Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории отечественного государства и права ".

Работа состоит из  1 файл

ИОГП ответы на билеты.docx

— 210.57 Кб (Скачать документ)

В 1736 г. предпринимателям дается разрешение покупать крестьян без земли, специально для использования в промышленности, с 1744 г. их можно приобретать целыми деревнями. Рост заработной платы в  промышленном производстве стимулировал процесс приписки крестьян (значительная часть их заработков поступала через  налоги в казну и через оброк  помещикам).

Со своей стороны приписные  крестьяне предпринимали меры для  того, чтобы устраниться от работы на мануфактурах: они могли откупиться, уплатив определенные суммы или  выставить вместо себя нанятых людей. Большая часть приписных формировалась  из частновладельческих крестьян и  крестьян, закрепленных по Указу 1736 г.

Дифференциация крестьянства приводила  к выделению из его среды мануфактуристов, ростовщиков и купцов. Процесс  этого выделения наталкивался на многие препятствия социально-психологического, экономического и правового характера.

Крестьянский отход ограничивался  владельцами, заинтересованными в  эксплуатации крестьян на барщине. Вместе с тем возрастание сумм оброка стимулировало помещиков к использованию  труда крестьян на стороне, в отходах. Запрет продавать крестьян без земли  и в розницу (1721 г.) затруднял для  промышленников использование их труда  на предприятиях и мануфактурах. В  том же 1721 г. купцы получили о покупать крестьян целыми деревнями и приписывать их к мануфактурам. Управление этими крестьянами осуществлялось берг-коллегией и мануфактур-коллегией. Продажа этих крестьян разрешалась только вместе с мануфактурами. Такая организационная мера была возможна только в условиях крепостнического найма и по характеру напоминала прикрепление посадского населения к посадам, а крестьян - к земле, произведенное Соборным Уложением 1649 г. Она препятствовала перераспределению рабочей силы внутри отрасли и за ее пределами, не стимулировала повышение производительности труда и его качества. С другой стороны, это оказалось единственным способом в тех условиях сформировать контингент рабочей силы в промышленности, создать "предпролетариат".

Промышленные предприятия и  мануфактуры организовывались вблизи крупных центров, где сосредотачивались  торговые связи, товарные массы и  рабочие руки. Вокруг вновь образованных предприятий, приисков, шахт и верфей начинали возводиться новые поселения  городского типа. Нарождающаяся городская  буржуазия была довольно пестрой  по ему составу и происхождению. В целом она являлась податным сословием, но для некоторых ее групп (мануфактуристов, купцов высших гильдий и др.) устанавливались особые привилегии и льготы.

 

В городах стали формироваться  органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало юридически оформляться  городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало  делиться на регулярных граждан и "подлых" людей. Регулярные, в очередь, подразделялись на первую гильдию (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера) и вторую гильдию (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы).

Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Создавались  по европейскому образцу, цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья  и ученики, и которыми отводили старшины. Появление гильдий и цехов  означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным (сюзерен-новассальным) принципам хозяйственной организации, возникали новые стимулы к труду, не известные крепостнической системе.

Однако эти системы (гильдейская  и цеховая), вышедшие из средневековья, отнюдь не означали порождения новых  буржуазных и капиталистических  начал. Они вначале уживались  с крепостничеством и абсолютизмом.

Мануфактурное производство стимулировало  рост торгового оборота. Основными  формами торговой деятельности были ярмарки и торжки. Тенденциями в этой сфере стали: проникновение в состав купечества разбогатевших крестьян, отход от протекционистской политики, смягчение тарифов. Новые явления вызывали нестабильность в положении старого традиционного купечества.

Правящим классом оставалось дворянство. В ходе складывания абсолютной монархии, происходила консолидация этого  сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем  и ликвидируется. Важный шаг в  этом направлении сделал акт об отмене местничества (1682 г.). Аристократическое  происхождение утрачивает значение критерия при назначении на руководящие  государственные посты. Его заменяют принципы выслуги, квалификации и личной преданности государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены  в Табели о рангах (1722 г.) функция  государственной службы объединяет дворянство (поначалу Петр I хотел назвать это сословие "шляхетством") в политически и юридически консолидированную группу. Экономическую консолидацию завершил Указ о единонаследии (1714 г.), ликвидировавший правовые различия между вотчиной и поместьем и объединивший их в единое юридическое понятие "недвижимостей".

