Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории отечественного государства и права ".
Уголовное право
ПСГ вводит в понятие «преступление» не только причинение ущерба лицу, но и государству.
Система преступлений выглядела так:
Против государства: измена («перевет»).
Против порядка управления: взятка («посул») судье, вторжение в судебное помещение, насилие в отношении судьи.
Против личности: убийство («головщина»), побои, оскорбление действием. Наиболее тяжкими считались — братоубийство и убийство родителей.
Имущественные преступления: кража («татьба»), кража церковного имущества, поджог, конокрадство, грабёж, разбой. Наказание за кражу дифференцируется в зависимости от размеров похищенного, способа совершения и повторности. Наиболее тяжкими преступлениями против собственности считались поджог и конокрадство. За них присуждалась смертная казнь.
Наказание и его цель.
Система наказаний:
Смертная казнь (ст 7-8).
Денежные штрафы — за большинство преступлений по ПСГ.
Телесные наказания, применявшиеся на практике, законодательно предусмотрены не были.
Наказание, в основном, несло компенсационный, а не карательный характер.
Судопроизводство
Процесс в целом носил
состязательный характер, то есть строился
на началах процессуального
Однако по сравнению с Русской Правдой, роль суда усилилась.
Вызов в суд происходил по повестке («позовнице»). Среди судебных доказательств отмечаются и письменные доказательства. Возник институт судебного представительства, которым могли воспользоваться только женщины, глухие, подростки, монахи и престарелые люди.
Вместе с тем сохраняется и такая архаическая форма доказывания своих прав, как судебный поединок (поле): вооружённое единоборство сторон или их представителей перед судом.
Значение ПСГ
Прежде всего, Псковская
Судная Грамота обстоятельно регламентировала
социально-экономическую жизнь
ПСГ была «шагом вперёд» по
сравнению с Русской Правдой
и стояла гораздо ближе к
Билеты № 9 Государственный строй и военная организация Золотой Орды
Гос. строй
Государственный механизм золотой Орды обеспечивал эксплуатацию своих трудящихся, ограбление покоренных народов. Это достигалось установлением террористического режима, котором происходило подчинение младших старшим было безусловным и бездумным. При этом использовались как пережитки прежней родо-племенной организации, так и новые, военно-феодальные принципы.
Верховная, деспотическая по существу власть в государстве принадлежала Хану, возводимому на престол курултаем.
Как правило, им становиться старший сын, предшествующего хана или другой ближайший родственник из чингисидов. Часто борьба за ханский престол носила ожесточенный характер, сопровождалась интригами, тайными или открытыми убийствами претендентов.
Хан прежде всего являлся верховным собственником всех земель, которые раздавал родичам и должностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назначение и смещение всех высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мира. Был он законодателем и верховным судьей.
Существовал в золотой Орде и коллегиальный орган-К у р у л т а й, в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники, вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники. На курултае решались вопросы войны и мира, наиболее важные споры и распри между представителями феодальной верхушки, пересматривались границы улусов, объявлялись решения хана по др вопросам.
Диваны-(канцелярии)-для ведениядел по различным отрослям управления.(конец 12 века)
Военная организация Золотой Орды
Была основой государственности. Многие носители гос. власти являлись командирами соответствующих воинских подразделений.
Многочисленная конница состояла из монголо-татар, кыпчаков и др племен и народов, была основой военной мощи Золотой Орды. В отдельные периоды истории З.О. могла выставить 150 и более тысяч конников. Построенная по десятичной системе , подвижная конница могла быстро собираться в указанном ханом или его командованном месте в огромную армию для наступательных операций или же мгновенно рассредоточиваться на обширных пространствах, перебрасываться из одной метсности в другую, совершать внезапные налеты и набеги, держа в постоянном в постоянном страхе поданных З.О. и подвластные народы.
