи о разделении
властей развивались и
В силу первой части государь
или учреждение создают законы, временные
или постоянные, и исправляют или
отменяют существующие. В силу второй
они объявляют войну или
Неразрывно связывая идею политической свободы с идеей гражданской свободы и выступая за строгое соблюдение законов, регулирующих отношения между гражданами и государством, Монтескье, так же, как и Локк, усматривал в четком разделении и взаимном сдерживании властей не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония.
Отсутствие такого разделения
властей, равно как и отсутствие
механизма их взаимного сдерживания
друг друга, с неизбежностью ведет,
по мнению мыслителя, к сосредоточению
власти в руках одного лица, государственного
органа или небольшой группы людей,
а также к злоупотреблению
государственной властью и
Рассматривая истоки теории
разделения властей, равно как и
процесс ее становления и развития,
в научной и учебной
В чем это проявлялось?
Во-первых, в том, что Монтескье
соединил либеральное понимание
свободы с идеей
Информация о работе Разделение властей в правовом государстве