Дворянство становится единственным служилым сословием, а служба - главной  сферой приложения сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные  меры для ограничения продвижения  по службе недворян. Табель о рангах перевернула старую идею местничества: титул и звание превращались из основания для получения должности в результат продвижения по службе. Достигнув определенного чина можно было превратиться из недворянина в дворянина, т.е. получить личное или потомственное дворянство. К концу 20-х годов XVIII в. число дослужившихся до дворянства составило треть всего дворянского сословия.

В интересах дворянства продолжался  процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722 - 1725 гг. была проведена  перепись, которая дала основу для  закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус. В 1729 г. были прикреплены кабальные (лично  зависимые, но не крепостные) и "гулящие" люди. Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.

 

Земельная собственность оставалась экономической основой существования  дворянского сословия. Землевладение  наряду с государственной службой  было его важнейшей социальной функцией. Однако между этими направлениями  деятельности довольно часто возникали  серьезные противоречия: дворянство, Стремившееся использовать службу для  приобретения земли и чинов, начинает тяготиться обязательностью государственной  службы, как таковой.

Табель о рангах приравняла гражданскую  службу к военной. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина. Служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни. В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от десяти до тридцати лет с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.

Уже в 1727 г. было введено частичное  освобождение дворян от военной службы. С 1736 г. срок государственной службы стал ограничиваться двадцатью пятью  годами. В 1762 г. обязательность дворянской службы отменяется, дворянину предоставляется  свобода выбора.

Оформление новых социальных групп  проходило на фоне ломки старых сословно-представительных учреждений. Последний Земский собор  проходил в середине XVII в. После этого  созывались сословные собрания, на которых обсуждались различные  вопросы: о денежной системе, ценах, местничестве и пр. (60 - 80-е годы XVII в.). Ликвидация сословно-представительных •Органов была обусловлена усилием  позиций центральной администрации, реформой финансовой системы и вооруженных  сил.

Централизация власти, формирование профессиональной бюрократии с одной  стороны, и усиление крепостнической  системы (т.е. ликвидация остатков крестьянского самоуправления), с другой, разрушали систему земского представительства. Дворянство становилось единственным правящим сословием, захватив в центре почти все места в государственном аппарате и армии, а на местах став полноправным хозяином над крестьянами. Почти столь же сильные позиции дворянство имело и в городах.

Существенные перемены в социальной структуре общества конца XVII в.- начала XVIII в. выявились в ходе военных  pеформ. В конце XVII в. основу войска все еще составляла дворянская конница. Все сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелецкими частями и полками "иноземного строя" (рейтарскими и драгунскими). Эти части, находившиеся на жаловании, численно превосходили дворянский контингент: в 1679 г. "по прибору" служило около семидесяти тысяч человек, 1681 г. - уже свыше восьмидесяти тысяч. Дворянская конница в то же время насчитывала не более шести тысяч. К 1681 г. восемьдесят девять тысяч из ста шестидесяти четырех были переведены в "иноземный строй".

Если стрельцы были еще полурегулярным войском (и были привязаны к своим  дворам и огородничеству на посадах), то полки "иноземного строя" были зародышем профессиональной армии. Офицерский корпус уже в конце XVII в. быстро пополнялся иностранными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой  от дворянства в деле формирования вооруженных сил, одновременно используя  служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.

В финансовой сфере конец XVII в. отмечен  интенсивным преобразованием всей податной и налоговой системы. Остававшаяся основным видом обложения - "соха" пополняется длинным рядом дополнительных налогов. Важнейшим из них были: таможенный сбор, кабацкие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы.