Высший командный состав- темники, тысячники- состоял из представителей рода джучиндов-царевичей и знатных нойонов. Сотниками и десятниками назначались нукерами и др. представители рода племенной знати. Все командиры были связаны между собой своеобразными синьерально-вассальными отношениями строжайший воспрещался переход из одной тюрьмы , 1000 или сотни в другую. Подобный переход рассматривался как измена своему подразделению и его командиру. В войске поддерживалась жесточайшая дисциплина. За любое ослушание, не выполнение приказа грозила суровая кара, в плоть до смертной казни.
Еще Чингисхан,предавая исключительное значение добыванию всевозможных сведений о предполагаемом противники, организовал разведовательную службу. Хана З.О. – Бату, Берки и из приемники- обязывали своих войских начальников вести разведку через лазутчиков , изменников, купцов, добывать свидения о численности и вооружении противника , его командирах, настроениях, распрях и т.д. в последствии секретная служба была учреждена и для собственного гос. аппарата, охватила значительные слои населения, в том числе феодальную верхушку. Все секретные сведения доставлялись бекляри-беку, визирю и докладывались хану.
Билет № 10 Общественный строй русского централизованного государства.
Феодалы
-служилые князья(верхушка класса феодалов,бывшие удельные князья,которые после присоединения их уделов к московскому государству потеряли свою самостоятельность)
-бояре(как и княжата, составляли экономическую господствующую группировку внутри класса феодалов, что обеспечивала им и соответствующие политическое положение.)
-слуги вольные и дети боярские(средними и мелкими феодалами, несли службы великому князю)
-слуги «под дворским» ( низшая группа феодалов, которые часто набирались из княжеских холопов)
Великие князья начинают искать опору в новой группе класса феодалов-
-Дворянстве, которая формировалась прежде всего из слуг «под дворским»
При дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр
-крупным феодалом ост. По прежнему церковь
КРЕСТЬЯНЕ- сельско-феодальное зависимое население к началу данного периоду именовалось с и р о т а м и. В 14 веке этот термин постепенно вытеснялся новыми-( крестьяне),хотя даже в 15 веке употреблялся и древний-с м е р д ы .
-чернотяглые(жили на остальных на каких-нибудь не отданных феодалам)
-владельческие(жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам)
-старожильцы(люди истари живущих у того или иного феодала и несущие в его пользу обычные феодальные повинности, а так же тягло государству в 15 веке ,предоставлялись невопорядчики(невоприходцы)
-серебряники(зависимые люди, взявшие у феодала, деньги в долг и обязанные отработать его(серебро)
-половники(зависимые люди,
они пахали господскую землю
на своих лошадях отдавая
-бобыли(получали у феодалов жилища иногда землю(нетяглую,т.е. необлагаемую налогом)
Холопы
-большие холопы(верхушка холопства княжеские и боярские слуги иногда занимавшие высокие посты)
-полные и докладные холопы(работали в хозяйстве феодала, в качестве прислуги ,ремесленников, землепашцев)
-страдники(посаженные на землю)
-кабальные (кабала возникла
из долговой зависимости,
Билет № 21
Уголовное право в Соборном Уложении
Под преступлением (П) Соборное Уложение (СУ) считает деяния, опасные для феодального общества. П, как и в Судебниках, именуются лихим делом. Ярче проявляется классовая сущность П: за одно и то же П назначались различные наказания в зависимости от принадлежности преступника к определенной социальной группе.
По субъектам П СУ различает как отдельное лицо, так и группу лиц.
По ролям субъекты делятся на главных и второстепенных и причастных к совершению П, что свидетельствует о развитии института соучастия.
По субъективной стороне СУ делит все П на умышленные, неосторожные и случайные. Мера наказания за неосторожное и умышленное П одинаковая, т. к. наказание следует не за мотив П, а за его результат.
По объективной стороне СУ выделяет смягчающие (состояние опьянения, аффект) и отягчающие обстоятельства (неоднократность, размер вреда, совокупность).