Налоговые преобразования опирались  на организационные меры, призванные упорядочить, централизовать и регламентировать эти мероприятия. В конце XVII в. "соха" как единица обложения уступает место новой единице - "двору". Происходит перенос фискального  внимания с обезличенной территории на субъекта, обложение начинает приобретать все более персональный характер. В 1646 г. проводятся подворная перепись, а в 1678 г. составляются переписные книги.

Для персонального выявления круга  налогоплательщиков к вопросам финансового  управления начинают привлекаться даже земские общества (активность которых  на некоторое время вновь возрождается). Характерным является то, что уже  в конце XVII в. осуществлялась сословная  разверстка прямых налогов: принцип  сословности возрождался при  абсолютизме в новом качестве - для распределения сословных  привилегий, обязанностей и службы.

В 1718 г. была проведена подушная перепись и финансовые службы перешли к  подушному обложению населения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянства и духовенства) и фактически уравнены в податном отношении различные  группы крестьянского населения (государственные, владельческие, посессионные, холопы). С точки зрения фискалитета, разные группы населения отличались друг от друга только степенью платежеспособности.

Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с политическими  интересами церкви.. Соборное Уложение стало юридическим препятствием для концентрации земельной собственности церкви и расширения ее юрисдикции. Уже в конце XVII в. стали ограничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных учреждений - на них стали распространяться разного рода подати: ямские, полоняночные, стрелецкие. С 1705 г. на служителей церкви, не имеющих прихода, стали налагаться особые денежные сборы, приходы облагались сборами на военные и иные нужды. С 1722 г. вступление в духовное сословие стало жестко регламентироваться: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие сорокалетнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родичи. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву, с 1722 г. - на часть духовенства была распространена подушная подать (этим повинностям подвергалось безместное духовенство, не имевшее приходов).

Попытки секуляризации церковных  земель, начавшиеся еще в конце XVI в., продолжались в начале XVIII в. Подвергались секуляризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями.

В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церковным управлением, однако почти полный государственный  контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода, как  органа государственного отраслевого  управления церковными делами (1721 г.).

Решающим актом секуляризации  церковных земель стал Указ 1764 г. лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные  оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее  церкви, переводились в положение  государственных. Была восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии и к ней приписаны все эти крестьяне - около восьмисот тысяч человек. За монастырями и архиерейскими домами оставались незначительные земельные наделы (несколько увеличенные в 1797 г.).

В 1778 г. были утверждены новые приходские штаты и в 1784 г. был проведен "разбор", в результате которого всем безместным священникам и детям священников предлагалось по выбору поступать в купечество, в цехи, в крестьянство или на военную службу. Предоставлялось право перехода их духовного сословия в любое другое. Духовенство становилось открытым сословием.

Название реформы

Годы

Суть преобразований

Краткие результаты реформы

Реформа государственного управления

1699-1721 гг.

Создание Ближней канцелярии (или  Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано  в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов  стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область  деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

1708-1715 гг. и   1719-1720 гг.

На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью  потеряли влияние.

Судебная реформа

1697 г.,  1719 г.,  1722 г.

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов  и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы  и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности "выбивания" показаний под пытками  создали почву для злоупотреблений  и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях  закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

с 1699 г.

Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной  коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью "Табели о рангах" воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных  учебных заведений. Введение армейской  дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую  к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный  военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады  и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа

1700-1701г.; 1721 г.

После смерти патриарха Адриана  в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано  управление церковно-монастырскими  землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные  доходы и суд над монастырскими  крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь  самостоятельности. На смену патриаршеству  создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и  назначались. Церковное имущество  часто отнималось и тратилось  на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели  к почти полному подчинению духовенства  светской власти. Помимо устранения патриаршества  многие епископы и простые священнослужители  подверглись гонениям. Церковь уже  не могла проводить самостоятельную  духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы

Почти все царствование Петра 1

Введение множества новых (в  том числе косвенных) налогов, монополизация  продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты . Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.

Увеличение доходов казны в  несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых - большая часть этих доходов разворовывалась.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права "