СУ выделяет стадии П: умысел, покушение и совершение П.
Появляется понятие рецидива, крайней необходимости, необходимой обороны.
Объектами П СУ называет церковь, государство, семью, личность, имущество инравственность.
В порядке значимости система П строилась следующим образом:
П против религии (богохульство); государственные П (измена, посягательство на жизнь и здоровье царя, бунт);
П против порядка управления (подделка печатей, ложное обвинение);
П против личности (убийство, побои, оскорбление чести);
должностные П (взятка, фальсификация служебных документов, воинские П);
имущественные П (татьба, грабеж, мошенничество);
П против нравственности (непочитание детьми родителей).
Целями наказания были устрашение и возмездие. Для наказания характерны: индивидуализация, сословный принцип, принцип неопределенности в способе, мере и сроке наказания, применение нескольких видов наказания за одно П.
Видами наказания были:
смертная казнь (квалифицированная (четвертование, сожжение) и простая (повешение, отрубание головы));
членовредительство (усечение руки, отрезание носа, уха);
болезненные наказания (сечение кнутом);
тюрьма (срок заключения от 3 дней до бессрочного);
ссылка (назначалась как дополнительный вид наказания).
Высшие сословия наказывались лишением чести и прав (превращение в холопа, объявление ≪опалы≫, лишение должности, права обращаться с иском в суд).К имущественным наказаниям относились штрафы, конфискация имущества. Существовали церковные наказания (ссылка в монастырь, епитимья).
Билет№ 22
Суд и судебный процесс по Соборному Уложению 1649 года
Судебный процесс по Соборному
Уложению 1649 распадается на две различные
формы: "суд" (Глава X, состязательный
процесс) и "розыск" ("сыск", инквизиционный
процесс). «Суд» начинался с подачи
заявления заинтересованным лицом.
Вызов ответчика в суд
Билет № 23 церковная организация и юрисдикция древнерусского государства
С принятием христианства в Древней Руси начинает складываться церковная организация. Русская метрополия не была автокефальной, а зависела от константинопольского патриарха. Который назначал русского митрополита, епископов. Во главе русской митрополии стоял киевский митрополит. Митрополия делилась на епархии (включавшие территорию большой округи.). Сначала их насчитывалось пять, затем дошло до пятнадцати. Во главе епархии стоял епископ. Первые епископы были греки или болгары. Впоследствии Киевско-Печерский монастырь стал своего рода школой или «рассадником» русских епископов. Из него вышло много выдающихся архипастырей русской церкви.
Первые годы церковь и ее епископские кафедры находились полностью на содержание князей. Князь Владимир Святославович установил «десятину» - отчисление десятой части княжеских доходов в пользу церкви. Этот же порядок поддерживался и другими князьями.
Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, игравшие важную роль в истории средневековых государств. По идее монастырь – добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя служению богу. На деле же монастыри были крупными землевладельцами-феодалами. Духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения с земледельцами, какие были приняты в Греции. Монастыри владели селами, вели оптовую торговлю. Они ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной жизни и крупных политических событиях. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. В монастырях существовало неравенство между монахами выходцами из бедняков и из бояр, купцов.Высшие церковные власти (епископы и митрополиты) могли быть выбраны только из среды монахов, которые в отличии от обычных попов и дьяконов называли черным духовенством. Если кандидат в епископы происходил из «белого» духовенства и был женат, то его жена должна была уйти в отдаленный монастырь.Монастыри, появившиеся в середине ХI в. стали своего рода духовными академиями, куда охотно поступали сыновья крупных вельмож. В монастырях были хорошие библиотеки, в которых велись летописи, сочинялись проповеди, записывались монастырские события, прославлялись монахи – «подвижники», «отшельники», «молчальники».
Ко времени Ярослава относится окончательное оформление церкви как организации. При нём основывается митрополия в Киеве и при ней соборная церковь святой Софии, созывается первый церковный Собор в Киеве.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права "